Традиции Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

За последнее время вследствие происходящих в России кризисных процессов и явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в деятельности по воспитанию молодого поколения, от которого во многом зависит будущее страны. По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим традициям. При этом необходимо помнить, что любовь и уважение к своей стране, своему Отечеству начинается для каждого человека с любви и гордости за свой родной город, поселок, со своей малой Родины, со знания ее истории, традиций.

Оглавление

Введение
Основная часть
Белорусский путь в Сибирь
Культура белорусского народа
Традиции и обычаи белорусского народа
3.1. Национальный белорусский костюм:
а) мужской костюм;
б) женский костюм;
в) национальная особенность – ручник;
3.2. Белорусская кухня
3.3. Празднование белорусской Масленицы
4. По материалам экспедиции
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

beloruss.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Вечерами пряли под лучиной, свечой. Одежду, полотенца, ковры и многое другое шили и ткали сами. В такие вечера любили петь во время работы. Мама знала много народных песен, и детей к ним приучила:

Ой, хацела ж мяне мацi 
Ды за першага аддаць,  
А той первы,  
Первы няверны, -  
Ой, не аддай мяне, маць!  
 
Ой, хацела ж мяне мацi  
Ды за другога аддаць,  
А той другi,  
Ходзiць да падругi, -  
Ой, не аддай мяне, маць!

 (Приложение №10)

 
Анастасия Александровна до сих пор любит петь песни на различных вечерах, дома, сидя за прядением, вышиванием. (Приложение №11).

 Главная традиция - кушать всей семьёй за одним столом. Отец резал хлеб, так как он был главой семьи. Ели молча, а если кто-то разговаривал, отец наказывал. Он считал, что во время еды все разговоры лишние. Национальным блюдом в семье являлся целый вареный картофель и драники. Анастасия Александровна до сих пор любит печь драники и угощать ими своих детей и внуков.

 Семья жила дружно. На Рождество – колядовали, гадали. Колядки – любимый праздник в Белоруссии всех детей и взрослых. Происходило это так: колядующих, как правило, может быть, неограниченное количество. Но минимум должно быть 6 персонажей. Впереди идёт Дзед (Дед) – символ белорусского Рода, глава любой семьи. У белорусов всегда почиталось старшее поколение. И здесь, Дзед — глава группы колядующих, он руководил всеми действиями.

Чуть позади идут Каляда с Зоркой, Каза (коза), Механоша (парень с мешком, куда складывают гостинцы), Мядзьведзь (медведь) и Варажбiтка (гадалка).

Каляда – это белорусская Богиня красоты. Калядой наряжалась самая красивая девушка, и только она имела право нести Зорку – Солнце.

Каза – символ урожайности, плодородия, благосостояния и здоровья. Под ритуальную песню Каза должна заглянуть во все углы дома, в  кладовки, в подпол, на печь, ведь везде, куда посмотрит её козий взгляд, будет в Новом году стоять мешок с зерном, с мукой, с картошкой, лежать колбасы и другие припасы. Посмотрев везде, Каза вдруг начинает лягаться, бодаться и бить копытами. Для чего это делалось? Белорусы верят, что Каза обладает лечебными свойствами. Кого она ударит, кого боднет, тот в новом году будет здоровым. Но в конце песни она падает замертво. Горе тем хозяевам, если не задобрят Казу и всех колядующих.

Четвёртый, наиболее важный персонаж – это Механоша. Это с виду простоватый, немного расхлябанный парень. Однако, после того как Каза упала, Механоша показывает свой ум и хитрость. Ведь ему необходимо как можно больше вытребовать у хозяев продуктов, а может и денег. Когда Механоша свою работу сделает, соберёт всё, что может, Дзед произносит магические слова:

Не хоча Каза ўставаць – трэба лёкi ёй даць: нацерцi бок кiйком, падняць батагом… А  ну Каза закладай рогi ды падбiрай ногi, з хаты выхадзi, бяду вынасi. Уцякай хутчэй з гаспадарскiх вачэй. А ў гэтым  доме не шкодзiць нiкому!8

После того как ритуал был завершён, хозяева могли вздохнуть с облегчением. Но благодарные колядующие предлагают свои развлечения. Учёный Мядзведзь смешно парадирует односельчан.

После развеселившего всех Мядзьведзя, Варажбiтка принимается  гадать. Ворожба в колядные вечера имела большое разнообразие и сильное значение. Девушки и женщины гадали как вместе, так и сугубо индивидуально. Ворожба шла и о суженом, и о счастье, и о здоровье близких, и о многом другом. Причём для этого использовались разнообразнейшие предметы как личного пользования (кольцо, свеча, воск), так и общего (забор, ворота, деревья и даже звёзды).

После ворожбы колядующие, как правило, с весёлой колядной песней покидали дом гостеприимных хозяев. Так проходили колядки у нас в Белоруссии. Дети люби колядовать, потому что получали много вкусностей и сладостей.

Время стояло тяжёлое. Закончилась  война, был страшный голод, работы не было, дома были сожжены.  Анастасия  Александровна принимает решение  покинуть Белоруссию.

В Большую Романовку  приезжает по желанию. Сначала жила в Новоникольске, затем в Весёлом. Сначала работала дояркой. Труд тяжёлый и неблагодарный. Работала с желанием, энтузиазмом, всегда спешила на работу.

  В 1959 году вышла  замуж. В 1960, 1963 и 1966 годах родились дети – Света, Витя и Саша. Так как в селе не было детского сада, после рождения детей не смогла выйти на работу. Занималась воспитанием детей, а муж работал. С 1966 по 1993 года работала в торговле. В 1993 году вышла на пенсию, сейчас находится на заслуженном отдыхе. (Приложение №12). Дети и внуки живут рядом: в Б.-Романовке и Табунах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение.

Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях; другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте; третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Школьникам-краеведам  предлагается поддерживать связи с  такими людьми, объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные  просьбы, получать от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное - юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.

Конечно же, работая над  данной темой, мы не смогли полностью охватить всю историю и культуру белорусского народа. Наша работа по изучению белорусского народа находится ещё в начальной стадии. Но у нас уже есть определённые результаты, которых мы достигли. Мы начали сбор экспонатов, костюмов, альбомов с песнями белорусского народа. Все экспонаты, после окончания работы, мы поместим в школьный музей. Занимаемся перепиской. Ребята написали письма родственникам Габ (Щитляк) Анастасии Александровны в Белоруссию. В дальнейшем мы надеемся тесно сотрудничать с Табунским краеведческим музеем и районной библиотекой. Я считаю, что мы делаем нужное и полезное дело, собирая материалы о народах, которые проживают на нашей табунской земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список источников и литературы.

 

Воспоминания. 1. Габ А.А., 1936г.р., С. Большеромановка, Табунский район, Алтайский край.

  1. Верещагин, П.Д. Крестьянские переселения из Белоруссии. - Минск, 1978. – 56с.
  2. Державин, Н. С. Происхождение русского народа. - М.: Просвещение, 1990. – 125с.
  3. Ламин, В.А.  Сташкевич, Н.С.  Резун, Д.Я.  Белорусы в Сибири. - Новосибирск, 2000. - 148с.
  4. Носевич, В.П. "Белоруссия и Россия: общества и государства". – М.: Издательство "Права человека", 1998, с.11-30.
  5. Очерки истории белорусов в Сибири в XIX-ХХ вв. - Новосибирск: Наука-Центр, 2002. – 78с.
  6. Седов, В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: Просвещение, 1990. -79с.
  7. Седов, В. В. Традиции и обряды белорусского народа. – М.: Просвещение, 1995. -120с.
  8. Филин, Ф. П. Образование языка восточных славян. - М.-Л.: Просвещение, 1980. – 100с.
  9. Филин, Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков: Историко-диалектологический очерк. - Л. 1995. – 98с.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

1 Верещагин, П.Д. Крестьянские переселения из Белоруссии. -  Минск, 1978. – 25с.

2 Ламин, В.А.  Сташкевич, Н.С.  Резун, Д.Я.  Белорусы в Сибири. - Новосибирск, 2000. - 66с.

3 Седов, В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: Просвещение, 1990. -10с.

4 Седов, В. В. Традиции и обряды белорусского народа. – М.: Просвещение, 1995. -49с.

5 Седов, В. В. Традиции и обряды белорусского народа. – М.: Просвещение, 1995. -70с.

6 Седов, В. В. Традиции и обряды белорусского народа. – М.: Просвещение, 1995. -88с.

7 Седов, В. В. Традиции и обряды белорусского народа. – М.: Просвещение, 1995. -90с.

8 Воспоминания. Габ А.А., 1936г.р., С. Большеромановка, Табунский район, Алтайский край.




Информация о работе Традиции Беларуси