Становление и развитие учреждений физической культуры и спорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение процесса становления и развития учреждений физической культуры и спорта в России, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- осветить историю возникновения и развития учреждений физической культуры и спорта в России;
- раскрыть сущность и специфику работы учреждений физической культуры и спорта в России;
- изучить содержание и формы учреждений физической культуры и спорта в России;
- рассмотреть историю становления и развития ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
- исследовать проблемы социально-культурной деятельности ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;
- дать рекомендации по совершенствованию работы и развитию социально-культурной деятельности ОАО «Олимпия-Пермь» спорткомплекс;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Историко-теоретические предпосылки становления и
развития учреждений физической культуры и спорта в России………............7
История возникновения и развития учреждений физической
культуры и спорта в России……………………………………………………...7
Сущность и специфика работы учреждений физической
культуры и спорта в России…………………………………………………….14
Содержание и формы работы учреждений физической
культуры и спорта в России…………………………………………………….20
Глава II. Анализ практического опыта (работы) ОАО спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь……………………………………………………………..25
2.1. История становления и развития ОАО спорткомплекса
«Олимпия» г. Пермь……………………………………………………………..25
2.2. Проблемы социально-культурной деятельности ОАО спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь………………………………………….29
2.3. Рекомендации (предложения) по совершенствованию
работы и развитию социально-культурной деятельности ОАО
спорткомплекса «Олимпия» г. Пермь………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемых источников…………

Файлы: 1 файл

курсачь 2 курс.doc

— 573.00 Кб (Скачать)

     Перед первой мировой войной в России было зарегистрировано около 100 спортивных организаций с количеством занимающихся около 50 тыс. человек, некоторые представители  России даже выигрывали звания чемпионов  мира и олимпийских игр [3, С.47].

     Создание  советской системы физического воспитания началось сразу после Октябрьской революции. 22 апреля 1918 г. Советское правительство издает декрет, подписанный Лениным, о всеобщем военном обучении (Всевобуч). Первой государственной организацией, которая занималась вопросами развития физической культуры и спорта, был Центральный отдел всеобщего военного обучения, учрежденный 7 мая 1918 г. Всевобуч положил начало подготовке педагогов – специалистов по физической культуре и спорту. В октябре 1919 г.  был создан  Петроградский институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта.

     В 1921 г. по предложению Ленина комсомольские  организации проделали большую  работу по строительству и переоборудованию городских и сельских спортивных площадок Всевобуча, превращению их в центры по физическому воспитанию.

     Крупным событием в истории советского физкультурного движения явилось основание в 1923 г. пролетарского спортивно-стрелкового  общества «Динамо», инициатором создания которого был Ф. Э. Дзержинский, и  спортивного клуба Красной Армии [3, С.50].

В 1930 г. в вузах страны был введен предмет  «Физическое воспитание». В период до 1941 г. в стране была проделана  большая организаторская работа по развитию физкультурного движения. В этот период в стране были введены  Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (1931), Единая всесоюзная спортивная классификация (1935), учреждаются добровольные спортивные общества (1936), в 1939 г. устанавливается всесоюзный день физкультурника как смотр достижений в развитии массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства.

     После Великой Отечественной войны 27 декабря 1948 г. ЦК КПСС и Советское правительство  издают постановление, направленное на дальнейшее развертывание массовости физкультурного движения и повышение  уровня спортивного мастерства и на этой основе на завоевание советскими спортсменами мирового первенства по наиболее массовым и распространенным видам спорта.

     В 1951 г. был создан и признан Международным олимпийским комитетом (МОК) Олимпийский комитет СССР. С 1952 спортсмены СССР участвовали в Олимпийских играх (в зимних играх — с 1956). В 1952—76 в неофициальном командном зачёте по летней программе они первенствовали 5 раз, в зимних играх — 4 раза.

     В 1975 г. советские спортсмены были чемпионами мира по акробатике,  баскетболу, борьбе (вольной, классической и самбо), водному поло, высшему авиационному пилотажу, вертолётному спорту, спортивной (среди женщин) и художественной гимнастике, гребле на байдарках и каноэ, конькобежному спорту (спринтерское многоборье среди мужчин), лыжному спорту и биатлону, мотогонкам на ледяной дорожке, подводному спорту, прыжкам в воду, современному пятиборью, пулевой стрельбе, тяжёлой атлетике, фехтованию, фигурному катанию на коньках, хоккею с мячом и шайбой, шахматам и международным шашкам, а также по отдельным видам авиамодельного, водно-моторного, парашютного и судомодельного спорта.

     В 1974 г. МОК было принято решение о проведении Олимпийских игр 1980 в Москве — своего рода свидетельство международного признания вклада советских физкультурно-спортивных организаций в развитие международного спортивного и олимпийского движения [3, С.53].

     В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным  движением.

     На  фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта  и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь предстояло сформировать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.

Формирование  федеральных структур управления физической культурой и спортом Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г [8, С.67].

     Вместе  с ним  активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.

     Буквально накануне Зимних Олимпийских игр  в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч. Главным в повестке дня было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.

     Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.

     Комитету  вменялось в обязанность решение  важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.

     При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

     1 июня 1994 г. был подписан Указ  Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).

     Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван участвовать  в подготовке спортивного резерва  в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.

     В 1999 г. Государственной Думой, принят закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» который в свою очередь был одобрен и Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.

Закон впервые чётко устанавливал правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определял принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. Закон определял меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех видов и типов.

     В Законе указывалось, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».

     В Законе чётко разграничивались компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФК. и С. и Олимпийским комитетом России в области спорта.

     Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год, после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКС. и Т. было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П. А. Рожков.

     В результате работы над данным параграфом можно сделать следующий вывод: мы разобрали понятие истории физической культуры и термин спорт. Рассмотрев историю возникновения и развития учреждений физической культуры и спорта в России мы пришли к выводу, что учреждения физической культуры и спорта активно развивались и совершенствовались на протяжении многих лет [13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Сущность и специфика  работы учреждений  физической культуры  и спорта в России.

     В данном параграфе мы рассмотрим сущность и специфику работы учреждений физической культуры и спорта. Этой теме уделили немаловажное внимание такие авторы как Главатских Е.И., Головина В.А., Маслякова В. А., Холодов Ж.К., и др.

     Начнем с того, что на ступени начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности физического воспитания и использование в ней прикладных видов спорта. Что является немаловажной причиной того, что здоровье нации значительно ухудшилось.

     На  ступени высшего профессионального  образования слабо организована работа по формированию у студентов  методико-практических навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни, резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования вне учебной физкультурно-спортивной деятельности вузов.

     В современных условиях проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, формирования физической культуры личности требуют разработки новых подходов к построению процесса физического воспитания.

    Прежде всего, Минздрав России поддерживает творческую инициативу на местах, направленную на поиск наиболее эффективных путей развития современной школы, физической культуры и массового детского спорта; рекомендовало вузам сохранить, где имелись, или создать вновь кафедры здоровья, занимающиеся подготовкой студентов к работе по формированию культуры здоровья обучающихся, воспитанников, студентов. Учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования включают в учебные планы блок дисциплин, обеспечивающих подготовку учителей к работе по формированию, сохранению и развитию здоровья обучающихся, воспитанников, студентов [20, С. 168].

     В качестве других позитивных моментов организации мер, направленных на сохранение здоровья в современной школе, можно  отметить: внедрение в практику современной школы научных основ ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья, санитарно-гигиенических основ профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков и современных способов противостояния недугам; оснащение учреждений образования современным медицинским оборудованием и создание условий для профилактики и предупреждения развития болезни на ранних стадиях (фитобары, оздоровительные кабинеты, массажные, стоматологические и пр.).

     23 мая 2002 года состоялось совместное  заседание коллегий Минобразования  России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования по вопросу «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Коллегия отметила роль физической культуры в образовательном учреждении как важного условия обеспечения необходимого уровня гармоничного развития обучающихся, формирования таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей и молодежи.

     Определены  приоритетные направления совершенствования  процесса физического воспитания в  образовательных учреждениях, в  том числе: обеспечение тесного взаимодействия учебного и вне-учебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом; формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации; объективная оценка уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи; создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта; совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях; профилактика асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта; оснащение образовательных учреждений учебно-спортивным оборудованием и инвентарем [24, С. 304].

Информация о работе Становление и развитие учреждений физической культуры и спорта в России