Социодинамика культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развития; при рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1.Культура и социум, взаимосвязь. Понятие социодинамики культуры.…3-12
2.Основные типы культурных процессов…………………………………12-15
3.Социокультурное противоречие как источник динамики культуры…15-20
4.Модернизация и глобализация в современной культуре. Феноменконтркультуры…………………………………………………………….. 20-22
Заключение……………………………………………………………. 22-23
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контр работа - Социодинамика культуры.docx

— 44.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

филиал  ФГБОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

в г. Вязьме Смоленской обл.

 

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Культурология

Тема:   Социодинамика культуры.

Направление: 080200 «Менеджмент»

Профиль: Производственный менеджмент

Курс: 1

Форма обучения: заочная

Студент: Лейченко И.В.

Преподаватель:  Бабушкин А.Н.

 

 

 

 

 

 

Вязьма, 2014 г.

2

 

     СОДЕРЖАНИЕ:

      Введение………………………………………………………………………3

1.Культура и социум, взаимосвязь. Понятие социодинамики культуры. …3-12

2.Основные типы культурных процессов…………………………………12-15

3.Социокультурное противоречие как источник динамики культуры…15-20

4.Модернизация  и  глобализация  в  современной  культуре.  Феномен контркультуры…………………………………………………………….. 20-22

      Заключение ……………………………………………………………. 22-23

      Список литературы…………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развития; при рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Разработаны различные модели социокультурных динамических процессов:

-эволюционная (Г. Спенсер, П. Тейяр де Шарден);

-циклическая (О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев);

-волновая (П. Сорокин).

В целом под социокультурной динамикой понимается процесс развертывания отечественной культуры во времени и пространстве и во взаимосвязи с социальной организацией, социальными переменами и социальными потрясениями, которыми так богата отечественная история. Культура, по словам известного ученого Ю.М.Лотмана, "всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла".

 

1.Культура и социум, их взаимосвязь. Понятие социодинамики культуры.

Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое

4

 имело бы такое множество  смысловых оттенков. Для нас обычными  являются словосочетания «культура  поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее. И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968г.) насчитывает уже 250 определений.

И в чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению              П.С. Гуревича «Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антрополог. Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами».

Причем такое положение характерно, конечно, не только для термина «культура». Термин «наука», к примеру, тоже имеет очень большое количество определений. Бывает такое, что некоторых раздражает неясность, нестабильность, и отсутствие четкой системы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но это все лишь оттого, что нам легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять, осознать, что культура, она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая.

И все же у всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.):

 

 

5

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

А кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой:

- результат

- процесс

- деятельность

- способ (например, способ  жизни человека, отличающей его от животного)

- отношения

- норма

- и, наконец, система.

Таким образом, традиционный подход в культурологи отождествляет культуру и общество, как сущностно сходные понятия: нет общества без культуры, а культуры без общества. Социальное и культурное противопоставляется природному.

Однако существует и иная точка зрения на соотношение понятий науки и культуры, например, культурологические концепции Л.Уайта. Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимался всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношения понятий «культура» и «общество», критерий прогресса культур, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, системы родства, эволюция форм брака и др. Значительное место в ней занимает теория символов.

Л. Уайт, так же, как М. Херсковиц и другие антропологи, рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений. Общество трактуется им как скопление живущих вместе организмов, обладающих социальной организацией, которая есть аспект питательного,

 

6

 защитного и воспроизводящего  поведения. Согласно Л. Уайту, культура, а не общество является специфической  особенностью человеческого вида.

Л. Уайт определяет культуру как экстрасоматическую традицию, ведущую роль в которой играют символы. Символическое поведение он считал одним из главных признаков культуры. Большое внимание американский антрополог уделял выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений. Правда, он не всегда обоснованно отождествлял его с положением о том, что человек есть причина культуры, что он – независимая величина, а обычаи, институты, убеждения есть производные, зависимые. Взамен психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально-личностных качествах человека, он предлагает культурологическое.

Основные положения культурологического подхода состоят в том, что люди ведут себя так, а не иначе, потому что они были воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа, по мнению                      Л. Уайта, «определяется не физическим типом или генетическим родом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней экстрасоматической традицией. Воспитанные в тибетской лингвистической традиции люди будут говорить на тибетском, а не на английском языке. Отношение к моногамии, полигамии или полиандрии, отвращение к молоку, табуирование отношений с тещей или использование таблицы умножения – все это определяется реакцией людей на культурные традиции. Поведение народа является функцией его культуры».

Естественно возникает вопрос, что же определяет культуру. «Сама себя определяет», − отвечал Л. Уайт. Он рассматривал культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Например, определенная форма

7

 языка, письменности, социальной  организации, технологии в целом  развивается из предшествующего  состояния. Культура ассоциируется  у                  Л. Уайта с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов. «Поток культуры течет, изменяется, растет, развивается в соответствии с присущими ему законами». Сам же человек, его поведение − «это только реакция человеческого организма на этот поток культуры».

Что же такое социодинамика культуры? Речь идет о движении, изменении, развитие культуры  в зависимости от изменения, развития общества, в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.: движение). То есть предметом изучения  становится не столько культура сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, или социальные механизмы культуры. В отличие от традиционной  истории культуры  социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов - она пытается понять закономерности  происходящих процессов и тенденций, теоретически их объяснить и осмыслить. Таким образом, социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой является культурно-историческое развитие, то есть теория истории культуры.

Культура – это вся ценностно-смысловая сфера общества. Культуре условно противостоит социум как область социально-практических отношений и действий. Они направлены на достижения материально-ощутимых результатов, на проведение социальных реформ. Различия  между культурой и социумом весьма условны и подвижны. Поэтому культура и социум – это два взаимосвязанных между собой аспекта любых социокультурных явлений. В одном и том же явлении возможна перестановка акцентов с одного на другой.

Между социальными институтами  и культурными ценностями имеет  место  взаимоопосредование  и  взаимовлияние.  Культурные  ценности

8

 приобретают социальное  значение. Такой процесс называется  социализацией. Деятельность же  социальных институтов приобретает  культурное значение. Этот процесс  называется аккультурацией.

Развитие в 40-е годы XIX в. разночинской культуры привело к резкой социализации литературы, искусства, философии. Их ценность измерялась практической полезностью  для общества, народа, социальных «низов». Граница между культурой и  социумом, искусством и действительностью  демонстративно размывалась в пользу социума. Подлинно культурным признавалось лишь социально – полезное.

В условиях же тоталитарного политического  режима наука и искусство советского общества были до такой степени насильственно  социализированы и идеологизированы, что во многом утрачивали свое культурное (ценностно-смысловое) содержание, выпадали из культуры и становились атрибутами социума. В то же время в тоталитарной культуре особенно заметен большой отрыв духовной культуры от реальности: сущее подменяется должным, социальная действительность подменяется политическим и социальным мифом (например, «развитой социализм», «социализм с человеческим лицом»). В результате сам социум тоталитарного общества во множестве случаев выступает как аккультурированная, идеализированная реальность.

С точки зрения взаимосвязи культуры и социума в самой культуре различаются три подсистемы. Первая – мировоззренческо-познавательная – религия, философия, наука (в разные периоды). Вторая – художественно-эстетическая – искусство, эстетический идеал. Третья – соционормативная культура, которая включает в себя непосредственно социализированные сферы культуры: политическую, правовую, хозяйственно-экономическую, обыденную мораль. Эта подсистема регулирует поведение людей как социальных существ. Главными регуляторами выступают нормы морали и права.

9

Все процессы в культуре должны рассматриваться  в единстве этих подсистем. Каждой подсистеме соответствует кодовый эквивалент: первой – понятие, второй – образ, третьей – действие. Любое культурно- историческое явление включает в себя эти эквиваленты. В развитии культуры происходит постоянное перекодирование социокультурного содержания из одной подсистемы в другую с помощью этих эквивалентов.

Так, мифологические и религиозные  представления переводятся на язык образов; а образы – на язык науки  и философии – понятия; философские  и научные понятия – на язык образов, а также на язык социологии, т.е. в план действий, практических интересов  и социальных целей, в сферу политики, повседневности. Осуществляется и обратный перевод исторических событий, политических решений, социальных действий в план культурного выражения: в картину  мира, в художественные образы, в  философские и социально-политические учения, в исторические прогнозы.

В этом отношении говорят о культурном смысле таких важных социально-политических явлений и событий, как удельная междоусобица, ордынское иго, самодержавие, Петровские реформы, Отечественная  война 1812 года, отмена крепостного права, русская революция, гражданская  война, военный коммунизм, НЭП, коллективизация.

Соответственно явления отечественной  культуры приобретают социальный смысл: Крещение Руси, развитие права, русский  религиозный Раскол, возникновение  западничества и славянофильства  как реакции на экспансию западно-европейской культуры, роль литературы и литературной критики, формирование русской интеллигенции, рождение русского марксизма и его превращение из науки в социальную утопию, хрущевская оттепель, горбачевская гласность.

Информация о работе Социодинамика культуры