Рыцарство в социокультурной системе Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

В науке сложилось традиционное мнение, что основными истоками культуры Средневековья являлись, во-первых, римское право, сохранявшее свой огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое право, основанное на христианской догматике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………………………………….4
2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………………………………8
3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………………………………...13
4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22

Файлы: 1 файл

Культурология Реферат.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

Так что, будучи облачен в  свои боевые доспехи, король уже не мог вернуться в означенную деревню. Он провел ночь там, где она застала  его, распорядившись лишь выдвинуть  караулы и невзирая на опасность, с которой он мог бы столкнуться.

Основное значение рыцарской  идеологии на развитие цивилизации  должно рассматриваться с признанием главенствующей роли рыцарства в  вопросах чести и гордости, усваивающих  черты высокой этической ценности, рыцарское высокомерие, готовящее  путь милосердию и праву. Как писал  Тэн, "в людях среднего и низшего  состояния главенствующий мотив  поведения – собственные интересы. У аристократии главная движущая сила – гордость. Но среди глубоких человеческих чувств нет более подходящего  для превращения в честность, патриотизм и совесть, ибо гордый человек нуждается в самоуважении, и, чтобы его обрести, он старается  его заслужить". Вот отрывок, в  котором идеология меча, верности и отваги нашла простое выражение: "На войне любишь так крепко. Если видишь добрую схватку и повсюду  льется родная кровь, сможешь ли ты удержаться от слез! Сладостным чувством самоотверженности и жалости  наполняется сердце, когда видишь друга, доблестно подставившего  оружию свое тело, дабы свершить и исполнить  заповеди Создателя. И ты готов пойти  с ним на смерть - или остаться жить и из любви к нему не покидать его никогда. И ведомо тебе такое  чувство восторга, какое сего не познавший передать не может никакими словами. И вы полагаете, что так  поступающий боится смерти? Нисколько; ведь обретает он такую силу и окрыленность, что более не ведает, где он находится. Поистине, тогда он не знает страха".

2. ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА

Германцы не потакают себе ни в чем, поэтому для них нет  ничего позорнее и трусливее, как  пользоваться седлом''. В результате варварских завоеваний на территории Западной Римской империи образовались десятки варварских королевств. Вестготы в 419 г. основали в Южной Галлии королевство  с центром в Тулузе. В конце V - начале VI века Вестготское королевство  распространилось на Пиренеи и в  Испанию. Столица его была перенесена в город Толедо. В начале V в. свевы  и вандалы вторглись на Пиренейский  полуостров. Свевы захватили северо- запад, вандалы некоторое время  жили на юге - в современной Андалузии (первоначально называлась Вандалусия), а затем основали королевство  в Северной Африке со столицей на месте  древнего Карфагена. В середине Vв. на юго-востоке современной Франции  образовалось Бургунское королевство  с центром в г.Лионе. В Северной Галлии в 486 г. возникло королевство  франков. Его столица находилась в Париже. В 493 г. остготы захватили  Италию. Их король Теодорих царствовал более 30 лет в качестве "короля готов и италиков".

Столицей государства  был город Равенна. После смерти Теодориха остготскую Италию завоевала  Византия (555 г.), но ее господство было непродолжительным. В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. Столицей нового государства стал город Павия. На территории Британии к концу VI в. образовалось семь варварских королевств. Созданные  германскими племенами государства  непрерывно воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование  большинства из них недолговечно. Во всех варварских королевствах германцы составляли меньшинство населения. (от 2-3% в остготской Италии и вестготской  Испании до 20-30% в государстве  франков). Поскольку в результате удачных завоевательных походов  франки расселились впоследствии на значительной части территории бывшей Западной Римской империи, доля германских народов в среднем несколько  увеличилась, но концентрация франков  в Северной Галлии сократилась. Отсюда следует, что история средневековой  Западной Европы - это история по преимуществу тех же самых народов, что населяли ее в эпоху античности. Однако общественный и государственный  строй на завоеванных территориях  существенно изменился. В V-VI вв. в  пределах варварских королевств сосуществовали германские и позднеримские институты. Во всех государствах была проведена  конфискация земель римской знати - в больших или меньших масштабах. В среднем, перераспределение собственности  затронуло от 1/3 до 2/3 земель. Крупные  земельные владения раздавались  королями своим дружинникам, которые  тут же переводили оставшихся в римских  виллах рабов в положение зависимых  крестьян, уравнивая их с колонами. Мелкие наделы получали рядовые германцы- общинники. Первоначально община сохраняла  собственность на землю. Таким образом, на территории варварских королевств сосуществовали крупные вотчины  новых германских землевладельцев, в которых работали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские  колоны и рабы ( по происхождению - часто  коренные жители этих мест, обращенные в свое время в рабство за долги, так как отмененное в Риме долговое рабство сохранялось в провинциях), римские виллы, где прежние землевладельцы продолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободных  крестьянских общин, как германские, так и общин коренного населения.

Поэтому церковь вскоре стала  крупным землевладельцем: она владела  одной третью всех обрабатываемых земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими  операциями и ведя хозяйство в  принадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной  из причин ее могущества. Долгое время  церкви принадлежала монополия в  области образования и культуры. В монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, кумир  средних веков Аристотель. Школы  первоначально имелись только при  монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Монополия католической церкви в  области культуры приводила к  тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все  науки были подчинены теологии и  пропитаны ею.

Церковь выступала проповедником  христианской морали, стремясь привить  христианские нормы поведения всему  обществу. Она выступала против бесконечных  усобиц, призывала воюющие стороны  не обижать мирное население и  соблюдать некоторые правила  по отношению друг к другу. Духовенство  заботилось о стариках, больных и  сиротах. Все это поддерживало авторитет  церкви в глазах населения. Экономическая  мощь, монополия на образованность, моральный авторитет, разветвленная  иерархическая структура способствовали тому, что католическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль, поставить себя выше светской власти. Весь XI век был заполнен разбойничьими  предприятиями феодальных дружин. В  каком бы месте ни возникала война, всегда находилось множество охотников  принять в ней участие в  надежде на добычу. Все эти движения не могли не привлечь к себе внимание церкви, озабоченной положением феодальных землевладельцев и опасаясь за свои обширные земельные владения. Нужно  было предпринимать какие-то меры. Чтобы  направить воинственный пыл рыцарства  в нужное направление, иерархи католической церкви всячески способствовали и поощряли активные действия со стороны рыцарства  в отношении иноверцев.

В XI веке наиболее опасным  для западного мира считались  владения арабов на Пиренейском полуострове. Борьба за освобождение Испании - Реконкиста - стала благоприятной возможностью направить рыцарское движение в  нужное русло в интересах церкви и феодалов. Чтобы усилить воинственный пыл рыцарства римская курия  постаралась окружить участников испанских  походов ореолом мученичества за веру. Папа Александр II, благословивший поход 1063-1064 годов, объявил об отпущении  грехов каждому, кто ''пойдет сражаться  за дело креста''. Вся феодальная система  облачалась в религиозную оболочку. В духовном плане человек, рядившийся в одеяния защитника своего народа и во имя его спасения готовый  даже пролить свою кровь, символически как бы повторял путь Христа; землепашец в эпоху, когда физический труд воспринимался  по-библейски как наказание за первородный грех, становится символом падшего греховного и проклятого человечества. Позже к Реконкисте прибавится более грандиозная задача - освобождение Иерусалима. История  рыцарства насчитывает восемь крестовых  походов. Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства.

Если войны нет - он отправляется дальше, вызывая первого встречного всадника, чтобы установить иерархию,. место в которой зависит от количества и качества побежденных  рыцарей. Рыцарь не может спокойно слушать  о чужих успехах. Один из героев баллад Марии Французской должен был  помериться силами с неизвестным  соперником, весть о славе которого дошла до него, ибо - как он говорит - зависть грызет его сердце. Поединки рыцарей с закрытыми лицами служат в куртуазных романах темой трагических  историй, в которых рыцарь, подняв забрало поверженного противника убеждается, что убил близкого родственника или  друга (обычай закрывать лицо забралом объясняется, по мнению Монтескьё, тем, что получить удар в лицо считалось  особенно позорно: ударить в лицо можно было только человека низкого  звания). При такой постоянной заботе о своем боевом престиже понятно, что от рыцаря требуется мужество. Недостаток мужества - самое тяжкое обвинение. Боязнь быть заподозренным  в трусости вела к нарушению элементарных правил военной стратегии, что зачастую приводила к гибели рыцаря и его  дружины. Короли в средневековых  поэмах изображались обычно не слишком  героическими, даже если речь шла о  таких фигурах, как Карл Великий  или король Артур. Обычно король искал  опоры в каком-нибудь благородном  рыцаре, что возвышало достоинство  этого рыцаря.

В 1020 году епископ Фюльбер  из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в  шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его  достоянию, чести. его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме этого, вассал обязан был верно  служить своему господину советами. В Cou sue udi es Feudorum (свод ломбардского феодального  права XII- XIII вв.) рассматриваются многочисленные примеры вероломства рыцаря по отношению  к сюзерену (felo ia), которые значительно  расширяют перечень обязанностей вассала. Необходимость законодательству того времени уделять много внимания подобным деяниям говорит о том, что вассальная присяга не могла  держаться только на одних словах и рыцари часто нарушали данное ими  слово. Неустанное соперничество не нарушало солидарности элиты как  таковой, солидарности, распространявшейся и на врагов, принадлежащих к элите. Из литературных источников можно узнать, как принимали англичане врагов, побежденных ими в битвах при  Креси и Пуатье, о совместных пирушках и состязаниях. Когда англичан в 1389 году преследует дизентерия и голод, они идут лечиться к французам, после  чего возвращаются и сражение возобновляется.

 Примером солидарности  феодалов - рыцарей может служить  история подавления крупнейшего  крестьянского восстания во Франции  - Жакерии (1358 - 1359 годы); при этом  французские и английские рыцари  объединились под знаменами наваррского  короля Карла Злого, не смотря  на Столетнюю войну, и обратили  свое оружие против восставших  крестьян. В одной из легенд  простой воин хвалился, что убил  благородного рыцаря из вражеского  войска; его благородный командир  велит повесить гордеца. Рыцарь  должен был хранить безусловную  верность своим обязательствам  по отношению к равным себе.

3.РИТУАЛЫ ПОСВЯЩЕНИЕ В  РЫЦАРИ

Рыцарство с течением времени  благодаря своей храбрости, великодушию  и честности приобретало все  более и более значения; но в  силу этого и посвящение в рыцарское  звание становилось все более  и более затруднительным. Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21-го года, мог быть посвящен в рыцари. Необходимо было, чтобы  человек, добивавшийся рыцарского звания, был приготовлен к этому с  самых юных лет тщательным и хорошим  воспитанием; он должен был быть настолько  силен и крепок, чтобы выносить без вреда для своего здоровья все трудности воинской жизни; кроме  того, от него требовалось основательное  изучение всех обязанностей воина. Желавший получить рыцарское звание должен был  сначала на низших степенях воинского  звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть и проявить себя достойным такого высокого звания, такой великой чести. Обыкновенно  сыновья рыцарей и родовых  дворян начинали свою службу с пажей. Когда ребенок достигал десятилетнего  возраста, его отсылали на воспитание, по заведенному обычаю, к главнейшим рыцарям, с которыми его родители состояли в родстве или в дружбе. Советы и пример таких рыцарей  составляли истинное и окончательное  воспитание, называвшееся bo e ourri ure (хорошее  воспитание).

 Всякий рыцарь считал  для себя большой честью, если  какой-либо отец поручал ему  довершать воспитание своего  сына. Дослужившись до должности  оруженосца и находясь в этом  звании уже несколько лет, отличившись  хорошим поведением, скромностью,  мужеством и храбростью, молодой  человек начинал домогаться рыцарского  звания и просил о нем навести  справки; тогда государь или  грансеньор, к которому обращались  с просьбой, уверясь в храбрости  и других доблестях молодого  оруженосца, назначал день посвящения. Для этого обряда обыкновенно  избирались кануны каких-нибудь  торжеств, например, объявления мира  или перемирия, коронования королей,  рождения, крещения или брака  принцев, больших церковных праздников (Рождества, Пасхи, Вознесения), и  преимущественно канун Пятидесятницы. 

Такой оруженосец, или новик ( ovice), несколько дней приготовлялся  к посвящению в рыцари; он соблюдал строгий пост и раскаивался в  своих грехах. После исповеди и  приобщения Святых Тайн новика облекали в белую, как снег, льняную одежду как символ непорочности, необходимой  в рыцарском звании, отчего и произошло  слово кандидат (ca dida us от ca didus - белый).

 Кандидат, или новик,  отправлялся в этом одеянии  в церковь, где должен был  провести всю ночь и молиться. На рассвете приходили за новиком  старые рыцари, его восприемники, то есть избранные предстоять  с ним во время посвящения; затем они вели его в баню, которая из уважения к рыцарству  была приготовлена великим камергером. После этого сопровождавшие новика  рыцари надевали ему на шею  перевязь с мечом, укладывали  его в постель и покрывали  простым белым полотном, а иногда  и черным сукном в знак того, что он прощался со сквернами  мира сего и вступал в другую, новую жизнь.

4. ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ  ТУРНИРОВ

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина представляла собой непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Охота и  турнир являлись своеобразными культурными  субститутами сражений, способствовавшими  приращению соответствующих навыков  и самоутверждению рыцаря в собственных  глазах и глазах окружающих. Сражение с раненным вепрем или медведем было столь же опасным, как и единоборство с вооруженным врагом. Кроме того, преследование диких зверей развивало  искусство верховой езды, необходимое  рыцарю.

Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства  рыцаря, не говоря уже о том, что  создавали благоприятную возможность  блеснуть личной отвагой, быть замеченными  и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего  рыцарскую доблесть. Изначально это  были полувоенные поединки. В них  четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение  воина и захват добычи. Схватка  велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически  любые виды вооружения, вплоть до луков  и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего  вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире  становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей  феодальной войны, обязан был заплатить  выкуп.

Информация о работе Рыцарство в социокультурной системе Средневековья