Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 02:26, реферат
Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.
Введение……………………………………………………………………………...3
Литература……………………………………………………………………………4
Живопись…………………………………………………………………………….7
Образование и наука……………………………………………………………….14
В поисках общественного идеала…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………20
Сохраняя
верность общим законам искусства
переживания и органике актерского
существования в образе, Вахтангов
утверждает необходимость нового сценического
языка, соответствующего времени социальных
схваток и взрывов, отказывается
от поэтики интимно-
Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века
В.Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра» После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.
Тема «Культура Серебряного
Бурному развитию культуры на рубеже веков, безусловно , способствовала демократизация общества и стремление к просвещению. Дух свободы, отсутствие ограничения творчества, даже некоторая деидеологизация – все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают.
К
сожалению, Великая
Образование и наука.
Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 г. грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38 — 39 %. В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного образования вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной Думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909 г.), но количество заметно выросло — с 14 тыс. в середине 90-х гг. до 35,3 тыс. в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева и др.). Общедоступный университет им. Шанявского, работавший в 1908—1918 гг. на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского (1837—1905 гг.) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования.
В университет принимались без экзаменов (правда и диплома по окончании не выдавалось) лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в СПб, 1903 г.; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве, 1908 г. и др.). Наконец, в 1911 г. право женщин на высшее образование было признано официально. Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых — рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог Иван М. Сеченов, историк В. И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в СПб). Большое влияние на просвещение оказывало развитие книгоиздательского дела и периодической печати. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 г. — более 1000. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894—1916 гг.) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).
В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели Александр С. Суворин (1835—1912 гг.) в СПб и Иван Д. Сытин (1851—1934 гг.) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1889—1913 гг. в СПб работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 "Сборников товарищества «Знание», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина и др. На рубеже XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Николай Е. Жуковский (1847—1921 гг.) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. Константин Э. Циолковский (1857—1935 гг.) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля.
В 1897 г., построив
простейшую аэродинамическую трубу, совместно
с Жуковским проводил в ней
исследования моделей дирижаблей и
крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский
изобрел автопилот. Наконец, ученый,
обосновывая возможность
Значение
научного предвидения и ряда основополагающих
научных проблем, поставленных ученым
в начале века, становятся ясным
только теперь. В области гуманитарных
наук несомненны достижения философии.
Под влиянием разочарования значительной
части русской интеллигенции
в материализме и марксизме получил
широкое распространение
В поисках общественного идеала.
Вступление
России в новую эпоху сопровождалось
поисками идеологии, способной не только
объяснить происходившие
Однако
часть русской интеллигенции
очень скоро разочаровалась в
марксизме, в его безоговорочном
признании первенства материальной
жизни над духовной. А после
революции 1905 г. был подвергнут пересмотру
и революционный принцип
В 1909 г. вышел
в свет сборник статей «Вехи», подготовленный
известными философами, такими как
Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым,
П. Б. Струве. Об этих замечательных
философах следует сказать
Николай
Александрович Бердяев родился
18 марта 1874 года в Киеве и
принадлежал к знатному военно-
Семен Людвигович
Франко также как и Бердяев
от «легального марксизма» перешел
к религиозной философии, разрабатывал
учение «о всеединстве» в традиции
апофатической теологии и христианского
платонизма. Выступал против социализма
как крайней степени
Сергей Николаевич Булгаков родился в 1871.
Русский
философ, экономист, теолог. Он родился
в семье потомственного священника.
Учился в Орловской духовной семинарии,
пережив кризис веры, покинул ее
в 1888 и завершил образование в
Московском университете в 1894 по кафедре
политической экономии и статистики.
До начала 1900-х гг. примыкал к течению
легального марксизма и занимался
исследованиями в области политэкономии,
выпустил книги «О рынках при капиталистическом
производстве» (1897) и «Капитализм
и земледелие» (т. 1-2, 1900). На рубеже веков
отходит от марксистской идеологии,
обращается к философии немецкого
классического идеализма, а также
к русской мысли, творчеству Достоевского
и Владимира Соловьева. Подобная
эволюция была характерна для русской
интеллигенции той поры, и вскоре
Булгаков становится одним из признанных
духовных ее лидеров. Он участвует в
сборнике «Проблемы идеализма» (1902),
выпускает сборник своих статей
под программным названием «От
марксизма к идеализму» (1903). Он активно
участвует во множестве начинаний
развернувшегося религиозно-