Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:57, реферат
Все народы отличаются друг от друга широким специфическим набором черт в зависимости от места обитания, размеров территории, традиций, культуры, ресурсов, психологии и т. д. Свой вкад в ход мировой истории внесли народы- основатели древних цивилизаций, создав основу для матрицы будущей человеческой культуры. Важными путями взаимопонимания народов, государств, цивилизаций на протяжении веков являлось взаимовлияния государств друг на друга, переговоры(дипломатия).
Непосредственной целью
Естественно, данная проблема волнует правительства, общественность, конечно и нас. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.
Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?
Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма, конфликтах на Ближнем Востоке, событиях в Южной Осетии, событиях в Греции, акциях протеста во всем мире. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.
В связи с особой актуальностью
проблемы в России по заказу Министерства
Образования была разработана федеральная
целевая программа «
Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества
Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности между обществом и “иными детьми” необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».
Для русского языка слово “толерантность” - относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин в общественном сознании не имеет. В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих и проявлений.
Для того чтобы его понять, предлагаем
совершить небольшой
tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».
В « Социологическом
В «Декларации принципов
Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.
Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.
Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.
Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям.
В исследованиях следующим
Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной степенью развитой толерантностью.
Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в каком высокую.
Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.
Толерантность является ключевым духовно
нравственным принципом гражданского
общества. Уровень толерантности
отдельного человека во многом характеризует
его личные качества, обусловливает
его отношения с другими
Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание.
Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.
Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.
Инвалиды, психически больные и толерантность
В наш век стрессов и страстей, распространенность психических заболеваний велика и продолжает расти. Причем это касается главным образом психических расстройств, занимающих промежуточное положение между психической нормой и выраженными нарушениями психики. Так называемая «пограничная» или «малая» психиатрия, в смысле уровня психических расстройств, стала необозримой сферой познания и применения.
Естественнонаучное объяснение психических болезней (на западе – психоанализ) в нашей стране присутствует в очень ограниченном количестве. Люди боятся, а подчас просто не хотят взглянуть внутрь себя, в глубины своего подсознания. Боязнь душевных недугов имеет глубокие корни в психике человека. В нашем обществе они разрослись огромной кроной, когда к естественному страху заболеть добавились опасения получить « диагноз». Результат всех этих страхов - мягко скажем, нелюбовь психиатрии и полнейшая запутанность в терминологии.
Основное предубеждение
У детей-инвалидов все по другому и развитие и восприятие мира и поведение, они не такие как все. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают.
Согласно
Декларации о правах инвалидов (ООН,
1975 год) «инвалид» означает любое
лицо, которое не может самостоятельно
обеспечить полностью или частично
потребности нормальной личной и/или
социальной жизни в силу недостатка,
будь то врожденного или
В законе
«О социальной защите инвалидов» сказано,
что инвалид – это лицо, которое
имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций
В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги, врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.
Выделяют четыре степени:
1. Степень
утраты здоровья определяется
при легком или умеренном
2. Степень
утраты здоровья
3. Степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;
4. Степень
утраты здоровья определяется
при резко выраженных