Средневековая архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Средневековой принято считать архитектуру Европы IX—XVI веков. В период времени от развала Римской империи до становления культуры и архитектуры Ренессанса Европа была самым динамично развивающимся ареалом жизни и обитания человека в мире, поэтому эталоном развития искусства и культуры средневековья считается именно Европа того времени.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………..2
2. Особенности византийской архитектуры…………………….3
3. Отличительные черты романского стиля…………………….8
4. Специфика готического стиля………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………….18
6. Список литературы……………………………………………19

Файлы: 1 файл

Контр. по КУЛЬТУРЕ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

          В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 - 1150).

          Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

          Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.

          Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.

          В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по-разному. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, - над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) являлась неотъемлемой частью оформления храмов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

          Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию.

          Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

          Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

          В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).

          Романские конструкции – это, прежде всего, повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

          В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

          В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

          Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

          Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

          Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

          Романский стиль отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия).

Специфика готического стиля

          Готический стиль своеобразен,  он буквально видоизменил средневековое  зодчество. Храмовые постройки обрели вертикаль, избавились от грузности, тяжести, массивности. Помещения стали казаться более светлыми и просторными, наполнились воздухом и засверкали. Ажурно прорезались стены, стали как бы незаметны. Соборы ни снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Готическая архитектура вызывает восторг у всех, кому довелось увидеть ее проявления.

          Название стиля произошло от  названия германского племени  – готов, и тем самым давало негативную оценку стиля как «варварского». Однако оно не отражало правильно существо данного стиля. Французы его называли более точно «style ogivat» – стиль стрельчатый. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года,  распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Возникло оно так же как романское искусство на базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен.

          Периодизация готики такова:

  1. вторая половина XII – первая четверть  XIII вв – ранняя готика.
  2. вторая четверть XIII – XIV вв. – зрелая или высокая готика.
  3. XIV – XV вв. – поздняя («пламенеющая») готика. Иногда этот период называют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия направив на  украшательство. Так, «пламенеющая» готика в архитектуре не заключала в себе принципиальных отличий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вычурными.

          Углубленные богословские размышления,  математические расчеты, совершенствование  техники строительства позволили  сформировать свой особый художественный  мир готики.

          В искусстве готики особое  внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти.

          Расцвет Готического стиля относится  к XII – XV вв. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия.

          В основе храма, так же как  и в романском стиле, лежит форма латинского креста. Тип храма тоже базиликальный. В религиозных трактах готический собор описывали как модель мира и символ бесконечности. Он выражал христианскую идею духовности, устремленности ввысь, к небу. Отсюда и основная композиция – вертикаль. Соборы высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов – это элемент, представляющий собой высокий остроконечный фронтон треугольной формы над окном или порталом, декорированный ажурной или рельефной резьбой, фиалов – остроконечное завершение. Устремленность собора ввысь была подчеркнута стрельчатыми арками, порталами, многочисленными удлиненными статуями, высотой центрального нефа. Верхняя часть нефа освещалась с помощью больших высоких окон, тогда как нижняя его часть тонула в полумраке. Все это призвано было противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни.  В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери. Каждый элемент собора был наделен символичным значением: 12 опор хоров в церкви символизировало 12 апостолов. Хоры – верхняя, обычно на уровне 2-го этажа, открытая галерея. Первоначально в хорах размещались представители высших слоев общества, а позже певчие и музыканты. Пилястры означали епископов и отцов церкви. Вместе взятые они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного. Однако готическая архитектура не может рассматриваться лишь с точки зрения того, как удачно она отвечала интересам церкви. Готический собор свидетельствуют о громадном художественном вкусе городских ремесленников, о возросшем техническом мастерстве горожан.

В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки  обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.

В областях с недостатком  камня развивалось строительство  из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Готические строители  работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система составляет существо готического строительного искусства благодаря таким новым приемам как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы контрфорсы. Контрфорс – это поперечная стена, массивное каменное ребро или вертикальный выступ для усиления стен. Они имеют плавное или ступенчатое увеличение, со связующими арками (аркбутанами). На контрфорсы для увеличения нагрузки помещались пинакли в виде башенок. Контрфорсы через аркбутаны принимали на себя значительную часть тяжести свода. Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. Его стали делать стрельчатым. Это значительно уменьшило распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Функции сводов (каменных потолков и крыш) изменились, поскольку теперь нагрузку на себя  принимали их ребра (нервюры), диагонально перекрещенные в вышине. Это позволяло заполнить пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой. Нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры – вертикальный плоский прямоугольный в плане выступ стены или столба, (иногда они были в виде скульптур), обработка которого соответствовала ордерной системы колонны, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей. Так готическая вертикаль восторжествовала над романсной горизонталью. Высота в 18 – 20 метров была придельной для центрального нефа романского храма, а в самом раннем Парижском соборе готической архитектуры  эта высота уже была до 32 метров, затем в Реймском до 38 метров, и в Амьенском соборе – до 42,3 метров.

          Важной характерной чертой готической архитектуры являются многочисленные статуи, каменная резьба, орнаменты с растительными мотивами, рельефы. Пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства. Отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили прежние рельефы, которые раньше как бы проступали из стены. Соборы внутри и снаружи населены массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно увидеть даже на кровле, на карнизах, на винтовых лестницах, на водосточных трубах. На фасадах и крышах размещались скульптуры фантастических животных (химеры, горгульи). В скульптуре и живописи появились зачатки портретного и пейзажного жанров. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью. В скульптуре изображались религиозные и фантастические образы, а также изображения реальных людей. Непременный элемент в готическом храме это ”роза” над входом в храм и прозаичная мозаика. Как известно, в католической церкви, в отличие от православной, не существует икон, а для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались картины на стекле – витражи, которые располагались на фасадах, окнах, дверях, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов. Витражи и ранее (в романскую эпоху) использовались в храмах, но готические витражи наполняются особыми красками, им отводится особое место. Обогащается набор стекол, цветное стекло часто дополняют бесцветным, используется роспись. Восхитительны готические витражи 14-15 века в Вестминстерском аббатстве (Англия), в Соборе Парижской Богоматери (Франция), в Аугсбургском соборе (Германия). Техника изготовления готического витража заключалась в скреплении свинцом вырезанных из окрашенного стекла деталей. Для того чтобы краска была устойчивой, ее обжигали в печи, где она намертво спекалась со стеклом. Такой витраж мог простоять под открытым небом веками. Основные цвета витражей – алый, темно-красный, золотой, зеленый, синий, фиолетовый. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, и рисунок наносится прямо на стекло.

Информация о работе Средневековая архитектура