Социокультурные предпосылки христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:24, контрольная работа

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею-щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Оглавление

1.Введение. 3
2.Социокультурные предпосылки христианства. 3-5
3.Библия-выдающийся памятник мировой культуры. 6-7
4.Эволюция христианства. 8-9
5.Ереси и секты первых трёх веков христианства. 10-12
6.Разделение христианских церквей.
Причины и условия возникновения раскола. 12-14
7.Католицизм и православие. 15-18
8.Заключение. 18-19
9.Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 43.54 Кб (Скачать)

 

Первоначально христианство было небольшим  стихийным движением. Первые христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, городской  бедноты, всех тех, кого, по образному  выражению Ф. Энгельса, «выбросил  за борт процесс разложения старого  мира». Все они осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном переустройстве. Все они  искали в новой религии утешение. И христианство ими же творимое, все это охотно обещало.

 

Новая религия утверждала, что страдания  в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в  загробном мире, а в сопротивлении  злу видела путь к нравственному  совершенствованию. Она обещала  всем обездоленным, что «будут последние  первыми, и первые последними», что  праведные получат свое и низшим сословиям - всем этим, по евангельской фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит будущее. Богатство, стяжательство рассматривались  новой религией как «западня дьявола».

 

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

 

Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в «потусторонний»  мир, и само земное существование  людей рассматривало лишь как  «божье царство».

 

Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса  римского рабовладельческого общества побуждало все большее число  людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II - III веках  в христианские общины хлынули состоятельные  люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.

 

Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и  политический вес. Руководство ими  сосредотачивается в руках немногих должностных лиц - епископов. Создается  сложная церковная организация. Ее высшим органов становятся съезды епископов - церковные соборы. Епископы больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов. Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а первые два - папами (от греческого «папас» - отец).

Постепенно вырабатывается сложный  культ, чуждый первоначальному христианству. Позднее в молитвенных домах  появились иконы - изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось  пышное богослужение.

Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь  теперь стремилась к сближению с  государством.

Тенденции эти наметились давно. Уже  в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и  трепетом... как Христу», «Всякая  душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога».

Эта готовность церкви освятить слабеющую  императорскую власть и весь строй  империи авторитетом христианского  бога не могла не быть услышана.

Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство империи  и свою власть, прекратил преследование  христиан и дал христианству права  легальной религии. А в последнее  десятилетие IV века, при императорах  Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы.

Христианская церковь сделалась  опорой и союзником гибнущего  рабовладельческого государства.

В течение первых веков своего существования  христианство претерпело сложную эволюцию. Оно развивалось, менялись его идеи и воззрения.

 

 

4.Ереси и секты первых трех веков христианства

 

Первые три века христианской истории  отличаются беспримерным брожением  религиозных идей. Никогда после  этого не появлялось в христианстве такого множества разнообразных  сект и больше никогда споры сектантов  с христианской церковью не касались таких важных и существенных вопросов, как именно в это время.

Еретические секты первых трех веков  христианства отличались от позднейших ересей тем, что в них, как правило, искажался не один какой-нибудь догмат, но противопоставлялись христианству целые системы мировоззрений. Многие из этих систем при очевидной странности формулировок своих воззрений, отличались как глубиной философской мысли, так и творчеством поэтической  фантазии. Поэтому секты первых веков  христианства имеют важное значение не только в истории христианской церкви, но и в истории развития человеческого духа и человеческой мысли. Безусловно, само появление различных сект в христианском мире не прошло бесследно для церковной жизни. Церковь с самого начала своего существования развивала свои силы в борьбе с ересями и расколами. В этой борьбе сложились и церковное богословие, и церковная дисциплина, и сама церковная обрядность. Недаром почти во всех памятниках древнехристианской жизни и письменности—богословских произведениях, правилах и постановлениях древних соборов, в молитвах и песнопениях, даже в церковных обрядах—находится множество прямых и косвенных указаний на еретические секты того времени. Теперь, понимая необходимость изучения сект, возникших в ранний период развития христианской церкви, можно перейти к краткому обзору существовавших тогда сект.

Самыми ранними еретиками в  христианской церкви явились евиониты и евиониты-гностики. Эта ересь возникла от значительного, на первых порах, соприкосновения с иудейством. На Апостольском соборе в 51 г. было решено, что ветхозаветный закон (временный и прообразующий)—потерял свою силу в христианстве. Часть христиан из иудеев не согласилась с этим, через это и появилась секта иудействующих христиан. Они отрицали догмат троичности, божество Иисуса Христа, Его сверхъестественное рождение, признавая в Нем лишь великого пророка, подобного Моисею. Всю его деятельность сводили к разъяснению и дополнению ветхозаветного закона новыми правилами. Евхаристию они совершали на опресноках, употребляя в чаше одну воду. Царствие Христово понимали как 1000-летнее видимое земное царство, для основания которого Христос вновь воскреснет, покорит все народы и обеспечит еврейскому народу господство над всем миром. В то же время евиониты не признавали искупительной Жертвы Спасителя, то есть отрицали главнейший догмат, составляющий основу христианства.

Евиониты-гностики примешивали к иудейским воззрениям много языческих. Так, они даже отрицали ветхозаветную религию еврейского народа, изложенную в священных книгах евреев. Согласно их учению первобытная истинная религия была дана первому человеку, но утрачена им после грехопадения, причем ее неоднократно восстанавливал Божественный Дух, являвшийся на землю в лице ветхозаветных праведников. От Моисея эта религия сохранилась среди небольшого круга израильтян.

Для восстановления и распространения  ее среди всего рода человеческого  Божественный Дух явился в лице Иисуса Христа. Таким образом, согласно учения евионитов-гностиков, Христос не является Искупителем, а только учителем, причем Его учение не новое откровение, а только возобновление того, что было известно небольшому кружку избранных людей. Надо сказать, что при всем этом евиониты-гностики придерживались строгого аскетизма: вообще не ели мяса, молока, яиц—для возвышения духовного над чувственным.

В то же время надо помнить, что  в христианство обращались не только иудеи , но и язычники. Некоторые из них пытались соединить христианское учение с философскими и религиозными воззрениями язычников, причем в таких компилляциях язычества даже было больше, чем христианства. Ереси язычествующих христиан получили название гностицизма. Во всех религиях гностики видели элемент божественного, пытались из различных религиозных и философских учений создать религиозно-философскую систему, стоящую выше других религий.

В это время сформировалось два  центра гностицизма: в Александрии  и в Сирии. Гностики считали материю  источником зла, признавали Иисуса Христа простым человеком, с которым  соединился во время Крещения высший эон (т. е. духовная сущность) после Верховного Бога—Христос. Также гностики отрицали и догмат искупления, считая, что на Кресте страдал либо простой человек, либо сами страдания Иисуса Христа были недействительными, призрачными.

Наблюдались два течения гностицизма: крайние аскеты, которые измождением  тела пытались получить духовное освобождение, и антиномисты, которые разрушали телесную оболочку (материю) разгулом, пьянством, вообще отрицанием нравственных законов. До нас дошли имена Симона Волхва и Керинфа, являвшимися известными апологетами гностицизма апостольского века.

Связь Ветхого и Нового Заветов  понималась некоторыми христианами  искаженно, превратно. Однми из них был Маркион—сын епископа, впоследствии самим отцом отлученный от Церкви. Маркион признавал христианство абсолютно новым учением, не имеющим никакой связи с ветхозаветным откровением. Более того, он объявил противоречивыми ветхозаветное откровение и новозаветное учение, так же как противоречивы карающий Судия и Бог благости и любви. Ветхозаветное откровение он приписал демиургу—ветхозаветному Богу правды, а новозаветное учение—Богу Благости и любви. Создание видимого мира он приписал таки опять демиургу, а вот источником чувственного бытия признал материю со своим властителем—сатаной.

 

5.Разделение христианских церквей.

Причины и условия возникновения  раскола.

 

Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает «раскол, разделение, распри», стала реальной для христианства уже в середине IX в. Обычно причины  схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских  патриархов. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного  и восточного христианства исследователи  воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются  в экономике и политике, в чем  угодно, только не в религиозной  специфике происходящего. [1, с. 111-122]

А между тем, католицизм и православие  имели такие особенности, которые  существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение, культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной  Европы. Между католическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, но и цивилизованная граница. Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно  приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Однако дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторые отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства.

 

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями  развития феодальных отношений в  восточных и западных частях Римской  империи и конкурентной борьбой  между ними.

Предпосылки раскола возникли еще  в конце IV начале - V в. Став государственной  религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

Что касается укрепления власти римского епископата, то оно было связано, прежде всего, с престижем столицы империи, а потом уже с претензией Рима на обладание апостолическим престолом  в память об апостолах Петре и  Павле. Денежные подачки Константина  и строительство храма на месте  «мученической смерти Петра» способствовали возвеличению римского епископа. В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь. Отсутствие императорского двора как бы автоматически  выдвинуло духовную власть на первый план общественной жизни. Ловко маневрируя между враждующими группировками  богословов, римский епископ сумел  укрепить свое влияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он собрал в 343 г. в Сардике всех западных епископов и добился признания за собой права арбитража и фактического главенства. Восточные епископы никогда этих решений не признавали. В 395 г. империя распалась. Рим снова стал столицей, но теперь уже только западной части бывшей империи. Политические неурядицы в нем способствовали концентрации в руках епископов обширных административных прав. Уже в 422 г. Бонифаций I в письме епископам Фессалии открыто заявил о своих претензиях на главенство в христианском мире, утверждая, что отношение римской церкви ко всем прочим подобно отношению «головы к членам».

Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западные епископы считали себя лишь местоблюстителями, т. е. фактическими вассалами Рима, управляющими соответствующими епархиями от имени  римского первосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признана епископами Константинополя, Александрии  и Антиохии.

В 476 г. Западная Римская империя  пала. На ее развалинах образовалось множество  феодальных государств, правители которых  соперничали между собой за первенство. Все они стремились оправдать  свои притязания волей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще  больше подняло авторитет, влияние  и власть римских епископов. С  помощью политических интриг они  сумели не только укрепить свое влияние  в западном мире, но даже создать  свое собственное государство - Папскую  область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова.

Информация о работе Социокультурные предпосылки христианства