Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа
Целью исследования данной работы является изучение процесса становления и развития учреждений физической культуры и спорта в России, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- осветить историю возникновения и развития учреждений физической культуры и спорта в России;
- раскрыть сущность и специфику работы учреждений физической культуры и спорта в России;
- изучить содержание и формы учреждений физической культуры и спорта в России;
- рассмотреть историю становления и развития ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
- исследовать проблемы социально-культурной деятельности ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
- дать рекомендации по совершенствованию работы и развитию социально-культурной деятельности ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Историко-теоретические предпосылки становления и
развития учреждений физической культуры и спорта в России………............7
История возникновения и развития учреждений физической
культуры и спорта в России……………………………………………………...7
Сущность и специфика работы учреждений физической
культуры и спорта в России…………………………………………………….14
Содержание и формы работы учреждений физической
культуры и спорта в России…………………………………………………….20
Глава II. Анализ практического опыта (работы) ОАО спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь……………………………………………………………..25
2.1. История становления и развития ОАО спорткомплекса
«Олимпия» г. Пермь……………………………………………………………..25
2.2. Проблемы социально-культурной деятельности ОАО спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь………………………………………….29
2.3. Рекомендации (предложения) по совершенствованию
работы и развитию социально-культурной деятельности ОАО
спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемых источников…………
В целях пропаганды культуры здоровья, ценностей здорового образа жизни Минобразованием России совместно с Госкомспортом России, Минздравом России в 2003 г. органам управления образованием, педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано ежегодно проводить 7 апреля Всероссийский день здоровья детей. В 2003–2004 гг. в рамках Дня здоровья проводились различные мероприятия, направленные на создание условий для формирования у обучающихся и педагогов полезных навыков здорового образа жизни, в том числе – телемарафон «Мое отношение к здоровью», в котором приняли участие все регионы России, урок «Культура здоровья».
В
системе образования
В
большинстве учреждений дополнительного
образования детей
Касаясь вопросов детско-юношеского спорта, необходимо отметить, что в системе образования России функционируют 2900 детско-юношеских спортивных школ, что составляет 62% от общего количества спортшкол различных ведомств.
Дополнительное образование детей спортивной направленности в структуре образования в настоящее время представляет целостную, завершенную систему, обеспечивающую возможность детям проходить в зависимости от повышения своего спортивного мастерства ряд этапов подготовки: спортивная секция, клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР). Деятельность СДЮШОР направлена как на спортивно-оздоровительную работу, включая консультационную, методическую помощь педагогическим коллективам в организации спортивно-массовой работы, реализацию региональной системы спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, позволяющими наиболее полно реализовать свои возможности каждому ребенку, формирование региональных сборных команд для участия во всероссийских и зональных соревнованиях, так и на подготовку спортсменов высокой квалификации [25, С. 265].
Руководствуясь
совместными приказами
В рамках I летней Спартакиады учащихся в субъектах Российской Федерации проведены массовые акции «Спорт – против наркотиков и допинга».
Ежегодно
в финальных Всероссийских
Важнейшим направлением популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является повышение эффективности воспитательной работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений. Особую роль в реализации данного направления сыграла Программа развития воспитания в системе образования России. На сегодняшний день реализация Программы позволила обеспечить координацию деятельности различных уровней образования по повышению статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов, привлечение к проблеме воспитания широкой педагогической, научной и родительской общественности; создание условий для разработки и внедрения современных воспитательных методик и технологий. В субъектах федерации создаются эффективные модели воспитательных систем, учитывающие специфику конкретного региона [23, С. 29].
Вовлечение детей в занятия спортом и физической культурой является эффективным средством профилактики наркомании подрастающего поколения.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи и 1750 подростковых и молодежных клубов, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям, охватывающих своей деятельностью более пяти млн. человек в возрасте от 14 до 25 лет. В их число входят центры и клубы по месту жительства, осуществляющие свою деятельность по развитию наиболее распространенных видов спорта [18, С. 104].
Рассмотрев
сущность и специфику работы учреждений
физической культуры и спорта в России,
мы пришли к выводам: специфика работы
учреждений физической культуры и спорта
делает доступными для подростков и молодежи
занятия физической культурой и спортом
в свободное от учебы время. Но реализация
потребности детей и молодых людей в культурном
досуге в настоящее время ограничена всеобщей
коммерциализацией этой сферы общественной
жизни. Отсутствие средств лишает большинство
молодых людей содержательного культурного
досуга, возможности заниматься физической
культурой и спортом. Охват детей, подростков
и молодежи лагерями массового отдыха,
спортивными лагерями, лагерями труда
и отдыха, физкультурно-оздоровительными
и спортивными учреждениями, действующими
на бесплатной либо доступной платной
основе, к сожалению почти недоступен.
1.3. Содержание и формы работы учреждений физической культуры и спорта в России.
На
основе данного параграфа мы рассмотрим
содержание и формы работы учреждений
физической культуры и спорта в России,
и обратимся к мировой
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30 млрд. долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд. долл. в год [10, С.96].
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
Помимо этого общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Содержания и формы работы проявляются в:
- широком
использовании физической
- продлении
активного творческого
- организации досуговой деятельности в профилактике асоциального поведения молодежи;
- вовлечении
в занятия физической
- использовании
физической культуры и спорта
в социальной и физической
адаптации инвалидов, детей-
- резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;
- возрастающем
объеме спортивного телерадио
вещания и роли телевидения
в развитии физической
- развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
- в многообразии
форм, методов и средств,
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [24, С.102].
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.
В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.
Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена на:
-
сохранение и укрепление
-
воспитание подрастающего
- консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;
-
развитие народных и
-
воспроизводство здорового
- подготовку к производственной деятельности и воинской службе;
-
формирование у людей
-
проведение досуговой
- удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах;
-
создание мощной спортивной
- более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов;
-
сохранение лидирующих позиций
российских спортсменов в
-
создание новой идеологии
В
настоящее время необходимо сохранить
и восстановить лучшие традиции отечественного
физкультурно-спортивного
В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение о проведении общероссийской компании "За молодую и здоровую Россию, стартуем вместе с Президентом", а также проведение:
-
Всероссийского спортивно-
- Всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта "Наследие";
Информация о работе Становление и развитие учреждений физической культуры и спорта в России