Серебряный век Русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 02:26, реферат

Краткое описание

Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Литература……………………………………………………………………………4
Живопись…………………………………………………………………………….7
Образование и наука……………………………………………………………….14
В поисках общественного идеала…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Серебряный век русской культуры.docx

— 53.79 Кб (Скачать)

 

Сохраняя  верность общим законам искусства  переживания и органике актерского существования в образе, Вахтангов  утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы, отделяющей мир сцены  от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности

Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века

В.Мейерхольд развивал символическую концепцию  «условного театра» После 1917 возглавил  движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации  театра. В 1920-1938 руководил театром  в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой  нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.

   Тема «Культура Серебряного века»  неисчерпаема. Это сотни замечательных  имен, десятки течений, направлений.  В эпоху «Серебряного века»   получили  новое развитие многие  области человеческой деятельности, но также возникли и совершенно  новые проявления человеческого  разума. Возник кинематограф, человек  стал осваивать воздушное пространство, поставил себе на службу электромагнитные  волны.

   Бурному развитию культуры на  рубеже веков, безусловно , способствовала демократизация общества и стремление к просвещению.  Дух свободы, отсутствие ограничения творчества, даже некоторая деидеологизация – все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают.

  К  сожалению, Великая Октябрьская  Революция мало способствовала  дальнейшему развитию свободной  мысли. Судьбы многих гениев  Серебряного века сложились трагически: те, кто не смог или не пожелал  творить по правилам социалистического  реализма, вынуждены были иммигрировать  и скитаться по чужбинам. Очень  многие были репрессированы и  закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным пришлось изменять своим идеалам и приспосабливаться к новым условиям, что тоже, как правило, приводило к трагическому финалу.

Образование и наука.

 

Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 г. грамотные  среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38 — 39 %. В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного образования вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной Думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909 г.), но количество заметно выросло — с 14 тыс. в середине 90-х гг. до 35,3 тыс. в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева и др.). Общедоступный университет им. Шанявского, работавший в 1908—1918 гг. на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского (1837—1905 гг.) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования.

В университет  принимались без экзаменов (правда и диплома по окончании не выдавалось) лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в СПб, 1903 г.; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве, 1908 г. и др.). Наконец, в 1911 г. право женщин на высшее образование было признано официально. Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых — рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог Иван М. Сеченов, историк В. И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в СПб). Большое влияние на просвещение оказывало развитие книгоиздательского дела и периодической печати. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 г. — более 1000. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894—1916 гг.) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров  книг. Крупнейшие книгоиздатели Александр  С. Суворин (1835—1912 гг.) в СПб и Иван Д. Сытин (1851—1934 гг.) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека  для самообразования» Сытина). В 1889—1913 гг. в СПб работало книгоиздательское  товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 "Сборников товарищества «Знание», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов  М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина и др. На рубеже XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Николай Е. Жуковский (1847—1921 гг.) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. Константин Э. Циолковский (1857—1935 гг.) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля.

В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно  с Жуковским проводил в ней  исследования моделей дирижаблей и  крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский  изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету («Исследование  мировых пространств реактивными  приборами», 1903 г.). Работы выдающегося  физика Петра Н. Лебедева (1866—1912 гг.) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой  теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука. Научное  значение трудов великого русского физиолога  Ивана П. Павлова (1849—1934 гг.) столь  велико, что история физиологии делится  на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения ему первому среди русских ученых была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один естествоиспытатель Иван И. Мечников (1845—1916 гг.), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908 г.) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены Владимиром И. Вернадским (1863—1945 гг.).

Значение  научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становятся ясным  только теперь. В области гуманитарных наук несомненны достижения философии. Под влиянием разочарования значительной части русской интеллигенции  в материализме и марксизме получил  широкое распространение идеализм. Начинается, пожалуй, впервые с начала XVIII в., сложный, но плодотворный процесс  сближения между интеллигенцией и Церковью (инициатива Мережковского  — Гиппиус). Итогом стало возникновение  русской религиозной философии  с ее поисками путей соединения материального  и духовного, утверждением нового религиозного сознания. Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный  век» русской культуры, были заложены Владимиром С. Соловьевым (1853—1900 гг.). Сын  знаменитого историка и внук известного в Москве священника, в гимназические годы он пережил пору увлечения материализмом и от детской религиозности перешел к атеизму. В студенческие годы Соловьев, много занимаясь философией, а также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории — не космоцентризм, не антропоцентризм, а историоцентризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества — узловой пункт его построений. Его система — опыт синтеза религии, философии и науки. Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества.

В поисках общественного идеала.

Вступление  России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Таким образом, наиболее популярной философской теорией в России начала XX века был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное – универсальностью. К тому же марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству (вере в пришествие спасителя, мессии).

Однако  часть русской интеллигенции  очень скоро разочаровалась в  марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после  революции 1905 г. был подвергнут пересмотру и революционный принцип переустройства общества.

В 1909 г. вышел  в свет сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами, такими как  Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве. Об этих замечательных  философах следует сказать особо.

 Николай  Александрович Бердяев родился  18 марта 1874 года в Киеве и  принадлежал к знатному военно-дворянскому  роду. Учился он в Киевском  кадетском корпусе и Киевском  университете на естественном  и на юридическом факультете. С 1894 он примкнул к марксистским  кружкам, в 1898 за участие в  них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года  в Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал  эволюцию, характерную для идейной  жизни России тех лет и получившую  название «движение от марксизма  к идеализму». Бердяев становится  одной из ведущих фигур этого  движения, которое заявило о себе  сборником «Проблемы идеализма» (1902) и положило начало религиозно-философскому  возрождению в России. С 1908 жил  в Москве, входил в круг деятелей  книгоиздательства «Путь» и Религиозно-философского  общества памяти Владимира Соловьёва.  В 1922 году он был выслан во Францию, где и умер 23 марта 1948.

Семен Людвигович Франко также как и Бердяев  от «легального марксизма» перешел  к религиозной философии, разрабатывал учение «о всеединстве» в традиции апофатической теологии и христианского  платонизма. Выступал против социализма как крайней степени общественного  рационализма. Основные труды: «Предмет знаний» (1915), «Смысл жизни» (1926), «Духовные  основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (издан в 1956).

Сергей  Николаевич Булгаков родился в 1871.

Русский философ, экономист, теолог. Он родился  в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в  Московском университете в 1894 по кафедре  политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению  легального марксизма и занимался  исследованиями в области политэкономии, выпустил книги «О рынках при капиталистическом  производстве» (1897) и «Капитализм  и земледелие» (т. 1-2, 1900). На рубеже веков  отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого  классического идеализма, а также  к русской мысли, творчеству Достоевского и Владимира Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской  интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в  сборнике «Проблемы идеализма» (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием «От  марксизма к идеализму» (1903). Он активно  участвует во множестве начинаний  развернувшегося религиозно-философского возрождения — в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках  «Вопросы религии», «О Владимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева и  издательства «Путь», где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской  религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный «христианский  социалист»). Важнейшие из лекций и  статей этого периода собраны  им в сборнике «Два града» (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии «Философия хозяйства», 1912, и особенно «Свет Невечерний», 1917) Булгаков намечает основы собственного учения,

Информация о работе Серебряный век Русской культуры