Традиции Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

За последнее время вследствие происходящих в России кризисных процессов и явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в деятельности по воспитанию молодого поколения, от которого во многом зависит будущее страны. По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим традициям. При этом необходимо помнить, что любовь и уважение к своей стране, своему Отечеству начинается для каждого человека с любви и гордости за свой родной город, поселок, со своей малой Родины, со знания ее истории, традиций.

Оглавление

Введение
Основная часть
Белорусский путь в Сибирь
Культура белорусского народа
Традиции и обычаи белорусского народа
3.1. Национальный белорусский костюм:
а) мужской костюм;
б) женский костюм;
в) национальная особенность – ручник;
3.2. Белорусская кухня
3.3. Празднование белорусской Масленицы
4. По материалам экспедиции
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

beloruss.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

План


    1. Введение                                                                            
    2. Основная часть
        1. Белорусский путь в Сибирь                                        
        1. Культура белорусского народа                                   
        2. Традиции и обычаи белорусского народа                   

3.1. Национальный белорусский костюм:

а) мужской костюм;                                              

б) женский костюм;                                                

в) национальная особенность – ручник;             

3.2. Белорусская кухня                                                   

3.3. Празднование белорусской Масленицы               

4. По материалам экспедиции                                            

    1. Заключение                                                                          
    2. Список источников и литературы                                     
    3. Приложение                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Введение.

За последнее время вследствие происходящих в России кризисных процессов и явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в деятельности по воспитанию молодого поколения, от которого во многом зависит будущее страны. По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим традициям. При этом необходимо помнить, что любовь и уважение к своей стране, своему Отечеству начинается для каждого человека с любви и гордости за свой родной город, поселок, со своей малой Родины, со знания ее истории, традиций.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь детей к поисково-исследовательской деятельности, раскрывает связи с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края

В нашем селе есть свои природные особенности, специфические  черты истории и культур составляющие тот феномен, который формируют  в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Духовное возрождение  народа невозможно без сохранения и  передачи другим поколениям традиций национальной культуры. В условиях современной жизни для юного поколения очень важно чувствовать нравственную опору, каждый должен ощущать свои корни: это дом, семья, традиции.

История белорусского народа - ценный источник  углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. В своей работе я постаралась обобщить те данные, которые были получены в ходе исследования.

 

Цель программы:

Образование и духовное развитие детей и молодежи в процессе участия в творческой работе, связанной  с изучением, возрождением народных традиций, обычаев, изучения исторического  и культурного наследия своей Родины, традиций и обычаев малочисленных народов, населяющих Табунский район.

Задачи:

  • приобщение детей и молодежи к духовным ценностям России - стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
  • повышение уровня патриотического воспитания;
  • воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
  • сохранение исторической памяти;
  • изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

Объект:

    • представители белорусского народа.

Предмет:

  • Традиции и обычаи белорусского народа.

Методы:

  • Экскурсионный метод один из видов активной переработки знаний, 
    эмоциональными переживаниями и придают им особый характер.
  • Поисково - исследовательский - развитие познавательной активности и творческих способностей, открытие истины, известной обществу, но неизвестной ребенку и открытие нового, еще неизвестного науке.

Структура работы:

    • работа состоит из плана, введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений;
    • основная часть состоит из 4-х глав, третья глава делится на пункты и подпункты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Белорусский путь в Сибирь.

Освоение обширных сибирских  просторов началось в конце XYI века со времен царствования Ивана Грозного. В конце 16-17 вв. российское государство  часто воевало с Речью Посполитой. Российское государство начало новую войну за возвращение белорусских и украинских земель, находившихся под властью Речи Посполитой. Среди попавших в плен польских подданных было много выходцев с территории современной Белоруссии - «литвинов»1.

В 18 - первой половине XIX века приток переселенцев с территории современной  Белоруссии был незначительным. Исход  первой волны белорусской миграции связан с событиями раздела Речи Посполитой, в результате чего почти  вся территория современной Белоруссии вошла в состав Российской Империи. Возможность изменить или повысить свой социальный статус, обогатиться привлекала людей в Сибирь. Сюда стремились люди авантюрного склада, смельчаки.

Начало второй волны  соотнесено с разгромом восстания  в Польше в 1830-1831 гг. В нем участвовали белорусские шляхтичи. Вместе с польскими мятежниками они тоже оказались в Сибири.

Третья, самая многочисленная, волна миграции приходится на 40-50 гг. XIX века.  В это время в Сибирь пришло несколько организованных партий выходцев из Витебской губернии. Прибыли они сюда по собственной инициативе, откликнувшись на предложение правительства.

Четвертая волна была также связана с восстанием в 1863-1864 гг. 
Затем белорусские миграции в сибирский регион прекратились почти на 30 лет, возобновившись только в конце XIX столетия, и интенсивно продолжались в течение десятилетия вплоть до 1912 г. В 1898 году Сибирь в целом прибыло 30106 человек из Витебской, Виленской, Могилевской и Гродненской губерний. В 1907 году также около 30% всех сибирских переселенцев дали Могилевская, Витебская и Минская губернии. 
Эти переселенцы и принесли в Сибирь культуру льна. Почти все крестьяне выращивали на своих угодьях лен.

С 1913 года миграционное движение ослабевает, что было связано началом  Первой Мировой войны. В годы революции и Гражданской войны произошел отток части населения в обратном направлении, в Белоруссию.

В 30-40-х годах численность белорусского населения в Сибири значительно снизилась.

В последующие годы, согласно переписям 1970, 1979, 1989 гг., численность белорусов постепенно возрастала. Основную часть прироста давала миграция. Темпы естественного прироста были невелики.

Белорусские миграции в  Сибирь в 50-80-е годы прошедшего века были связаны с промышленным освоением  Сибири и началом ее крупнейших строек. Меняется социальный статус переселенцев, прибывающих в Сибирь. В основном, это квалифицированные рабочие и представители интеллигенции. Переселение идет не в сельскую местность, как ранее, а преимущественно в города и места новостроек.

С распадом Советского Союза  сибирские белорусы оказались за границей своей исторической родины. Некоторые в конце 80-х - начале 90-х  гг. вернулись в Белоруссию, но большая  часть осталась в Сибири.

Причиной переселения  из Белоруссии явилось страшное малоземелье. Экономическое положение крестьян было настолько тяжело, что они готовы были ехать не только в Сибирь, но и на край света2. (Приложение №1)

Переселившись в Сибирь, первые поселенцы называют села, деревни  на белорусский манер. Эти названия прижились и остались до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура белорусского народа.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую  языческую, дохристианскую эпоху.

Белорусская культура –  это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда  шел процесс заселения её славянскими  народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и  финно-угров.

Поначалу наши далекие  предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.

Благоприятные условия  для развития культуры возникли с  образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным.

Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской  культуры со второй половины XVI веке.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века3. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы – Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.

Однако с начала 1930-х  годов этот поступательный процесс  был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской  культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская  культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, И.Шамякин и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Начала изменяться к  лучшему ситуация с белорусским  языком, в том числе благодаря  принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых  авторов в литературу, искусство (Н.Арсеньева, Ю.Витьбич, М.Седнёв и т.д.). Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

 

 

 

3. Традиции  и обычаи белорусского народа.

3.1. Национальный костюм Белоруссии.

Традиционный народный костюм — один из главных элементов  этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Характерные черты народного  мировоззрения, традиционно сложившиеся  этнические и эстетические нормы  также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение. Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11—12 вв. К концу 19—началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих архаических черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Самобытность  белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. (Приложение №2)

Информация о работе Традиции Беларуси