Становление и развитие учреждений физической культуры и спорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение процесса становления и развития учреждений физической культуры и спорта в России, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- осветить историю возникновения и развития учреждений физической культуры и спорта в России;
- раскрыть сущность и специфику работы учреждений физической культуры и спорта в России;
- изучить содержание и формы учреждений физической культуры и спорта в России;
- рассмотреть историю становления и развития ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
- исследовать проблемы социально-культурной деятельности ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
- дать рекомендации по совершенствованию работы и развитию социально-культурной деятельности ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Историко-теоретические предпосылки становления и
развития учреждений физической культуры и спорта в России………............7
История возникновения и развития учреждений физической
культуры и спорта в России……………………………………………………...7
Сущность и специфика работы учреждений физической
культуры и спорта в России…………………………………………………….14
Содержание и формы работы учреждений физической
культуры и спорта в России…………………………………………………….20
Глава II. Анализ практического опыта (работы) ОАО спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь……………………………………………………………..25
2.1. История становления и развития ОАО спорткомплекса
«Олимпия» г. Пермь……………………………………………………………..25
2.2. Проблемы социально-культурной деятельности ОАО спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь………………………………………….29
2.3. Рекомендации (предложения) по совершенствованию
работы и развитию социально-культурной деятельности ОАО
спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемых источников…………

Файлы: 1 файл

курсачь 2 курс.doc

— 573.00 Кб (Скачать)

     В целях пропаганды культуры здоровья, ценностей здорового образа жизни Минобразованием России совместно с Госкомспортом России, Минздравом России в 2003 г. органам управления образованием, педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано ежегодно проводить 7 апреля Всероссийский день здоровья детей. В 2003–2004 гг. в рамках Дня здоровья проводились различные мероприятия, направленные на создание условий для формирования у обучающихся и педагогов полезных навыков здорового образа жизни, в том числе – телемарафон «Мое отношение к здоровью», в котором приняли участие все регионы России, урок «Культура здоровья».

     В системе образования функционирует  более 180 тыс. объединений дополнительного  образования детей спортивной направленности, в которых занимается около 3 млн. детей и подростков. Более чем  в 30 тыс. туристских объединений спортивной подготовкой охвачены около полумиллиона детей.

     В большинстве учреждений дополнительного  образования детей осуществляется спортивно-массовая и оздоровительная  работа. Общая численность учреждений системы образования составляет около 9 тысяч.

Касаясь вопросов детско-юношеского спорта, необходимо отметить, что в системе образования  России функционируют 2900 детско-юношеских  спортивных школ, что составляет 62% от общего количества спортшкол различных  ведомств.

     Дополнительное  образование детей спортивной направленности в структуре образования в настоящее время представляет целостную, завершенную систему, обеспечивающую возможность детям проходить в зависимости от повышения своего спортивного мастерства ряд этапов подготовки: спортивная секция, клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР). Деятельность СДЮШОР направлена как на спортивно-оздоровительную работу, включая консультационную, методическую помощь педагогическим коллективам в организации спортивно-массовой работы, реализацию региональной системы спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, позволяющими наиболее полно реализовать свои возможности каждому ребенку, формирование региональных сборных команд для участия во всероссийских и зональных соревнованиях, так и на подготовку спортсменов высокой квалификации [25, С. 265].

     Руководствуясь  совместными приказами федеральных  органов исполнительной власти в  области образования, физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были проведены: I зимняя Спартакиада учащихся России, в которой приняли участие свыше 3 млн. детей и подростков; I летняя Спартакиада учащихся России, которая позволила привлечь свыше 5 млн. участников.

В рамках I летней Спартакиады учащихся в  субъектах Российской Федерации  проведены массовые акции «Спорт – против наркотиков и допинга».

     Ежегодно  в финальных Всероссийских соревнованиях  по 28 видам спорта участвуют свыше  25 тыс. детей и подростков различных регионов страны, традиционно проводятся спортивные состязания российских студентов под эгидой Российского спортивного студенческого союза.

Важнейшим направлением популяризации здорового  образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является повышение эффективности воспитательной работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений. Особую роль в реализации данного направления сыграла Программа развития воспитания в системе образования России. На сегодняшний день реализация Программы позволила обеспечить координацию деятельности различных уровней образования по повышению статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов, привлечение к проблеме воспитания широкой педагогической, научной и родительской общественности; создание условий для разработки и внедрения современных воспитательных методик и технологий. В субъектах федерации создаются эффективные модели воспитательных систем, учитывающие специфику конкретного региона [23, С. 29].

     Вовлечение детей в занятия спортом и физической культурой является эффективным средством профилактики наркомании подрастающего поколения.

     В настоящее время в субъектах  Российской Федерации функционирует  более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи и 1750 подростковых и молодежных клубов, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям, охватывающих своей деятельностью более пяти млн. человек в возрасте от 14 до 25 лет. В их число входят центры и клубы по месту жительства, осуществляющие свою деятельность по развитию наиболее распространенных видов спорта [18, С. 104].

     Рассмотрев  сущность и специфику работы учреждений физической культуры и спорта в России, мы пришли к выводам:  специфика работы учреждений физической культуры и спорта делает доступными для подростков и молодежи занятия физической культурой и спортом в свободное от учебы время. Но реализация потребности детей и молодых людей в культурном досуге в настоящее время ограничена всеобщей коммерциализацией этой сферы общественной жизни. Отсутствие средств лишает большинство молодых людей содержательного культурного досуга, возможности заниматься физической культурой и спортом. Охват детей, подростков и молодежи лагерями массового отдыха, спортивными лагерями, лагерями труда и отдыха, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, действующими на бесплатной либо доступной платной основе, к сожалению почти недоступен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Содержание и формы работы учреждений физической культуры и спорта в России.

     На  основе данного параграфа мы рассмотрим содержание и формы работы учреждений физической культуры и спорта в России, и обратимся к мировой практике.

     Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной  способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.

Всемирно  признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30 млрд. долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд. долл. в год [10, С.96].

     Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

     Помимо  этого общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция  отражает фундаментальные сдвиги в  современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы  и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира.

  В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Содержания и формы работы проявляются в:

- широком  использовании физической культуры  и спорта в профилактике заболеваний  и укреплении здоровья населения; 

- продлении  активного творческого долголетия  людей; 

- организации  досуговой деятельности  в профилактике асоциального поведения молодежи;

- вовлечении  в занятия физической культурой  и спортом трудоспособного населения; 

- использовании  физической культуры и спорта  в социальной и физической  адаптации инвалидов, детей-сирот; 

- резком  увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;

- возрастающем  объеме спортивного телерадио  вещания и роли телевидения  в развитии физической культуры  и спорта и формировании здорового  образа жизни; 

- развитии  физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

- в многообразии  форм, методов и средств, предлагаемых  на рынке физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг. 

     Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [24, С.102].

     Огромный  социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.

     В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.

Эта система  в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем  развития человека и должна быть направлена на:

     - сохранение и укрепление физического  и психического здоровья людей; 

     - воспитание подрастающего поколения,  способного противостоять негативным  явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное  поведение и т.д.);

     - консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;

     - развитие народных и национальных  систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть  национальные традиции народов  России, их самобытность;

     - воспроизводство здорового населения; 

     - подготовку к производственной деятельности и воинской службе;

     - формирование у людей способности  адаптироваться к сложным ситуациям  и противостоять повышенным стрессовым  нагрузкам; 

     - проведение досуговой деятельности  в многообразных формах, способных  удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;

     - удовлетворение потребности в  массовых спортивных зрелищах;

     - создание мощной спортивной индустрии,  входящей в качестве составного  элемента в экономическую систему  новой России;

     - более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов;

     - сохранение лидирующих позиций  российских спортсменов в международном  спортивном движении и ускорение  процессов интеграции России  в общемировую систему; 

     - создание новой идеологии освещения  в средствах массовой информации вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

     В настоящее время необходимо сохранить  и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных  физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом [2, С.79].

     В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение  о проведении общероссийской компании "За молодую и здоровую Россию, стартуем вместе с Президентом", а также проведение:

     - Всероссийского спортивно-оздоровительного  фестиваля "Президентские состязания" (по федеральным округам);

     - Всероссийского фестиваля по  национальным и народным видам спорта "Наследие";

Информация о работе Становление и развитие учреждений физической культуры и спорта в России