Толерантность как фактор общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:57, реферат

Краткое описание

Все народы отличаются друг от друга широким специфическим набором черт в зависимости от места обитания, размеров территории, традиций, культуры, ресурсов, психологии и т. д. Свой вкад в ход мировой истории внесли народы- основатели древних цивилизаций, создав основу для матрицы будущей человеческой культуры. Важными путями взаимопонимания народов, государств, цивилизаций на протяжении веков являлось взаимовлияния государств друг на друга, переговоры(дипломатия).

Файлы: 1 файл

Мировая история.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности  явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая  связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента  окончания холодной войны непрестанно  росло количество социальных, религиозных  и культурных конфликтов. Слишком  много конфликтов быстро переросло  в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно.

Естественно, данная проблема волнует  правительства,  общественность, конечно и нас. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Нетерпимость общества это слагаемое  нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки  на расовую тему - конкретные примеры  выражения нетерпимости, которые  ежедневно имеют место в жизни  части людей. Нетерпимость ведет  только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?

Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических  реформ должно опираться на широкую  общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими  ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков  межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие  и конструктивная профилактика различных  видов экстремизма имеет для  многонациональной России особую актуальность.

Это обусловлено сохраняющейся  социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и  межконфессиональными конфликтами, попытками  использования этих конфликтов для  политического режима, ростом сепаратизма  и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в  действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма,  фанатизма и фундаментализма, конфликтах на Ближнем Востоке, событиях в Южной Осетии, событиях в Греции, акциях протеста во всем мире. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.

В связи с особой актуальностью  проблемы в России по заказу Министерства Образования была разработана федеральная  целевая программа «Формирования  установок толерантного сознания и  профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг. 

  

Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества

Для того чтобы понять сущность, уровень  и особенности проявления толерантности  между обществом и “иными детьми”  необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность». 

Для русского языка слово “толерантность” - относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин в общественном сознании не имеет. В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих  и проявлений.

Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический  экскурс:  

tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;  

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; 

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. 

Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

В « Социологическом энциклопедическом  словаре» (Москва, ИНФРА М-НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как  ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве  всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». 

Таким образом, основной смысл толерантности  – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной  личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Необходимо чётко различать  понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог  восприятия личностью (общественными  слоями, группами) неблагоприятных  для неё социальных, духовных и  других воздействий, выше которого она  теряет психологическую и волевую  стабильность и способна к непредсказуемым  действиям.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два  важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно  не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности  «чуждому», «иному» и к его  носителям.

В исследованиях следующим образом  определяются эти уровни: активное осуждение, требование применения к  «иному» репрессивных мер; осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета  «чуждого», но без применения репрессивных мер; безразличное отношение к «чуждому», «иному»; неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям; действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нём представленным.

Первые два уровня характеризуют  личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый  – с разной степенью развитой толерантностью.

Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом  случае для исследования, анализа  важно достаточно чётко представить  себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в  каком высокую.

Роль   и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.

Толерантность является ключевым духовно  нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности  отдельного человека во многом характеризует  его личные качества, обусловливает  его отношения с другими людьми.  

Исходя  из этого, во многих социологических   и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание.

Можно вспомнить в связи с  этим и борьбу за свободу совести  сторонников Реформации (М.Лютер) и  призыв к уважению инакомыслящих  Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом  причин: резкое расслоение мировой  цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный  с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное  локальными войнами; проблемами беженцев.

Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание  сегодняшнего состояния толерантности  в российском обществе: её уровень  в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.

Инвалиды, психически больные и  толерантность

В наш век стрессов и страстей, распространенность психических заболеваний  велика и продолжает расти. Причем это  касается  главным образом психических расстройств, занимающих промежуточное положение между психической нормой и выраженными нарушениями психики. Так называемая «пограничная» или «малая» психиатрия, в смысле уровня психических расстройств, стала необозримой сферой познания и применения.

Естественнонаучное объяснение психических  болезней (на западе – психоанализ) в нашей стране присутствует в  очень ограниченном количестве. Люди боятся, а подчас просто не хотят  взглянуть внутрь себя, в глубины  своего подсознания. Боязнь душевных недугов  имеет глубокие корни в психике  человека. В нашем обществе они  разрослись огромной кроной, когда  к естественному страху заболеть добавились опасения получить « диагноз». Результат всех этих страхов  - мягко скажем, нелюбовь психиатрии и полнейшая запутанность в терминологии.

Основное предубеждение заключается  в том, что психиатры лечат  только «сумасшедших». Быть их пациентом  позорно и допустимо в самом  крайнем случае. Рекомендации обратиться к специалисту такого рода воспринимается как  жестокое оскорбление. Душевнобольной и «дурак» в этом понимании практически синонимы. Чтобы обидеть человека,  его называют сумасшедшим, ненормальным, или просто психом. О какой толерантности можно говорить?

У детей-инвалидов все  по другому и развитие и восприятие мира и поведение, они не такие как все. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают.


Согласно  Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое  лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или  социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое  имеет нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В нашей  же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги, врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.

Выделяют  четыре степени:

1. Степень  утраты здоровья определяется  при легком или умеренном нарушений  функций ребенка;

2. Степень  утраты здоровья устанавливается  при наличии выраженных нарушений  функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3. Степень  утраты здоровья соответствует  второй группе инвалидности у  взрослого;

4. Степень  утраты здоровья определяется  при резко выраженных нарушениях  функций органов и систем, приводящих  к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).

Информация о работе Толерантность как фактор общения