Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:37, контрольная работа
Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развития; при рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.
Введение………………………………………………………………………3
1.Культура и социум, взаимосвязь. Понятие социодинамики культуры.…3-12
2.Основные типы культурных процессов…………………………………12-15
3.Социокультурное противоречие как источник динамики культуры…15-20
4.Модернизация и глобализация в современной культуре. Феноменконтркультуры…………………………………………………………….. 20-22
Заключение……………………………………………………………. 22-23
Список литературы…………………………………………………………
На уровне личности социально-культурное противоречие проявляется как культурное раздвоение, внутренняя напряженность. Это раздвоение приводит к двум взаимосвязанным последствиям: вызывает дискомфортное состояние личности и последующий прилив творческой активности субъекта по снятию этого состояния. Не всегда это снятие удается, и тогда субъект остается в маргинальном, неопределенном состоянии.
Снятие социокультурного противоречия может быть достигнуто несколькими путями:
18
-изменением социальных отношений в соответствии с новыми культурными реалиями;
-изменением культуры в соответствии с социальными отношениями;
-изменением того и другого.
Большое значение в снятии (иногда и в возникновении) социокультурной напряженности имеют социальные реформы и культурная политика государства, особенно в современной России.
Взаимодействие культуры и социальных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации людей, с другой – процессы изменений в самой культуре влияют на проводимые социальные реформы.
В идеале общественные реформы должны иметь культурную предпосылку – ценности и нормы, которые являются регуляторами для большинства людей. Такие предпосылки создают социокультурные институты. Однако пока не выработана система ценностей и моделей социальной деятельности, которые необходимы в обществе. У большинства граждан сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие происходящим общественным процессам.
В этих условиях массовая культура благодаря смысловой, художественной упрощенности и технической доступности теснит высокую и народную культуру. Так как отечественная массовая культура не сформирована, то ее место занимают далеко не лучшие образцы американской и западно-европейской массовой культуры.
Массовую культуру принимают те социальные группы, которые рассматривают культуру как средство развлечения и досуга. В этих условиях культурная политика должна стремиться к установлению границ между ценностями массовой культуры и ее крайностями, возвращающими человека к физиологии.
19
В современных условиях необходима социальная поддержка национальных культур, а также формирующейся подлинно духовной элиты, ибо она вырабатывает общезначимые ценности и нормы. Высокий статус современной элиты вытекает из необходимости утверждения в обществе ценностей индивидуального выбора, ответственности, самоценности и самореализации. Духовная элита задает нормы и образцы поведения, выступающие в качестве предпосылок формирования этических норм зарождающейся экономической элиты.
В условиях противоречивости и недостаточной сформированности социокультурных ориентаций российских граждан многое зависит от культурной политики государства. Культурная политика – это деятельность по формированию и согласованию социальных механизмов и условий культурной активности населения. Механизмы могут быть административными, экономическими и политическими. Цели культурной политики – максимальное участие культуры в интеграции социальных отношений, их совершенствовании на основе выражения духовных интересов различных социальных групп; решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир и социальное поведение людей. Речь идет о необходимости поддержки культуры обществом, о повышении ее значимости во всех сферах общественной жизни.
Культурная политика опирается на следующие требования (принципы):
-не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на закономерности социокультурной эволюции;
-в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, сочетать универсальные и локальные методы воздействия;
-не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, им являются все культуротворческие организации;
20
-постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание;
-постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры;
-помогать в адаптации населения к общественным переменам.
4.Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.
Модернизация культуры является частью процесса модернизации общества. Под модернизацией понимается процесс превращения традиционного общества и его культуры в индустриальное, современное общество. Модернизация в культурной сфере предполагает секуляризацию образования, наличие идейного и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Составной частью социокультурной модернизации является также развитие средств массовой коммуникации и появление массовой культуры, а также приобщение все возрастающей части населения к культурному наследию прошлого.
Процесс модернизации происходит на фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. В этом состоит сущность процесса глобализации в современной культуре. Однако культурная глобализация (универсализация) не означает унификации, т.е. сведения всего многообразия культур к какому-либо единому образцу. Речь идет о взаимодействии национальных культур, что возможно лишь при условии принятия общих культурных предпосылок.
Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение числа и интенсивности различных международных связей – политических,
21
экономических, коммуникационных,
собственно культурных. Явления, возникающие
в одном регионе или сфере
жизни, быстро распространяются
по всему миру и отражаются
на развитии различных областей
общественной жизни разных
Однако процесс этот достаточно сложен и противоречив. Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, имеют сходный характер. Это способствует интеграции мировой культуры, создает условия для понимания различными национальными культурами специфики друг друга, облегчает процессы культурной адаптации. Вместе с тем возникает угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социально-культурная политика должна быть направлена на сохранение особенностей национальных культур в процессе универсализации, глобализации.
Динамика культуры в традиционных и либеральных обществах имеет разные формы. В первых акцент делается на воспроизводство существующих ценностей и образцов, традиций. Во вторых доминирует стремление к новациям, развитие частной инициативы, свобода, творчество.
Если новые ценности и нормы противоречат базовым ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура – это попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Идеология контркультуры – это смесь
22
различных положений
экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма,
анархизма, восточных философий
и религий. Теоретики контркультуры
ставили своей целью
Заключение
В культурологии большое внимание уделяется трем основным направлениям или разделам - это теория культуры, история культуры и прикладная культурология. Анализ всех основных разделов, не только в такой дидактической единице, как теории культуры, но и в двух других, показывает, что без освоения теоретических знаний социодинамики культуры, невозможно изучить и другие разделы. Особое место в системе культурологического знания социодинамика культуры занимает по нескольким причинам:
-Теория социодинамики культуры позволяет более предметно раскрыть специфику и формы существования не только культуры и социума, но и их взаимное влияние, и зависимость друг от друга;
-Теория культуры без опоры на социодинамику не получает должного уровня объективации своей научности и прагматической значимости;
-Рассмотрение истории становления теорий социальной и культурной динамики раскрывает не просто развитие научной мысли, но и отражает те процессы, которые предопределяли развитие научного дискурса;
23
-Именно социодинамика культуры в контексте культурологического знания обеспечивает должный уровень междисциплинарности, что является определяющим фактором, предъявляемым к современным наукам.
Список литературы:
1.Ахнезер А.С. Социокультурная динамика России: к методологии
исследования // Политические исследования. - 2000.
2.Василькова В.В. Волновые процессы в общественном развитии. -
Новосибирск, 2001.
3.Динамика культурных и социальных связей. - М., 2002.
4.Кравченко А.И. Культурология. - М., 2000. Разд. I. Гл. 6.
5. Моль. А. “Социодинамика культуры” Москва,1973
6.Пригожий И. Нововведения: стимулы и препятствия //Социальные проблемы инноватики. - М., 2001.
7.Сорокин П. Кризис нашего времени: диагноз кризиса // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.
8.Флиер Н.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000