Традиции Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

За последнее время вследствие происходящих в России кризисных процессов и явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в деятельности по воспитанию молодого поколения, от которого во многом зависит будущее страны. По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим традициям. При этом необходимо помнить, что любовь и уважение к своей стране, своему Отечеству начинается для каждого человека с любви и гордости за свой родной город, поселок, со своей малой Родины, со знания ее истории, традиций.

Оглавление

Введение
Основная часть
Белорусский путь в Сибирь
Культура белорусского народа
Традиции и обычаи белорусского народа
3.1. Национальный белорусский костюм:
а) мужской костюм;
б) женский костюм;
в) национальная особенность – ручник;
3.2. Белорусская кухня
3.3. Празднование белорусской Масленицы
4. По материалам экспедиции
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

beloruss.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Наиболее распространенными  материалами для изготовления белорусской  народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

а) Мужской костюм.

 До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу4. (Приложение №3)

б) Женский костюм.

Наиболее ярко самобытность традиционного  костюма белорусов выразилась в  женской одежде, состоящей из искусно  украшенной сорочки, юбки, фартука, декор  которого гармонировал с узорами  сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной  гармоничностью форм, разнообразием  и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими  полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной  или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков. (Приложение №4).

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

в) Национальная особенность – ручник.

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков  Беларуси, их объединяют и некоторые  общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже5. (Приложение №5).

 

3.2. Национальная кухня белорусов.

Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей – литовцев и латышей. Кроме того, кулинарное искусство в восточной и западной частях Белоруссии, долгое время изолированных друг от друга, развивалось неодинаково, подвергалось разному влиянию. Все это мешало закреплению уже сложившихся специфических черт белорусской кухни, тормозило разработку национальных кулинарных приемов и отдельных блюд, свойственных только белорусской кухне.

Крестьянская белорусская  кухня вплоть до конца XIX-начала XX вв. стойко сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII-XIV вв. и порой даже глубже - в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей. К концу XIX века белорусская кухня обрела свою самостоятельность.

Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.

Другой особенностью использования муки является весьма частое смешивание различных видов муки, подмес к какому-либо основному виду муки (ржаной, овсяной) - ячменной, гречневой или пшеничной, гороховой.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.

Действительно, для белорусской  кухни характерно не только то, что  она знает около двух с половиной  десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и  то, что эти блюда прочно закрепились  в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской  кухне нет, но зато разнообразные  производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как  обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.

Употребление и приготовление  мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую  кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.

Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.

Что касается чисто вкусовых качеств блюд белорусской кухни, то они весьма высоки, особенно если их употребляют свежеприготовленными, горячими - "с пылу с жару", а  не остывшими и тем более разогретыми. (Приложение №6).

 

3.3. Празднование белорусской Масленицы.

На масленичной неделе не ели мясо. Повсеместно угощали  всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось  на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. На столе появлялись также различные сыры, масла, творог.

Местные затейники в  первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись «в девках» и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.

Почти также поступали  с девушками, которые за прошедший  год не вышли замуж, даже, если это  произошло не по их вине.

На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины  с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины — ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник — для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.

В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. (Приложение №7). Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. 
С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Объезд коня проводился для того, чтобы проверить животное на выносливость.

В четверг обязательно  вешали качели, чтобы «пагушкацца». На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно  выше, потому что говорили так: «Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны»6. Молодежь даже устраивала соревнования между собой — кто «дакранецца да неба».

Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:

 

Вынесь нам, маладая Маня, 
Белы сыр, белы сыр, 
Будзе у цябе, маладая маня, 
Першы чын, першы сын, 
Вынесь нам, маладая Маня, 
Ды мачку, ды мачку, 
І народзіш, младая Маня,  
Ты дачку, ты дачку. 
или по-другому: 
Маладая ты, Марутка, 
Выйдзі, выйдзі к нам на вулку! 
У нас на вуліцы дзевак многа, 
Дзевак многа і рабят. 
Вазьмі сыра — родзіш сына, 
Вазьмі мачку — родзіш дачку7.

 

После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями.

Главным обрядом или  ритуалом сырной недели было сожжение чучела Масленки или Масленицы, которое олицетворяло собой всё самое плохое и темное. (Приложение №7). Возникновение такого обряда можно с уверенностью отнести к языческой традиции, как и всю сырную неделю. Ведь еще с дохристианских времен и на протяжении нескольких веков у белорусов сохранялся обычай жечь костры, а в них уничтожать изношенную одежду, старую обувь, одеяния больных и разные ненужные вещи. На Масленицу жгли всего лишь соломенное чучело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. По материалам экспедиции.

В далёком 1936 году в Брестской  области в деревне Квасевичи родилась девочка – Настя Щитляк. (Приложение №8). Отец - Александр Степанович - (1900 – 1951) умер от ран, полученных в годы Великой Отечественной войны. Мать - Ольга Ивановна - (1905 – 2000) умерла, прожив тяжёлую жизнь. Семья была большая. У Насти было трое братьев и пятеро сестёр. Трое детей умерло во время войны. Анастасия Александровна не помнит всех братьев и сестёр, так как была очень маленькой. Все дети этой семьи были  крещённые в православной церкви. (Приложение №9)

Жили в очень стареньком доме. Комнат было мало. Мебели было мало, так как не было возможности её приобрести. Время было тяжёлое. В доме были нары, на которых спали дети. Летом спали на соломе, полыни, т.к. был педикулёз и чесотка. В семье было небольшое хозяйство: лошадь и корова. Большей возможности содержать хозяйство семья не имела. Чтобы как-то прокормить семью, мать работала у поляков. Стирала, гладила бельё, убирала комнаты. За работу матери платили не очень много. Отец работал  строителем, был хорошим сапожником. В семье было заведено так, чтобы каждый помогал родителям по мери сил и возможностей. Дети начинали в семье работать очень рано. Обязанности были распределены.

Школы не было. Приспособили помещение под школу, в котором  помещались только начальные классы. Позже появились и старшие.

Анастасия Александровна  закончила семь классов. Жизнь была очень трудной, не до учёбы всем было. Испытывали голод, жили тяжело. Чтобы как-то прокормиться, сеяли лён.

Информация о работе Традиции Беларуси