Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:11, доклад
Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.
Общественная организация труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения, с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств труда, а с другой - находится под воздействием различных форм общественного сознания (политики, морали, права, эстетики и др.).
Введение
3
1. Возникновение российского профсоюзного движения
5
1.1 Зарождение легального определения профсоюзов в законодательстве России
1.2 Система советских профсоюзов
7
2. Становление российского профсоюзного движения
11
2.1 Значение съездов ФНПР для российского профсоюзного движения
2.2 Новейшие этапы становления российского профсоюзного движения
13
3. Анализ практической деятельности субъекта (субъектов) системы
социального партнерства
17
Заключение
19
Список использованной литературы
2.1 Значение съездов ФНПР для российского профсоюзного движения
Учредительный съезд профсоюзов
РСФСР, состоявшийся 21-23 марта (первый
этап) и 18-19 сентября (второй этап) 1990 года
провозгласил создание Федерации Независимых
Профсоюзов России, которая объединила
большинство российских отраслевых
профсоюзов и территориальных
Уже в самом названии вновь
образованного национального
Учитывая вековой опыт борьбы и созидания, ФНПР поставила перед членскими организациями важнейшую задачу подготовки благоприятного правового поля для достижения ими своих уставных целей. В 1990 году Федерация впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, проектов законов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового кодекса.
Эти документы стали основными ориентирами для дальнейших действий профсоюзных организаций, не обладающих правом на законодательную инициативу, для разработки предложений к законам, иным нормативным правовым актам, касающимся правового положения наемных работников [8].
Российские профсоюзы
инициировали и, в конечном итоге, отстояли
основополагающее право трудящихся
на объединение, которое было закреплено
в статье 30, пункт 1 Конституции Российской
Федерации, провозгласившей: "Каждый
имеет право на объединение, включая
право создавать
Состоявшийся в марте
1990 года Учредительный съезд профсоюзов
РСФСР поставил перед российским
профсоюзным движением задачи по
кардинальному изменению
Выполняя решения съезда
и осознавая необходимость
Этот законопроект положил начало изменению полномочий между государством и профсоюзами. С принятием Основ принципиально поменялись формы и методы профсоюзов по контролю за состоянием охраны труда.
За период с 1993 по 1998 год была создана система участия профсоюзов в решении экологических проблем и проблем, связанных с защитой лиц, пострадавших во время Чернобыльской аварии [8].
Принятый в июне 1998 года по инициативе профсоюзов закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев позволил установить новые правовые, экономические, организационные основы защиты работника, пострадавшего на предприятии и членов семьи.
Этот закон значительно активизировал деятельность профсоюзов за соблюдением работодателями законодательства о труде и охране труда.
С 1998 года по 2001 год технической инспекцией труда профсоюзов было проведено 91,5 тыс. проверок по охране труда. По результатам проверок инспекцией было выявлено 384 тыс. нарушений трудовых прав членов профсоюза в области охраны труда. По результатам проверок выполнения работодателями законодательства об охране труда по требованию инспекции свыше 9,2 тыс. должностных лиц привлечено к ответственности.
2.2 Новейшие этапы
становления российского
Период с 2001-2005 годы характеризуется активной работой профсоюзов в законотворческой деятельности. За этот период технической инспекцией труда ФНПР были рассмотрены и подготовлены замечания и предложения к четыремстам проектам законов и других нормативных актов, что позволило за этот период времени добиться значительного снижения уровня производственного травматизма и промышленных аварий.
С 2005 года начался новый этап в деятельности профсоюзов, связанный с глобализацией экономики, которая затронула и вопросы охраны труда. Этот период характеризуется активной деятельностью профсоюзов в подготовке нового законодательства о техническом регулировании, которое изменило контур трудовых правоотношений в области охраны труда. Цель, которую поставили перед собой профсоюзы, - добиться того, чтобы не были изменены основополагающие принципы в нормативно-правовом регулировании в области охраны труда и при этом не были снижены права работников [8].
За пятнадцать лет своей
деятельности ФНПР было предложено принять
в конституционном и трудовом
законодательстве тысячи основополагающих
государственных законов и
Важнейшим этапом нормотворческой деятельности ФНПР в этот период стала работа над Трудовым кодексом. И то, что этот важнейший документ в целом направлен на защиту прав работника, мы считаем в значительной степени своей заслугой [1].
Практика почти трехлетнего действия Трудового кодекса показывает, что он, в целом, позволяет решать многие проблемы в области трудовых отношений.
Современные независимые
профсоюзы России живут нелегкими
проблемами и задачами своей страны
и делают все, от них зависящее, чтобы
итогом государственных преобразований
и реформ стал рост благосостояния
всех членов общества. Главной целью
социальной политики в Российской Федерации
ФНПР считает создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека, снижение уровня социального
неравенства, повышение доходов
населения, обеспечение всеобщей доступности
и общественно приемлемого
Профессиональные союзы активно работают над решением этих и других проблем, связанных с обеспечением гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики страны. Работающий человек и его семья не должны быть в числе бедных. Только хорошо организованный труд и его достойная оплата могут обеспечить развитие экономики и общества [8].
Профсоюзы последовательно
выступают за укрепление и развитие
системы социального
При прямых контактах с
представителями органов власти
и управления, а также на трехсторонних
комиссиях они твердо и однозначно
высказываются за скорейшее налаживание
отечественного производства, социального
рыночного хозяйства, за увеличение
капиталовложений, что способно обеспечить
занятость, зарплату, увеличение налоговых
поступлений, наполнение внебюджетных
социальных фондов и, в конечном счете,
поднять жизненный уровень
Российские профсоюзы
через Генеральное соглашение с
работодателями и Правительством продолжают
добиваться восстановления и развития
системы обязательного
Магистральной линией деятельности российских профсоюзов является также правовая защита наемных работников перед работодателями, органами исполнительной власти. Осуществляя контроль за соблюдением трудового законодательства, правовые инспектора труда профсоюзов вносят требования об устранении нарушений. К представителям работодателя, злостно нарушающим трудовое законодательство, по инициативе профсоюзов применяются дисциплинарные, административные и даже уголовные санкции, в том числе возбуждаются уголовные дела в связи с невыплатой заработной платы. Юридические службы профсоюзов обеспечивают правовое сопровождение забастовок, приостановок работ, а также коллективных трудовых споров. Членам профсоюзов повсеместно оказывается бесплатная юридическая консультация. В 2004 году наши правовые службы оказали юридическую помощь в оформлении правовых документов и участии в судопроизводстве 150 тысячам членов профсоюзов. При этом 91% поданных исков был удовлетворен. Только в прошлом году наши юристы провели юридическую экспертизу 5,5 тыс. законопроектов и иных нормативно-правовых актов.
Строго соблюдая принцип независимости своего развития и деятельности, ФНПР и ее членские организации не остаются в стороне от государственной и общественной жизни и активно взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления. В 1993 году Федерация совместно с другими профсоюзами приняла участие в работе Конституционного совещания и отстояла в проекте Конституции РФ целый ряд важных положений в области трудовых отношений, образования, здравоохранения, а также концепцию государственного устройства России как социального государства (статья 7), что в наибольшей степени призвано обеспечивать социальную защиту его граждан. Сегодня профсоюзы активно участвуют в работе Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации, органов местного самоуправления, органов управления экономикой и социально-трудовой сферой. Представляя и защищая там права и интересы наемных работников, профсоюзы ФНПР расширяют практику своего участия в рассмотрении проектов законов, постановлений и внесения в них предложений, касающихся социально-трудовой сферы, постоянно участвуют в работе соответствующих структур госвласти и управления, создании механизма отслеживания состояния социально-трудовой сферы и законодательства.
Второй созыв подряд в Государственной Думе формируется так называемое «профсоюзное лобби» - Межфракционная депутатская группа по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность». В группу входят профсоюзные активисты или депутаты, избранные при непосредственной поддержке профсоюзов, в том числе заключившие соглашения с поддержавшими их объединениями профсоюзов. Группа «Солидарность» - это наш потенциал, который мы, опираясь на исторический опыт, используем и будем использовать, в том числе и для инициирования нужных профсоюзам законопроектов [7].
социального партнерства
В 2005 году исполнилось 100 лет российскому
профсоюзному движению, 15 лет образованию
Федерации Независимых
В истории нашего государства проблемы
взаимоотношений между
Информация о работе Съезды ФНПР. Их значение для российского профсоюзного движения