Социокультурные предпосылки христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:24, контрольная работа

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею-щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Оглавление

1.Введение. 3
2.Социокультурные предпосылки христианства. 3-5
3.Библия-выдающийся памятник мировой культуры. 6-7
4.Эволюция христианства. 8-9
5.Ереси и секты первых трёх веков христианства. 10-12
6.Разделение христианских церквей.
Причины и условия возникновения раскола. 12-14
7.Католицизм и православие. 15-18
8.Заключение. 18-19
9.Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 43.54 Кб (Скачать)

 

Содержание.

1.Введение. 3

2.Социокультурные  предпосылки христианства.                                    3-5

3.Библия-выдающийся памятник мировой культуры.                           6-7

4.Эволюция христианства.                                                                              8-9

5.Ереси и секты  первых трёх веков христианства.                              10-12

6.Разделение  христианских церквей.           

Причины и условия  возникновения раскола.                                             12-14

7.Католицизм  и православие.                                                                       15-18

8.Заключение.                                                                                                     18-19                                                                                                               

9.Список литературы.                                                                                    20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и  других публикаций. На этом поприще  трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители  библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею-щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

1.Социокультурные предпосылки становления христианства.

 

1.1 .Общественно-исторические  условия возникновения христианства.

 

Христианство возникло в I веке нашей  эры, выделившись среди мистико-мессианских  движений в восточной части Римской  империи. Оно быстро обособилось  от иудаизма, превратившись в самостоятельную  религию со своим специфическим  вероучением, своей богослужебной  практикой и церковной организацией.

Христианство появилось в период острого социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской  империи. Этот кризис охватил как  беднейшую часть общества, так  и состоятельные слои населения. В страхе перед римскими императорами, которых она же и создала, рабовладельческая  аристократия спешила забыться в  беспробудном пьянстве, разврате и  доносительстве.

Социально-экономический кризис рабовладельчества сопровождался разложением традиционных религиозных верований и широким распространением суеверий и мистики. Известный римский историк Тацит (ок. 55г. – ок. 120г.) впервые упомянувший о христианах, отмечал полный разброд в умах современного общества. "Среди величайших мыслителей древности их учеников и последователей можно обнаружить приверженцев противоположных взглядов, и многие твердо держаться того мнения, что богам нет ни малейшего дела, ни до нашего конца, ни вообще до смертных: вот почему так часто жизнь хороших людей так безрадостна, а счастье выпадает в удел дурным". (Каутский К. Происхождение христианства.)

Ясно, что при таком умонастроении  теряло всякий смысл обращаться к  традиционным богам в решении  жизненных задач. Нужны были более  действенные ценности.

Падение авторитета античных богов  сопровождалось распространением фантастических слухов, мистики, суеверий, шарлатанства, веры в колдовство и магию. Общественность изнемогала под бременем безверья и  всеобщего одичания и страстно надеялась  на спасение от беззакония и беспутства.

Римская религия, как и различные  учения Востока, не могла дать утешения обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства и спасения.

Христианство же, прежде всего, провозгласило  равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие  общественные порядки и тем самым  породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся  людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных  религий мира христианство не создано  людьми, а дано человечеству Богом  в готовом и законченном виде. Однако сравнительная история религиозных  учений свидетельствует о том, что  христианство усвоило и переосмыслило  предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных представление, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.

 

1.2. Идейные предшественники  нравственной основы христианства.

 

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали  неоплатонизм  Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки.

 

Учение Филона о прирожденной греховности  людей, о покаянии, о Сущем как  первоначале мира, об экстазе как  средстве приближения к Богу, о  логосах, среди которых Сын Божий  – высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило  одной из идейных предпосылок  для христианских представлений  об иерархии духовных начал, оказало  заметное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижении добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности.

Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального  положения. Сенека в качестве нравственного  императива признал "золотое правило  морали", которое звучало следующим  образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше".

Близкая формулировка содержится в  Евангелии от Матфея: "И так  во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и  вы с ними".

Христианству были созвучны установки  Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о  других людях, самоограничение в  пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных  для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали  сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую  оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных  элементов восточных культов, эллинистической  философии не обедняло, а обогащало  новую религию. Именно поэтому она  относительно быстро вошла в общий  поток средиземноморской культуры.

 

1.3. Причины широкого  распространения христианства.

 

          Христианство  явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные  массы людей. Она обращалась  к ним, неся новые ценности, новые убеждения и надежды.  Все это получало глубокий  отклик в сердцах обездоленных  и растерянных людей. Пробуждалась  вера в заступника, способного  обуздать земную власть, формировалось  фанатичное желание пострадать  за Избавителя от неволи, умножалось  доверие к Богу, который во  имя любви к людям пожертвовал  своим Сыном, чтобы искупить  грехи смертных. Апостолы Христианства, обращаясь ко всем людям и  народам, создавали вероисповедную  связь людей, независимо от  их этнической, языковой, политической  и социальной принадлежности  – связь единоверцев.

          Христианство  положило начало совершенно новой  культуре – культуре, признававшей  в человеке личность, смотревшей  на человека как на земное  воплощение Бога и на Бога  как наивысшую любовь к людям,  как на небесное воплощение  человека, Иисуса Христа.

         Новая религия  запретила жертвоприношения и  отказалась от жесткой регламентации  поведения человека в быту. Вместе  с тем, христианская церковь  не отказалась от наиболее  распространенных, привычных обрядов,  обосновала, правомерность их заимствования,  что облегчало переход в христианскую  веру. "Христиане меньше, чем кто  бы то ни было не должны  отвергать что-либо хорошее только  потому, что оно принадлежит тому  или другому.… Продолжить хорошие  обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, - значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и  вернуть истинному владельцу,  Богу", – писал Августин Блаженный.

          Христианство  совершило великий исторический  синтез, наследуя и по-своему преобразуя  интеллектуальные завоевания предшествующих  эпох, при этом освоение существовавшей  ранее философии и религиозный  мысли шло в русле духовно-нравственных  исканий эпохи, что придавало  христианству особую привлекательность.

 

2.Библия — Выдающийся памятник мировой культуры

 

Библия — это религиозный  и литературный памятник. Она известна всему человечеству, переведена на 1800 языков мира. Библию называют по-разному: Священным Писанием, Словом Божьим, Книгой книг, Книгой спасения, но самое  распространенное название — Библия, которое утвердилось у христиан еще в IV столетии.

Всего в Библии насчитывается 77 книг. Они создавались постепенно на протяжении нескольких столетий (XII в. до н. э.). Авторы (а их было более 40) занимали разное социальное положение в современном для них обществе. Моисей, например, был воспитан в знатной египетской семье; Петр был рыбаком; Соломон — царем; Матвей — сборщиком налогов; Павел — раввином.

Библия создавалась на трех языках: древнееврейском, арамейском и греческом. Состоит она из разных по форме  и содержанию книг: 50 из них составляют Ветхий завет, а 27 — Новый.

Само слово «завет» можно  объяснить словами «союз», «соглашение». Это соглашение заключил Бог с  людьми: с Адамом и Евой после  их грехопадения, потом с Ноем после  всемирного потопа и с Авраамом —  основоположником еврейского народа. К основным произведениям Ветхого  завета относят «Давидовы псалмы», «Книгу притчей царя Соломона» и «Книгу пророка Исайи». В «Давидовых псалмах» изложены моральные нормы поступков и поведения достойного человека как основы счастливой жизни, звучит противопоставление им аморальности безбожников и преступников, что ведет к страданиям и гибели.

В «Книге притчей царя Соломона» (Соломон  был сыном царя Израиля Давида, прославился своей непревзойденной  мудростью) изложены моральные заповеди христианства. Главная цель этой книги  — познакомить читателя с основными  нормами праведной жизни. Автор  утверждает, что мудрость состоит  в том, чтобы жить по Божьим заповедям. Притчи царя Соломона построены по принципу противопоставления: мудрость и глупость, правда и ложь, вера и  безверие, покорность и гордыня, честность  и обман, любовь и ненависть, радость  и гнев, трудолюбие и лень. Они  содержат короткие афоризмы, которые  близки народной мудрости и имеют  огромное значение для формирования индивидуальности.

В «Книге пророка Исайи» изображается жизнь праведников, исцеленных Богом  от различных болезней и уродств, обновление природы и ее расцвет.

Новый завет — это поэтический  рассказ о рождении, духовном подвиге, смерти и воскрешении основоположника  христианства Иисуса Христа. Состоит  Новый завет из четырех Евангелий (от святых Матвея, Марка, Луки, Иоанна), одной исторической книги «Деяния  святых Апостолов», 21 послания Апостолов  и Апокалипсиса.

Новый завет возник благодаря появлению  Иисуса Христа как соглашение, заключенное  со всеми народами, а не только с  еврейским, как Ветхий. Сам Иисус появился в палестинских городах, в Иерусалиме как молодой неизвестный учитель, который творил чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных, а главное — проповедовал. И слова из его учения были необыкновенными. Потом его стали называть Христос. «Христос» — значит царь. Христиане ведут летосчисление со дня сотворения мира и от дня рождения Иисуса Христа, появления которого люди ждали тысячелетиями.

Особенное место в Священном  Писании занимает Евангелие, составили  его четыре евангелиста: Матвей, Марк, Лука и Иоанн.

Апостол Матвей был свидетелем многих чудес, сотворенных Спасителем, он проповедовал благую весть иудеям Палестины.

Евангелист Марк проповедовал в  Риме. Он был первым епископом Александрийской  церкви и умер мученической смертью.

Третий апостол Лука имел блестящее  образование, был врачом. Верный спутник  Павла, он написал свое Евангелие  согласно проповеди своего учителя.

Иоанн Богослов стал одним из любимых  учеников Иисуса, наиболее приближенным к Господу.

Библия — это неисчерпаемый  источник, который удовлетворяет  духовную жажду человечества. В изречениях Христа, в книгах заветов собраны  знания, которые касаются самых потаенных  душевных глубин человека. В этом и  состоит общечеловеческое значение и вечная ценность Библии.

   

 

3.Эволюция христианства

 

Христианство возникло в Палестине  в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в  обрамлении мифов и легенд сохранилось  в исторических источниках.

Информация о работе Социокультурные предпосылки христианства