Социодинамика культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развития; при рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1.Культура и социум, взаимосвязь. Понятие социодинамики культуры.…3-12
2.Основные типы культурных процессов…………………………………12-15
3.Социокультурное противоречие как источник динамики культуры…15-20
4.Модернизация и глобализация в современной культуре. Феноменконтркультуры…………………………………………………………….. 20-22
Заключение……………………………………………………………. 22-23
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контр работа - Социодинамика культуры.docx

— 44.57 Кб (Скачать)

На уровне личности социально-культурное противоречие проявляется как культурное раздвоение, внутренняя напряженность. Это раздвоение приводит к двум взаимосвязанным последствиям: вызывает дискомфортное состояние личности и последующий прилив творческой активности субъекта по снятию этого состояния. Не всегда это снятие удается, и тогда субъект остается в маргинальном, неопределенном состоянии.

Снятие социокультурного противоречия может быть достигнуто несколькими путями:

 

18

-изменением социальных отношений в соответствии с новыми культурными реалиями;

-изменением культуры в соответствии с социальными отношениями;

-изменением того и другого.

Большое значение в снятии (иногда и в возникновении) социокультурной напряженности имеют социальные реформы и культурная политика государства, особенно в современной России.

Взаимодействие культуры и социальных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации людей, с другой – процессы изменений в самой культуре влияют на проводимые социальные реформы.

В идеале общественные реформы должны иметь культурную предпосылку – ценности и нормы, которые являются регуляторами для большинства людей. Такие предпосылки создают социокультурные институты. Однако пока не выработана система ценностей и моделей социальной деятельности, которые необходимы в обществе. У большинства граждан сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие происходящим общественным процессам.

В этих условиях массовая культура благодаря смысловой, художественной упрощенности и технической доступности теснит высокую и народную культуру. Так как отечественная массовая культура не сформирована, то ее место занимают далеко не лучшие образцы американской и западно-европейской массовой культуры.

Массовую культуру принимают те социальные группы, которые рассматривают культуру как средство развлечения и досуга. В этих условиях культурная политика должна стремиться к установлению границ между ценностями массовой культуры и ее крайностями, возвращающими человека к физиологии.

 

19

В современных условиях необходима социальная поддержка национальных культур, а также формирующейся подлинно духовной элиты, ибо она вырабатывает общезначимые ценности и нормы. Высокий статус современной элиты вытекает из необходимости утверждения в обществе ценностей индивидуального выбора, ответственности, самоценности и самореализации. Духовная элита задает нормы и образцы поведения, выступающие в качестве предпосылок формирования этических норм зарождающейся экономической элиты.

В условиях противоречивости и недостаточной сформированности социокультурных ориентаций российских граждан многое зависит от культурной политики государства. Культурная политика – это деятельность по формированию и согласованию социальных механизмов и условий культурной активности населения. Механизмы могут быть административными, экономическими и политическими. Цели культурной политики – максимальное участие культуры в интеграции социальных отношений, их совершенствовании на основе выражения духовных интересов различных социальных групп; решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир и социальное поведение людей. Речь идет о необходимости поддержки культуры обществом, о повышении ее значимости во всех сферах общественной жизни.

Культурная политика опирается на следующие требования (принципы):

-не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на закономерности социокультурной эволюции;

-в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, сочетать универсальные и локальные методы воздействия;

-не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, им являются все культуротворческие организации;

 

20

-постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание;

-постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры;

-помогать в адаптации населения к общественным переменам.

 

4.Модернизация  и глобализация в современной  культуре. Феномен контркультуры.

Модернизация  культуры является частью процесса модернизации общества. Под модернизацией понимается процесс превращения традиционного  общества и его культуры в индустриальное, современное общество. Модернизация в культурной сфере предполагает секуляризацию образования, наличие  идейного и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Составной частью социокультурной  модернизации является также развитие средств массовой коммуникации и  появление массовой культуры, а также  приобщение все возрастающей части  населения к культурному наследию прошлого.

Процесс модернизации происходит на фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. В этом состоит сущность процесса глобализации в современной культуре. Однако культурная глобализация (универсализация) не означает унификации, т.е. сведения всего многообразия культур к какому-либо единому образцу. Речь идет о взаимодействии национальных культур, что возможно лишь при условии принятия общих культурных предпосылок.

Формированию  общечеловеческой культуры способствует увеличение числа и интенсивности  различных международных связей – политических,

21

 экономических, коммуникационных, собственно культурных. Явления, возникающие  в одном регионе или сфере  жизни, быстро распространяются  по всему  миру и отражаются  на развитии различных  областей  общественной жизни разных стран. Тенденция культурной глобализации  реализуется тогда, когда нация  или социальная группа готова  принять  соответствующие ее уровню  развития и возможностям элементы  общечеловеческой культуры.

Однако процесс  этот достаточно сложен и противоречив. Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, имеют сходный  характер. Это способствует интеграции мировой культуры, создает условия  для понимания различными национальными  культурами специфики друг друга, облегчает  процессы культурной адаптации. Вместе с тем возникает угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социально-культурная политика должна быть направлена на сохранение особенностей национальных культур в процессе универсализации, глобализации.

Динамика  культуры в традиционных и либеральных  обществах имеет разные формы. В  первых акцент делается на воспроизводство  существующих ценностей и образцов, традиций. Во вторых доминирует стремление к новациям, развитие частной инициативы, свобода, творчество.

Если новые  ценности и нормы противоречат базовым  ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура – это попытка  создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального  общества. Контркультура получила распространение  среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического   экстаза  души.   Идеология  контркультуры   –   это   смесь

22

 различных положений  экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, восточных философий  и религий. Теоретики контркультуры  ставили своей целью ниспровержение  современной культуры, которая представляется  организованным насилием над  личностью, душителем творческих  порывов. Этот протест принимает  различные  формы: от пассивных до экстремистских; «непотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозным поиском. В 70-х годах контркультурное движение распалось на множество разнохарактерных групп. 

Заключение

В культурологии  большое внимание уделяется трем основным направлениям или разделам - это теория культуры, история культуры и прикладная культурология. Анализ всех основных разделов, не только в такой дидактической единице, как теории культуры, но и в двух других, показывает, что без освоения теоретических знаний социодинамики культуры, невозможно изучить и другие разделы. Особое место в системе культурологического знания социодинамика культуры занимает по нескольким причинам:

-Теория социодинамики  культуры позволяет более предметно раскрыть специфику и формы существования не только культуры и социума, но и их взаимное влияние, и зависимость друг от друга;

-Теория культуры без опоры на социодинамику не получает должного уровня объективации своей научности и прагматической значимости;

-Рассмотрение истории становления теорий социальной и культурной динамики раскрывает не просто развитие научной мысли, но и  отражает те процессы, которые предопределяли развитие научного дискурса;

 

 

23

-Именно социодинамика  культуры в контексте культурологического  знания обеспечивает должный уровень  междисциплинарности, что является определяющим фактором, предъявляемым к современным наукам.

 

Список  литературы:

1.Ахнезер  А.С.  Социокультурная  динамика  России:  к  методологии

исследования // Политические исследования. - 2000.

2.Василькова В.В.  Волновые процессы в общественном развитии. -

Новосибирск, 2001.

3.Динамика культурных и социальных связей. - М., 2002.

4.Кравченко А.И. Культурология. - М., 2000. Разд. I. Гл. 6.

5. Моль. А. “Социодинамика культуры” Москва,1973

6.Пригожий И. Нововведения: стимулы и препятствия //Социальные проблемы инноватики. - М., 2001.

7.Сорокин П. Кризис нашего времени: диагноз кризиса // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

8.Флиер Н.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000


Информация о работе Социодинамика культуры