Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа
Цель работы: изучить методологию актерского творчества Станиславского.
Задачи:
1.Рассмотреть главные аспекты системы Станиславского
2.Определить влияние Станиславского на развитие актерского мастерства
3.Охарактеризовать особенности методологии Станиславского
4.Рассмотреть влияние работы Станиславского на примере пьесы Грибоедова “Горе от ума”
Введение
1.Система К.Станиславского. Её роль и значение в развитии сценического исскуства.
1.1 Теоретические аспекты методологии актерского творчества Константина Сергеевича Станиславского.
1.2 Влияния введения системы Станиславского на развитие театра.
2. Анализ работы Станиславского в постановке пьесы Е. Чирикова “Иван Мироныч”
Заключение
Список используемых источников
К.С.Станиславский оказал огромное влияние на развитие мирового театрального искусства, в том числе и на советский балет. Сопоставляя балет с драмой, он писал: «В балете все не как у нас; все совсем иное; иная пластика, иная грация, иной ритм, жест, походка, движения, все, все иное». Система – живое искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд, мечтаний, желаний.
Пятый и шестой томы «Собрания сочинений К. С. Станиславского», выпускаемые вслед за "Моей жизнью в искусстве" и тремя томами "системы", являются не только их дополнением, но имеют и самостоятельное значение.
В состав пятого тома входят статьи, речи, заметки, дневники, воспоминания, относящиеся к дореволюционному периоду творчества Станиславского. Наряду с теоретическими высказываниями, очерками мемуарного характера, выступлениями Станиславского в связи с различными событиями театральной и общественной жизни в этом томе представлены также материалы, вводящие в «творческую лабораторию» великого актера и режиссера, в его работу над ролями и спектаклями, -- от кратких набросков в записных книжках или заметок на репетиции до развернутых описаний его творческих исканий в известном цикле «Художественных записей» или в режиссерском дневнике 1905 года.
Перед составителями пятого и шестого томов стояла задача показать самый процесс формирования идейно-творческих взглядов Станиславского артиста, режиссера, мыслителя и общественного деятеля. Представленные в этих томах материалы, различные по характеру и жанру, взятые в их хронологической последовательности, позволят читателю понять путь идейно-художественного развития Станиславского, проследить этапы его творческой эволюции от актера-любителя до общепризнанного выдающегося реформатора театрального искусства.
Публикуемые в пятом томе материалы литературного наследия Станиславского, в том числе и некоторые наброски и подготовительные заметки, являющиеся своего рода "заготовками" для последующих трудов, позволяют проследить историю возникновения и развития его творческих идей, увидеть в ранних высказываниях те «ростки будущего», которые получат свое завершение позднее, уже в советский период. Зная заключительный этап деятельности Станиславского, поучительно и плодотворно, идя «вверх по течению», проследить процесс зарождения и возникновения его идей, чтоб оценить их историческое значение и грандиозность работы, проделанной Станиславским.
Материалы пятого тома являются не только
материалами архива, имеющими историческое
значение и важными лишь для изучения
творческой биографии Станиславского.
Они ставят проблемы, которые волнуют
современную театральную мысль
и не утеряли своей актуальности
и сегодня. Таковы мысли Станиславского
об общественном назначении театра, о
традициях и новаторстве, об условности
и правде в искусстве, об искусстве
переживания, об артистической этике
и дисциплине, о театральной критике
и др. Станиславский выступил на
широкую арену творческой и общественной
деятельности в 1898 году, с момента
организации Московского
Станиславскому в высшей степени
было свойственно чувство
Станиславский стремился сочетать высокие гражданские традиции русской художественной культуры XIX века с передовыми идеями своего времени. Он утверждал, что МХТ с момента своего возникновения никогда не забывал основных идейно-воспитательных задач искусства. Но в своих поздних высказываниях советского времени Станиславский внес существенно важные коррективы в понимание задач и целей театра. "...Как отрадно быть актером, который сознает свою воспитательную, общественную и политическую роль!" -- писал он в 1937 году, указывая, что только в советский период театры, окруженные заботой государства, сделались "подлинной трибуной, проповедующей культуру, политические идеи...".
Взгляды Станиславского на сущность
артистической этики
Этика является одной из важнейших
частей эстетической системы Станиславского,
одной из центральных проблем
в воспитании актера. В материалах
пятого тома высказывания Станиславского
об этике не ограничиваются данной
нами специальной подборкой "Из заметок
об артистической этике и
2. Анализ работы Станиславского в постановке пьесы Е. Чирикова “Иван Мироныч”
Пьеса Чирикова «Иван Мироныч»
представляет собой правдивую жанровую
картину, написанную с большой художественностью.
Жизнь Ивана Мироновича с его неподвижным
миросозерцанием самодовольного человека,
нашедшего в элементарных казенных истинах
безапелляционное решение всех жизненных
задач; давящая, угнетающая все живое и
свежее атмосфера, которой обречена дышать
рвущаяся к иной, новой жизни семья его;
пошлая мертвечина всей окружающей обстановки
– вот содержание и смысл пьесы Чирикова.
Все это было правдиво и в достаточной
мере ярко изображено главными исполнителями
нашей труппы. Правдиво схвачен г-ном Васильевым
тип Ивана Мироновича, но в игре артиста
чувствовалась монотонность, недостаток
в деталях, которыя внесли бы в роль необходимое
разнообразие. Иван Миронович - всегда
Иван Миронович - это так; но все же любопытно
видеть, как Иван Миронович с высоты своего
неумолимо-неподвижнаго кругозора реагирует
на те или иные - иногда неожиданныя для
него явления. Очень хороши были г-жи Александрова
и Ларизина, жена и дочь (от 1 брака) Ивана
Мироновича. В исполнении г-жи Александровой
тепло звучали в необходимых местах чеховския
нотки. Ведение роли в полутонах было в
настоящем случае более уместно: Вера
Павловна, 12 лет почти безропотно прожившая
с таким экземпляром, отнюдь, конечно,
не героиня и на деятельный протест не
способна. Ея бурныя вспышки (3-й акт) - только
вспышки и дальше ссор и неразрешившейся
тоски Вера Павловна пойти не способна.
Г-жа Калмыкова (Любовь Васильевна) создала
прекрасно выдержанный тип неугомонной
хлопотливой ворчуньи-хозяйки, духовному
кругозору которой чужды какие бы то ни
было новые запросы жизни. Она смотрит
на них, как на баловство и блажь, как на
фантазию не перебесившейся еще молодежи.
Все - и грим, и походка, и движение и интонация
Любовь Васильевны - изобличали в ней типичную
60-летнюю женщину стараго провинциальнаго
уклада.
Ржиссерские записи Станиславского репетиций пьесы Е. Чирикова "Иван Мироныч" относятся к заключительному периоду работы над спектаклем, который был впервые показан зрителю 28 января 1905 г. Ставил "Ивана Мироныча" В. В. Лужский. Это была его первая самостоятельная режиссерская работа в Художественном театре; до этого Лужский был сорежиссером Станиславского в семи спектаклях МХТ ("Самоуправцы", "Двенадцатая ночь", "Геншель", "Доктор Штокман", "Три сестры", "Микаэль Крамер", "Мещане"). Выпуская "Ивана Мироныча", Станиславский как главный режиссер театра вносил существенные коррективы в работу Лужского, много в ней исправлял и перерабатывал и фактически являлся художественным руководителем постановки (в издании "Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898--1938" ошибочно указано, что постановка "Ивана Мироныча" принадлежит Вл. И., Немировичу-Данченко, который в этой работе участия не принимал).
Автор "Ивана Мироныча"
Е. Н. Чириков (1864--1932), беллетрист
и драматург, начал свою
Драматургическая
В "Иване Мироныче"
изображены быт и нравы
Показывая разрушение
устоев "старой жизни", автор
не сумел раскрыть борьбу за
новую жизнь, не давал ясного
и определенного выхода, что лишало
пьесу остроты социального
"Иван Мироныч" подвергся
значительным цензурным
На сцене МХТ пьеса
шла в трех актах (так же,
как она была напечатана в
сб. "Знание"). В процессе репетиций
Станиславский пытался усилить
общественную значимость "Ивана
Мироныча", сделать спектакль
созвучным революционным
Между тем в четвертом
акте, предложенном театру, но не
осуществленном на сцене, для
автора основным являлся не
бунт Веры Павловны, а ее трагическая
гибель, подчеркивающая беспочвенность
и бесплодность ее протеста
и мертвящую, растлевающую
Показательно, что позднее
в Собрании сочинений Чирикова
пьеса "Иван Мироныч"
Режиссерский дневник Станиславского 1904--1905 гг. публикуется впервые, по рукописи (No 1319/1--21), представляющей собой записи на отдельных листах, снабженные заголовками и датами.
Личность человека составляет сочетание его души с его внешностью. Внешность изображаемого актером сценического образа очень важна, но еще важнее его душа. Публику легко заинтересовать внешностью, так как она вещественна, видима. Возбудив внимание через внешность, актер должен воспользоваться этим вниманием для того, чтобы показать душу изображаемого лица. Это гораздо труднее.
Разглядеть душу человека можно через глаза, так как они лучшие выразители души.
Показать со сцены
глаза и их выражения тысячной
толпе -- не легко. Надо для
этого уметь перевести