Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

Оглавление

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока 3
Восточная деспотия как социальная основа древних культур 4
Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока 6
Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры 8
Даосизм: свобода как растворение в природе 11
Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия 14
Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока 20
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Принципы  символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Главная тема восточного искусства — тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти и прочее) раскрывает иллюзорность, непрочность мира. Поэтому здесь присутствует двойной план, требующий многозначной оценки.

    В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой  красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует  неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.

    Каждый  элемент древнекитайской живописи символичен (сосна — символ долголетия, бамбук — стойкости, мужества, аист одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символические образы в единую эстетическую картину.

    Потребность в символизации искусства развивалась в Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса. Еще древнейшая Книга перемен — «И Цзян» провозгласила дуалистическую структуру мира и выразила ее суть символически, как взаимодействие мужской, солнечной, активной силы — Ян и женской, темной, пассивной — Инь.

    Важнейшим символом всей древневосточной художественной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском  образе как родной сын и наследник  небесного бога. Солнце наследует важнейшее качество этого божества — умение все видеть и все знать. Однако этот мифологический образ получил в различных культурах Востока дополнительные символические оттенки. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получило свое раскрытие через противоположные начала (белый-черный). С одной стороны, солнце — источник света, гонитель тьмы. С другой, оно темного черного цвета, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце, подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью.

    Солнце  в восточных культурах обычно было важнейшим знаком красоты. Но «прекрасное» связывалось не только с сиянием, блеском и золотом, вызывало не только чувство восторга, но и трепета, ужаса, преклонения, так как солнце символизировало и темную сторону жизни. Эти два смысловых оттенка сверкающего (сияющий свет и ужасный блеск) постоянно присутствуют в описании Солнца порознь или вместе.

    На  примере символической природы  Солнца видно, что семантика этого  образа органично соединила в  себе элементы различных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного и проч.). Именно на Востоке зародилась солярная (световая) религия. И именно солярное божество в процессе развития цивилизаций становится верховным государственным божеством. Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к четкому выделению художественной сферы из всеобщего социокультурного контекста.

    Собственно  эстетическое в культуре Древнего Востока  нередко пересекалось со смыслами иного плана. В частности, египтяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафиксировать мысль письменно — в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. В Египте, Китае, других восточных культурах живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетическое целое. Такое соединение было не случайным. У египтян мудрость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать ее — письмом и изобразительным искусством. Это и неудивительно. Ведь древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда осталось в их текстах. Живописное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, делом жрецов. Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки также несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и не может восприниматься с позиций любования. Такие произведения требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина — свиток, родившийся из книги- свитка, — живопись для образованных людей.

    В художественной культуре Китая существует органическая связь между живописью  и литературой. Живописность китайской  поэзии и поэтичность живописи —  нерасторжимый синтез, выросший на почве сформировавшегося в древности  учения о «Дао», дополненного буддистскими элементами. Китайский свиток был дорогим искусством, создавался для состоятельного потребителя, но также и для образованного, способного оценить философский контекст произведения. Такая живопись находит своего зрителя в среде ученых и поэтов, вельмож и государственных чиновников, получивших специальное образование и прошедших ряд строгих экзаменов. Ученость считалась одной из важнейших добродетелей в китайском обществе. Художественная культура Древнего Китая носила ярко выраженный элитарный характер. Элитарность была присуща и другим древним культурам Востока.

    При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно  обнаружить общие элементы в системе  функционирования искусства.

    Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

    Магическая  роль искусства была обусловлена  представлением о неразрывном единстве человека с природой. Художественная культура становилась способом реализации высших духовных начал, находящихся  за пределами человеческих навыков  и умений. Красота, воплощаемая в произведении искусства, не есть результат духовных и материальных усилий художника. Она является воплощением красоты природы, существующей независимо от усилий творческой личности. Она нейтральна к любому проявлению «индивидуальности». Красота природы может открываться мастеру, творцу при определенных условиях, в частности, в момент созерцания, технологию которой человек может постигнуть при помощи религии и философии.

    Все ранние культуры восточного региона  носили безымянный характер. Художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное начало отсутствовало. Общественное, коллективное — получало высокое сакральное значение. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.

    Позднее искусство будет восприниматься как универсальный механизм воспитания добропорядочности гражданина. Так, Конфуций считал основой воспитания песни, обряды и музыку. Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

    Отсутствие  завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние  не понимали специфических задач  искусства. Еще шумеры считали, что  художественная культура способна доставить  человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов. 

    Список  литературы

 
  1. Васильев  Л. С. Некоторые особенности системы  мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. — М., 1976.
  2. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарики, 2005. - 280 с.
  3. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего Мира. — М., 1986.
  4. Дьяконов И. М. Ранние деспотии в Месопотамии // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд. — М., 1883.
  5. Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм. — (Препринт Г-563). Воронеж, 1995.
  6. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учеб. пособие/ Под науч. ред. В.П. Большакова. - Великий Новгород: НовГУ, 2000. - 92 с.
  7. Мещерина Е.Г.Эстетические учения Древнего Востока: Китай. Индия. Япония. Буддизм и искусство XX века. Учебное пособие для вузов - М: МГУП, 2005.- 185 с.
  8. Лапис И. А. Культура Древнего Египта // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд., испр. — М., 1883.
  9. Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. — М., 1989.

Информация о работе Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока