Социокультурные предпосылки христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:24, контрольная работа

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею-щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Оглавление

1.Введение. 3
2.Социокультурные предпосылки христианства. 3-5
3.Библия-выдающийся памятник мировой культуры. 6-7
4.Эволюция христианства. 8-9
5.Ереси и секты первых трёх веков христианства. 10-12
6.Разделение христианских церквей.
Причины и условия возникновения раскола. 12-14
7.Католицизм и православие. 15-18
8.Заключение. 18-19
9.Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 43.54 Кб (Скачать)

Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул папы. Первоначально в христианстве папами именовались все священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя он закрепился только за римскими епископами.

Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство  подчинялось императору, а тот  и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозванного «наместника Христа», восседавшего на епископской кафедре в Риме.

Достаточно серьезные расхождения  между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др., которые принимали папские декриталии, опускали не принятые Римом правила и тем все определенней подчеркивая линию раскола.

В 867 году римский папа Николай I и  Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию. Этот конфликт через некоторое время удалось уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т. е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная - православной, т. е. верной догматам.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения  в вероучении и культе, но они  были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм и православие  имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими  обстоятельствами.

6.Католицизм и православие

 Католицизм. Слово «католицизм»  означает - всеобщий, вселенский. Его  истоки идут от небольшой римской  христианской общины, первым епископом  которой, по преданию, был Апостол  Петр. Процесс обособления католицизма  в христианстве начался еще  в III - V веках, когда нарастали  и углублялись экономические,  политические, культурные различия  между Западной и Восточной  частями Римской империи. Начало  разделения Христианской Церкви  на католическую и православную  было положено соперничеством  между Римскими Папами и Константинопольскими  Патриархами за главенство в  христианском мире. Около 867 года  произошел разрыв между папой  Николаем I и Константинопольским  Патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления. Организация Католической Церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой Церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация Католической Церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище. Догмат о чистилище (промежуточное место между раем и адом) есть только в Католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат слишком большие смертные  грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле. Учение о чистилище сложилось еще в I веке. Православная и Протестантские Церкви учение о чистилище отвергают. Кроме того, в отличие от Православного вероучения, в Католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 году. Особое внимание Западной Церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как и Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 -8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере. В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства. Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании. На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

 

Православие. Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть, в отличие от ложного, правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV--VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей и доктрин (религиозных и философских), формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

 

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры («Символ веры») принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

 

В настоящее время насчитывается  пятнадцать Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них.

 

Православие - одно из трех основных направлений  христианства - исторически сложилось, сформировалось, как его восточная  ветвь. Оно распространено главным  образом в странах Восточной  Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» впервые  встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия  сформировались в Византии, где оно  было господствующей религией в IV - XI веках. Основой вероучения признаны священное  писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как  Афанасий Александрийский, Василий  Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

 

В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы;

Во втором - о вере в Сына Божия  единородного - Иисуса Христа;

Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;

Четвертый член Символа веры - о  страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления;

Пятый - о воскресении Иисуса Христа;

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;

 

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;

Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого;

В девятом - об отношении к церкви;

В десятом - о таинстве Крещения;

В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых;

В двенадцатом члене - о жизни  вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом  развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство  веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для  человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении  говорилось, что в сферу «избранных», предопределенных к спасению, может  войти любой уверовавший в  Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии  занимают обряды-таинства, во время  которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Православная церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему  подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под  видом хлеба и вина вкушает  самое Тело и Кровь Христову для  Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед  священником, который отпускает  их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается  через епископское рукоположение  при возведении того или иного  лица в сан священнослужителя. Право  совершения этого таинства принадлежит  только епископу.

В таинстве брака, которое совершается  в храме при венчании, благословляется  супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается  на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Заключение.

 

Научное исследование христианства началось еще в 18 веке и продолжается до сих  пор. Внимание к религии как к  мощнейшему идеологическому средству государства вряд ли иссякнет, до тех  пор, пока будут продолжаться межгосударственные, межнациональные конфликты, развязанные  на религиозной почве, пока существует сама религия.

 

Если взглянуть на результат  воздействия христианских идей на общество и государство, то, пожалуй, никто  не усомнится в том, что сила их действия на человечество оказалась  беспримерной. Это говорит нам  о том, что вся история после  Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии  на человечество.

 

Побуждает ли религия к добру  или в ней коренятся многие проблемы человечества? Возможно, сам  бог глубоко оскоблен религией, которая  подстрекает к вражде, делает совесть  нечувствительной, вызывает фантазии, далекие от действительности и сеет в людях предрассудки, суеверия, ненависть и страх! Выход может  быть только один - искать истинную религию, ту, которая не противоречит его  заповедям. Вера имеет право называться истинной только в том случае, если она побуждает проявлять сострадание  на деле. Решить для себя этот вопрос каждый должен сам - в размышлениях, в исследованиях, в поиске.


Информация о работе Социокультурные предпосылки христианства