Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:09, реферат
В науке сложилось традиционное мнение, что основными истоками культуры Средневековья являлись, во-первых, римское право, сохранявшее свой огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое право, основанное на христианской догматике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………………………………….4
2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………………………………8
3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………………………………...13
4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУРГУТСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: Экономика и управление
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему «Рыцарство в социокультурной системе Средневековья»
Выполнил: Ямолеев М.Ю.
студент группы: ЗЭ-131
Проверил: Безматерных Н.И.
Сургут 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………
2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………
3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………
4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В науке сложилось традиционное
мнение, что основными истоками культуры
Средневековья являлись, во-первых,
римское право, сохранявшее свой
огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое
право, основанное на христианской догматике.
Но при этом не следует забывать
и о третьем источнике - древнегерманских
традициях военной демократии с
их акцентом на личной свободе и
достоинстве вооруженного человека
(праве меча и обычая в отличие
от писаного права). Вместе с тем
субкультура рыцарства как
Таким образом, актуальность
нашего исследования определяется противоречием
между тенденцией к обезличиванию,
характерной для всей социальной
культуры Средневековья (все равны
перед Богом), и остро выраженной
тягой к личностному
степень изученности проблемы. Следует
отметить, что работ, посвященных непосредственно
поднимаемой нами теме нет. Вместе с тем
существует значительное число исследований,
непосредственно или косвенно затрагивающих
отдельные проблемы, анализируемые в нашей
работе.
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Рыцарство как феномен
и явление определенного
Идеология рыцарства оказалась способна наложить весомый отпечаток на функционирование человеческой жизни в европейском cредневековье и в нашем времени, о примерах которых мы упомянем позже. Для того времени, а о рыцарской идеологии можно говорить уже с XI века, такая система норм и ценностей вносила совершенно новые социально-активные элементы в господствующие и организующие общественные отношения кутюмы (обычаи). Кутюмы были различны для дворян, горожан, духовных лиц и крестьян, они не знали писаных норм и правил и различались в разных странах. Начала свои рыцарская идеология обретает в непреложной и известной до сих пор символике – меч, конь и сопутствующие этим фетишам воинская доблесть, храбрость и честь.
Значимость оружия, главным
образом меча, среди германских народов,
ставших основой
К рыцарским качествам относятся отнюдь не только любовь к оружию и коню. Прежде всего, речь идет об отваге и доблести. Их подкрепляет какая-то чуть ли не безумная, сомнамбулическая воля. Сочетание отваги и мудрости, первоначально столь далеко отстоящих друг от друга (во всяком случае, психологически они противоположны), было положено в основание идеала рыцарской "меры". Наряду с инстинктивной, но отполированной впоследствии до блеска и усмиренной свирепостью, в средневековом рыцаре заметен комплекс характерных черт – его чувство корпоративной общности, понимание дружбы, уважение к совместному владению общим достоянием, желание разделять общую участь своей группы. Основы такого сочетания следует искать опять таки в германских корнях средневековых рыцарей.
Будучи глубоко солидаристской, с пережиточным отношением к обществу как семье, германская воинская община моделировала себя по семейному образцу, создавая "искусственные" родственные и братские связи. Наряду с семьей, исходящей из единого для ее членов материнского лона, возникала семья, которая создана войной и для войны. Общность крови в ней была дана не рождением, а ритуалом смешения крови. В этом свете яснее, чем прежде, предстает перед нами глубинный смысл германских законов, предписывающих женщине клятву "грудью своей", мужчине – "оружием своим".
В период нашествий родился
новый, особый тип воина. На протяжении
раннего средневековья его
Средневековое рыцарство на протяжении всей своей истории, особенно в ключевые столетия – XI-XII, несет на себе печать стремления к идеалу – "воину христову" –и одновременно подвергается испытанию соблазнами мирской славы и мирского великолепия. Отсюда противоречивость рыцарства и причина его духовного упадка на закате средневековья.
В бурные годы нашествий
викингов и сарацин подходит к
концу действие древнего германского
принципа, по которому каждый свободный
человек имеет право носить оружие.
Только тот, кто располагает имуществом
и в состоянии позаботиться самостоятельно
о своей вооруженной защите и,
таким образом, внести непосредственный
вклад в оборону общества, может
всерьез называть себя свободным
человеком. В представлении франкской
аристократии зависимое состояние
отождествлялось с трусостью
и подлостью. Всякий безоружный считался
трусом. Неважно, что отсутствие у
того или иного человека оружия было
вызвано социально-
Тем временем продолжалось
возвышение как тех, кто был достаточно
богат, чтобы вооружиться, так и
тех, кто вопреки своему зависимому
или, во всяком случае, весьма низкому
социальному положению получал
от своих господ необходимые для
приобретения оружия средства благодаря
каким-то своим личным достоинствам
– физической силе либо особым талантам,
раскрывшимся при благоприятном
стечении обстоятельств. Возвышались
также члены господской свиты, входившие
в состав комитата или отряда телохранителей
сеньора. Они привнесли в феодальную
и рыцарскую эпоху дух
Изменения тактико-стратегической
обстановки на Западе в связи с
распространением лобовой атаки
и необходимость сочетать утяжеление
веса вооружения с маневренностью конницы
привели к тому, что вооружиться
– это прежде всего значило
добыть себе боевого коня и обеспечить
его содержание. По этой причине
потерять благосклонность господина
или имущество означало для воина
деградировать до уровня безоружного
крестьянина. В то же время способные
и удачливые крестьяне могли
рассчитывать на возвышение до ранга
воина. В отличие от древнегерманского
деления общества на свободных и
рабов феодальное деление на воинов
и крестьян обеспечило на рубеже XI-XII
вв. усиление социальной мобильности,
санкционировав при этом превосходство
узкого слоя военных над остальной
массой крестьянства. Церковь в Х-XII
вв. установила специальные каноны
для регулирования деятельности
класса воинов, поскольку их воинственность
грозила ей самой: были случаи захватов
церковных земель рыцарями – потомками
тех, кто подарил церкви эти земли.
Обоснование церковных
Идеологические направления
церковной политики сближались и
сошлись в одной точке –
на уровне рыцарства. В основе своей
они были связаны с защитой
слабых: бедных, женщин и сирот. Эти
обязанности перечислялись
Произошедшее ослабление королевской власти принудило перенести воздействие идеологических установлений на князей, а затем и на мелких властителей – рыцарей, которые были способны разорять земли и вести войну. Им было обозначено значительное место в идиллической симфонии устройства мира – люди войны. Война – для воинов! Им были установлены правила – грабить и воровать нельзя, а добыть в честном бою – можно, безоружных убивать нельзя – а церковники в те времена как раз подпадали под категорию безоружных, крестьян и женщин, не умеющих обращаться с настоящим оружием, тоже нельзя убивать.
Рыцарская идея норовила внедриться
даже в сферу метафизического. Бранный
подвиг архангела Михаила
Мир, управляемый рыцарством,
сколь поверхностным и
После бегства своего сына,
который был взят в заложники,
король, верный требованиям чести, отправился
в Англию, подвергнув свою страну всем
опасностям смены правления. Отделение
Бургундии, какие бы политические расчеты
ни стояли за этим, было в первую очередь
продиктовано рыцарскими мотивами, перед
лицом которых государственные
соображения сводились к нулю,
– таково было вознаграждение юного
Филиппа за отвагу, выказанную им в
битве при Пуатье. Ричард II Английский
предлагал вместе со своими дядьями,
герцогами Ланкастером, Йорком и
Глостером, с одной стороны, сразиться
с королем Франции Карлом VI и
его дядьями, герцогами Анжуйским,
Бургундским и Беррийским, с другой.
Генрих V Английский послал вызов дофину
перед началом битвы при
Информация о работе Рыцарство в социокультурной системе Средневековья