Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа
Средневековой принято считать архитектуру Европы IX—XVI веков. В период времени от развала Римской империи до становления культуры и архитектуры Ренессанса Европа была самым динамично развивающимся ареалом жизни и обитания человека в мире, поэтому эталоном развития искусства и культуры средневековья считается именно Европа того времени.
1. Введение………………………………………………………..2
2. Особенности византийской архитектуры…………………….3
3. Отличительные черты романского стиля…………………….8
4. Специфика готического стиля………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………….18
6. Список литературы……………………………………………19
План
1. Введение……………………………………………………….
2. Особенности византийской архитектуры…………………….3
3. Отличительные черты романского стиля…………………….8
4. Специфика готического стиля………………………………..13
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………19
Введение
Средневековой принято считать архитектуру
Европы IX—XVI веков. В период времени от
развала Римской империи до становления
культуры и архитектуры Ренессанса Европа
была самым динамично развивающимся ареалом
жизни и обитания человека в мире, поэтому
эталоном развития искусства и культуры
средневековья считается именно Европа
того времени.
Средние
века оставили после себя много грандиозных
памятников архитектурного искусства.
Беспомощность строительной техники,
отличающая первые столетия средневековья
(приблизительно до Карла Великого), сменилась
большим подъемом строительного искусства
в следующие столетия.
Средневековая культура тяготела к духовной жизни в ущерб земной, поэтому в архитектуре предпочтение отдается строительству церквей и монастырей. Этому способствовали также многочисленные крестовые походы и паломничества. Из светских построек того периода главными были замки постоянно враждовавших друг с другом королей и феодалов. Собственно, постоянные междоусобные войны послужили основной причиной того, что многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости, а легко горящее дерево быстро было заменено в строительстве камнем.
За период средневековья сменилось два основных стиля – романский и готический. Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольнский собор в Англии, Миланский собор в Италии и др.
Кроме
романского и готического
Особенности Византийской архитектуры
Византия – одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры Европы средних веков. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре.
В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность. Здесь возводятся великолепные сооружения, призванные укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич – плинфа, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колонками и объединенных наружной аркой над ними. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность. В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность парящей легкости готического собора, чьи аркбутаны и целые витражные "стены" столь резко отличаются от сплошных, непроницаемых стен византийских храмов из комбинации кирпича и камня. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, проявившееся в появлении новых композиционных структур – купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух попадает на ранневизантийский период, а крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в средне-византийской период.
Накануне образования византийской архитектуры довольно широко был распространён базиликальный архитектурный тип. Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь, который являлся основным, единственным центром интерьера. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр – под куполом. Это свидетельствует о глубоком изменении самой концепции церковного здания, обусловленном изменением религиозной идеологии. Данный тип византийской церкви отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. Церкви св. Ирины и монастыря Хора, обе в Константинополе, также служат примерами этого ведущего типа.
Другой тип византийского храма – центрический. Он складывался на основе распространенной в Передней Азии композиции здания в виде компактного объема, перекрытого куполом. Прообразом храма этого типа является древнее местное жилище. Но если, например, в Иране купол опирался на стены квадратного помещения, то в Византии эта конструктивная система получила дальнейшее развитие и усложнение. Византийские зодчие разработали прием, при котором купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов. Таким образом, подкупольное пространство расширялось за счет добавления к нему пространства обхода за этим кольцом. Кроме того, совершенствование строительной техники позволило делать купол не массивным, а прорезанным окнами по периметру его основания, благодаря чему купол, возвышающийся над головами прихожан, был залит светом. В Византии сложилась традиция, по которой богослужение сосредоточивалось в центре здания, под куполом, символизировавшим небесный свод. Поэтому центрические храмы были популярны. Они в большом числе строились в разных местах империи.
Однако храмы центрического плана оказались недостаточно удобными. Со временем церковная служба чаще устраивалась подобно тому, как теперь происходит театральное представление: алтарь располагался в конце зала, как на сцене, при этом все молящиеся были обращены в одну сторону (вероятно, это произошло под влиянием языческого обычая молиться, обратясь лицом к востоку). Возникла потребность в универсальном типе храма: таким типом явилась крестово-купольная структура. Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого – средокрестием возводится купол. Поднятый на круглом основании – барабане, купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов и подпружных арок. Это наиболее существенное конструктивное достижение византийской архитектуры. Такая система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой экседрой – апсидой. Часто апсиды замыкают и другие нефы. Иногда уширенные ветви креста делались большей, чем прочие нефы, высоты. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пятикупольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы. Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и в глубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом.
Наиболее грандиозный крестово-купольный храм – знаменитый собор Сан-Марко в Венеции (XI в.), построенный по византийскому образцу с использованием вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестово-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях. Центральный купол господствует над другими благодаря большим размерам и лучшей освещенности.
При всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства, высшей степени логичного и одновременно трепетно-эмоционального. В том, как византийцы переносили едва не все убранство внутрь здания, проглядывает склонность к уходу в себя, чуть ли не восточный примат внутренней жизни над внешней. Именно тогда был получен первый великий опыт осмысленного применения декоративных элементов: 1) мозаики или написанных темперой фресок; 2) разнообразной мраморной облицовки, колонн, резных капителей, резных или инкрустированных фризов, панелей и т.д.; 3) обладающих собственной пластической выразительностью архитектурных форм, которым подчинены первые два момента; 4) тщательно выверенного использования света как деятельного элемента в создании общего декоративного эффекта. Все четыре элемента декора столь тесно сопряжены между собой, что анализ каждого из них в отдельности не может дать общей картины. Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры. Нижнюю часть внутренних стен часто облицовывали тонкими плитами разноцветного мрамора, распиленными таким образом, чтобы выявить богатую текстуру материала. Ряды этих плит чередовались с блоками мрамора иного цвета, плоскими или резными, так что все вместе образовывало единое целое. Иногда применялись вставные резные панели, на которых в технике барельефа изображались линейно стилизованные орнаменты, например виноградные лозы и павлины. Отделанные мрамором стены были отделены от криволинейных или сводчатых поверхностей мраморными профилированными поясами, карнизами или фризами - плоскими, лепными, резными или инкрустированными. Эти поверхности отводились для размещения мозаик, а в более поздний период – темперы.
Политическое и культурное влияние Византии в течение всех средних веков распространилось более или менее сильно в искусстве народов, приходивших в какое-либо соприкосновение с ней; приёмы византийского зодчества проникли в различные, даже отдалённые, края тогдашнего мира – Италия, Германия, Франция и т.д. Но нигде зодчество Византии не дало от себя столь сильных и долговечных отпрысков, как в Армении, Грузии, Сербии и России — странах, заимствовавших его оттуда вместе с догматами и обрядами христианской православной религии.
Отличительные черты романского стиля
Романский период – время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры. В отличие от Византии, где строительное искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Таким образом, он отражает связь европейской архитектуры с древнеримской, а также — с византийской.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами (от лат. «порта» – дверь). Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени – базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.