Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 18:52, контрольная работа
Краткое описание
Первое десятилетие XX века вошло в историю русской культуры под названием «серебряного века». Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры. Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.
Оглавление
Содержание Введение 3 1. Просвещение 5 2. Наука 7 3. Литература 9 4. Живопись 11 5. Скульптура 12 6. Архитектура 13 7. Музыка, балет, театр, кинематограф 14 Заключение 16 Список используемой литературы 17
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Северо-Западный государственный
заочный технический
университет
Кафедра социально-гуманитарных
наук
Контрольная работа
по дисциплине «Культурология»
на тему «Серебряный
век русской культуры»
Выполнил: Федотовский Максим
Сергеевич, студент 1 курса
Специальность: 190700 – Технология
транспортных процессов
Шифр: 130653
Преподаватель: Рогозина Ольга
Леонидовна
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Введение3
1. Просвещение5
2. Наука7
3. Литература9
4. Живопись11
5. Скульптура12
6. Архитектура13
7. Музыка,
балет, театр, кинематограф14
Заключение16
Список
используемой литературы17
Введение
Первое десятилетие XX века вошло
в историю русской культуры под названием «серебряного
века». Это было время небывалого расцвета
всех видов творческой деятельности, рождения
новых направлений в искусстве, появления
плеяды блестящих имен, ставших гордостью
не только русской, но и мировой культуры.
Художественная культура рубежа
веков - важная страница в культурном наследии
России. Идейная противоречивость, неоднозначность
были присущи не только художественным
направлениям и течениям, но и творчеству
отдельных писателей, художников, композиторов.
Это был период обновления разнообразных
видов и жанров художественного творчества,
переосмысления, «всеобщей переоценки
ценностей», по выражению М. В. Нестерова.
Неоднозначным становилось отношение
к наследию революционных демократов
даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей
культуры. Серьезной критике со стороны
многих художников-реалистов подвергся
примат социальности в передвижничестве.
В русской художественной культуре
конца XIX - начала XX в. получило распространение «декадентство», обозначающее
такие явления в искусстве как отказ от
гражданских идеалов и веры в разум, погружение
в сферу индивидуалистических переживаний.
Эти идеи были выражением социальной позиции
части художественной интеллигенции,
которая пыталась «уйти» от сложностей
жизни в мир грез, ирреальности, а подчас
и мистики. Но и таким образом она отражала
в своем творчестве кризисные явления
тогдашней общественной жизни.
Декадентские настроения захватили
деятелей различных художественных направлений,
в том числе и реалистического. Однако
чаще эти идеи были присущи модернистским
течениям.
Понятие «модернизм» включало
многие явления литературы и искусства
ХХ в., рожденные в начале этого века, новые
по сравнению с реализмом предшествующего
столетия. Однако и в реализме этого времени
появляются новые художественно-эстетические
качества: расширяются «рамки» реалистического
видения жизни, идет поиск путей самовыражения
личности в литературе и искусстве. Характерными
чертами искусства становятся синтез,
опосредованное отражение жизни в отличие
от критического реализма ХIХ столетия
с присущим ему конкретным отображением
действительности. С этой особенностью
искусства связаны широкое распространение
неоромантизма в литературе, живописи,
музыке, рождение нового сценического
реализма.
В начале XX в. существовало множество
литературных направлений. Это и символизм,
и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина.
Все эти направления очень разные, имеют
разные идеалы, преследуют разные цели,
но сходятся они в одном: работать над
ритмом, словом, довести игру звуками до
совершенства.
Вместе с тем начал звучать
голос предъявлявшего свой счет представителям
реализма нового поколения, протестовавшего
против главного принципа реалистического
искусства - непосредственного изображения
окружающего мира. По мнению идеологов
этого поколения, искусство, являясь синтезом
двух противоположных начал - материи
и духа, способно не только «отображать»,
но и «преображать» существующий мир,
творить новую реальность.
1. Просвещение
Процесс модернизации предусматривал
не только коренные изменения в социально-экономической
и политической сферах, но и существенное
повышение грамотности, образовательного
уровня населения. К чести правительства,
эта потребность им учитывалась. Государственные
расходы на народное образование с 1900г.
по 1915г. увеличились более чем в 5 раз.
Основное внимание уделялось
начальной школе. Правительство имело
намерение ввести в стране всеобщее начальное
образование. Однако школьная реформа
проводилась непоследовательно. Сохранилось
несколько типов начальной школы, наиболее
распространенными были церковно-приходские
(в 1905г. их насчитывалось около 43 тыс.).
Выросло число земских начальных училищ
(в 1904г. их было 20,7 тыс., а в 1914г. -28,2 тыс.)
В 1900г. в начальных школах Министерства
народного просвещения обучалось более
2,5 млн. учащихся, а в 1914г. - уже около 6 млн.
Началась перестройка системы
среднего образования. Росло число гимназий
и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось
количество часов, отводимых на изучение
предметов естественно-математического
цикла. Выпускникам реальных училищ было
дано право, поступать в высшие технические
учебные заведения, а после сдачи экзамена
по латинскому языку на физико-математические
факультеты университетов.
По инициативе предпринимателей
создавались коммерческие (7-8-летние) училища,
которые давали общеобразовательную и
специальную подготовку. В них, в отличие
от гимназий и реальных училищ, было введено
совместное обучение юношей и девушек.
В 1913г. в 250 коммерческих училищах, находившихся
под покровительством торгово-промышленного
капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том
числе 10 тыс. девушек. Возросло количество
средних специальных учебных заведений:
промышленных, технических, железнодорожных,
горных, землемерных, сельскохозяйственных
и др.
Расширилась сеть высших учебных
заведений: новые технические вузы появились
в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В
Саратове был открыт университет, новые
технические вузы появились в Петербурге,
Новочеркасске, Томске. Для обеспечения
реформы начальной школы в Москве и Петербурге
открывались педагогические институты,
а также свыше 30 высших женских курсов,
положивших начало массовому доступу
женщин к высшему образованию. К 1914г. насчитывалось
около 100 высших учебных заведений, в которых
обучалось примерно130 тыс. человек. При
этом свыше 60% студентов не принадлежали
к дворянскому сословию. Высших Государственных
Чиновников готовили в привилегированных
учебных заведениях-лицеях.
Тем не менее, несмотря на успехи
в деле образования, 3/4 населения страны
оставалось неграмотным. Средняя и высшая
школа из-за высокой оплаты за обучение
была недоступна значительной части жителей.
На просвещение тратилось 43 коп. на душу
населения, в то время как в Англии и Германии
- около 4 руб., в США - 7 руб. (в перерасчете
на наши деньги).
2. Наука
Вступление России в эпоху индустриализации
знаменовалось успехами в развитии науки.
В начале XX в. страна внесла весомый вклад
в мировой научно-технический прогресс,
который был назван «революцией в естествознании»,
так как сделанные в этот период открытия
привели к пересмотру устоявшихся представлений
об окружающем мире.
Физик Лебедев П. Н. впервые
в мире установил общие закономерности,
присущие волновым процессам различной
природы (звуковым, электромагнитным,
гидравлическим и др.), сделал иные открытия
в области физики волн. Он создал первую
в России физическую школу.
Ряд выдающихся открытий в теории
и практике самолетостроения сделал Жуковский
Н. Е. Учеником и соратником Жуковского
был выдающийся механик и математик Чаплыгин
С. А.
У истоков современной космонавтики
стоял самородок, учитель калужской гимназии
Циолковский К. Э. В 1903г. он опубликовал
ряд блестящих трудов, обосновавших возможность
космических полетов и определявших пути
достижения этой цели.
Выдающийся ученый Вернадский
В. И. получил мировую известность благодаря
энциклопедическим трудам, послужившим
основой для появления новых научных направлений
в геохимии, биохимии, радиологии. Его
учения о биосфере и ноосфере заложили
основу современной экологии. Новаторство
высказанных им идей в полной мере осознается
только теперь, когда мир очутился на грани
экологической катастрофы.
Небывалым всплеском характеризовались
исследования в области биологии, психологии,
физиологии человека. Павлов И. П. создал
учение о высшей нервной деятельности,
об условных рефлексах. В 1904г. ему была
присуждена Нобелевская премия за исследования
в области физиологии пищеварения. В 1908г.
Нобелевскую премию получил биолог Мечников
И. И. за труды по иммунологии и инфекционным
заболеваниям.
Начало XX века - время расцвета
Российской исторической науки. Крупнейшими
специалистами в области отечественной
истории были Ключевский В.О., Корнилов
А.А., Павлов-Сильванский Н.П., Платонов
С. Ф. Проблемами всеобщей истории занимались
Виноградов П.Г., Виппер Р. Ю., Тарле Е. В.
Мировую известность получила русская
школа востоковедения.
Начало века ознаменовалось
появлением трудов представителей оригинальной
русской религиозно-философской мысли
(Бердяев Н. А., Булгаков Н.И., Соловьев В.
С., Флоренский П. А. и др.). Большое место
в трудах философов занимала так называемая
русская идея - проблема самобытности
исторического пути России, своеобразия
ее духовной жизни, особого предназначения
России в мире.
В начале XX века были популярны
научно-технические общества. Они объединяли
ученых, практиков, любителей-энтузиастов
и существовали на взносы своих членов,
частные пожертвования. Некоторые получали
небольшие правительственные субсидии.
Самыми известными были: Вольное экономическое
общество (оно было основано еще в 1765г.),
Общество истории и древностей (1804г.), Общество
любителей российской словесности (1811г.),
Географическое, Техническое, Физико-химическое,
Ботаническое, Металлургическое, несколько
медицинских, сельскохозяйственных и
т.д. Эти общества не только являлись центрами
научно-исследовательской работы, но и
широко пропагандировали научно-технические
знания среди населения. Характерной чертой
научной жизни того времени были съезды
естествоиспытателей, врачей, инженеров,
юристов, археологов и т.д.
3. Литература
Наиболее показательно образ «серебряного
века» проявился в литературе. С одной
стороны, в произведениях писателей сохранялись
устойчивые традиции критического реализма.
Толстой в своих последних художественных
произведениях поднимал проблему сопротивления
личности закоснелым нормам жизни («Живой
труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его
письма-обращения к Николаю II, публицистические
статьи проникнуты болью и тревогой за
судьбу страны, стремлением воздействовать
на власть, преградить дорогу злу и защитить
всех притесняемых. Основная мысль публицистики
Толстого - невозможность устранить зло
насилием. Антон Павлович Чехов в эти годы
создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый
сад», в которых отразил происходившие
в обществе важные изменения. Социально
заостренные сюжеты были в чести и у молодых
писателей. Иван Андреевич Бунин исследовал
не только внешнюю сторону процессов,
происходивших в деревне (расслоение крестьянства,
постепенное отмирание дворянства), но
также и психологические последствия
этих явлений, то, как они влияли на души
русских людей («Деревня», «Суходол», цикл
«крестьянских» рассказов). Куприн А. И.
показал неприглядную сторону армейского
быта: бесправие солдат, опустошенность
и бездуховность «господ офицеров» («Поединок»).
Одним из новых явлений в литературе стало
отражение в ней жизни и борьбы пролетариата.
Зачинателем этой темы стал Максим Горький
(«Враги», «Мать»).
Лирика «серебряного века»
многообразна и музыкальна. Сам эпитет
«серебряный» звучит, как колокольчик.
Серебряный век - это целое созвездие поэтов.
Поэтов - музыкантов. Стихи «серебряного
века» - это музыка слов. В этих стихах
не было ни одного лишнего звука, ни одной
ненужной запятой, не к месту поставленной
точки. Все продуманно, четко и музыкально.
В первое десятилетие XX века
в русскую поэзию пришла целая плеяда
талантливых «крестьянских» поэтов - Сергей
Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков.
Зачинателями нового направления
в искусстве стали поэты-символисты, которые
объявили войну материалистическому мировоззрению,
утверждая, что вера, религия -- краеугольный
камень человеческого бытия и искусства.
Они считали, что поэты наделены способностью,
приобщаться к запредельному миру посредством
художественных символов. Первоначально
символизм принял форму декаданса. Под
этим термином подразумевали настроение
упадничества, тоски и безнадежности,
резко выраженный индивидуализм. Эти черты
были свойственны ранней поэзии Бальмонта
К.Д., Александра Блока, Брюсова В. Я.
После 1909г. наступает новый
этап в развитии символизма. Он окрашивается
в славянофильские тона, демонстрирует
презрение к «рационалистическому» Западу,
предвещает гибель западной цивилизации,
представленной, в том числе и официальной
Россией. Вместе с тем он обращается к
стихийным народным силам, к славянскому
язычеству, пытается проникнуть в глубины
русской души и видит в русской народной
жизни корни «второго рождения» страны.
Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве
Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом»,
«Родина») и А. Белого («Серебряный голубь»,
«Петербург»). Русский символизм стал
явлением мирового масштаба. Именно с
ним связано, прежде всего, понятие «серебряный
век».
Оппонентами символистов выступали
акмеисты (от греч. «акме» - высшая степень
чего-либо, цветущая сила). Они отрицали
мистические устремления символистов,
провозглашали самоценность реальной
жизни, призывали возвращать словам их
изначальный смысл, освободив от символических
толкований. Основным критерием оценки
творчества акмеистов (Гумилев Н. С., Анна
Ахматова, О. Э. Мандельштам)
безупречный эстетический вкус,
красота и отточенность художественного
слова.
Русская художественная культура
начала XX века испытывала влияние зародившегося
на Западе и охватившего все виды искусства
авангардизма. Это течение вобрало в себя
различные художественные направления,
объявившие о своем разрыве с традиционными
культурными ценностями и провозгласившие
идеи создания «нового искусства». Яркими
представителями русского авангарда были
футуристы (от лат. «футурум» - будущее).
Их поэзия отличалась повышенным вниманием
не к содержанию, а к форме поэтической
конструкции. Программные установки футуристов
ориентировались на вызывающую антиэстетичность.
В своих произведениях они использовали
вульгарную лексику, профессиональный
жаргон, язык документа, плаката и афиши.
Сборники стихов футуристов носили характерные
названия: «Пощечина общественному вкусу»,
«Дохлая Луна» и др. Российский футуризм
был представлен несколькими поэтическими
группировками. Наиболее яркие имена собрала
петербургская группа «Гилея» - В. Хлебников,
Д. Д. Бурлюк, Владимир Маяковский, А. Е.
Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим
успехом пользовались сборники стихов
и публичные выступления И. Северянина