Серебряный век Русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 02:26, реферат

Краткое описание

Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Литература……………………………………………………………………………4
Живопись…………………………………………………………………………….7
Образование и наука……………………………………………………………….14
В поисках общественного идеала…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Серебряный век русской культуры.docx

— 53.79 Кб (Скачать)

Процесс постепенного возврата к церковно-православному  миросозерцанию завершается уже  в революционные годы принятием  священства (1918). Булгаков активно участвует  в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и  близко сотрудничает с патриархом Тихоном.

Он приходит к выводу, что христианское умозрение  может быть выражено без искажений  исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор  и становится основной сферой его  творчества.

Учение  Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив — оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление — высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением «религиозный материализм». Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя — это не только «меон», не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также «земля» и «мать», соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества — земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.

Струве Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН (1917, в 1928 исключен). В 1890-х гг. теоретик «легального марксизма», вел полемику с народниками, автор Манифеста РСДРП (1898). С начала 1900-х гг. лидер российского либерализма, редактор журнала «Освобождение», один из руководителей «Союза освобождения». С 1905 член партии кадетов и ее ЦК. Депутат 2-й Государственной думы. С 1907 фактический руководитель журнала «Русская мысль», участник сборника «Вехи» (1909), инициатор сборника «Из глубины» (1918). После октября 1917 вел борьбу с большевиками, один из идеологов белого движения, член «Особого совещания» при генерале А. И. Деникине, министр в правительстве генерала П. Н. Врангеля, организатор эвакуации его армии из Крыма. С 1920 в эмиграции, редактор журнала «Русская мысль» (Прага), газеты «Возрождение (Париж) и др., преподавал в Пражском и Белградском университетах. Автор работ по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции и др.

Таким образом, большое место в трудах русских  философов, таких как Н. Бердяев, С. Булгаков занимает так называемая русская идея – проблема самобытности исторического пути России, своеобразие  её духовной жизни, её особое предназначение.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

В России в начале века был  настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит. Какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам духовной культуры XIX в.

Кроме того, наконец, после  долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и  превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую  моду не только в живописи, но также  в литературе и в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Асафьев Б. Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.

Данилов А.А. История России, ХХ век: Учебник  для  9кл. М.: Просвещение,2001.

Серебряный  век. Мемуары. (Сборник) Сост. Т.Дубинская-Джалилова. – М.: Известия, 1990.

Серебряный  век русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В.Банникова; - М.:Просвещение, 1993.

Цветаева  М. Избранное. Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М.:Просвещение,1989.

 

 


Информация о работе Серебряный век Русской культуры