Рыцарство в социокультурной системе Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

В науке сложилось традиционное мнение, что основными истоками культуры Средневековья являлись, во-первых, римское право, сохранявшее свой огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое право, основанное на христианской догматике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………………………………….4
2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………………………………8
3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………………………………...13
4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22

Файлы: 1 файл

Культурология Реферат.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

СУРГУТСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: Экономика  и управление

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Культурология»

на  тему «Рыцарство в социокультурной системе Средневековья»

 

 

 

   Выполнил: Ямолеев  М.Ю.

   студент группы: ЗЭ-131

   Проверил:  Безматерных  Н.И.

 

 

 

 

 

Сургут 2012

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………………………………….4

2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………………………………8

3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………………………………...13

4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…………………………………...15

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В науке сложилось традиционное мнение, что основными истоками культуры Средневековья являлись, во-первых, римское право, сохранявшее свой огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое право, основанное на христианской догматике. Но при этом не следует забывать и о третьем источнике - древнегерманских традициях военной демократии с  их акцентом на личной свободе и  достоинстве вооруженного человека (праве меча и обычая в отличие  от писаного права). Вместе с тем  субкультура рыцарства как социально  доминировавшего сословия эпохи  Средневековья базировалась именно на этом третьем источнике (праве  обычая), что в последующем сыграло  важную роль в становлении идеологемы свободной личности. 

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется противоречием  между тенденцией к обезличиванию, характерной для всей социальной культуры Средневековья (все равны  перед Богом), и остро выраженной тягой к личностному самоопределению, персональной самоидентификации и  защите личного и родового достоинства , на чем в существенной мере выстраивалась  вся сословная идеология и  субкультура рыцарства. Столкновение этих двух тенденций и их постоянное взаимовлияние представляется одним  из важнейших результатов развития средневековой Европы, при ведшего  сначала к Возрождению, затем  к Просвещению и, наконец, к гражданскому обществу наших дней,  
степень изученности проблемы. Следует отметить, что работ, посвященных непосредственно поднимаемой нами теме нет. Вместе с тем существует значительное число исследований, непосредственно или косвенно затрагивающих отдельные проблемы, анализируемые в нашей работе. 

 

 

 

 

1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Рыцарство как феномен  и явление определенного периода  человеческой истории непременно необходимо рассматривать вкупе с той  системой ценностей, норм, взглядов и  идей, носителями которой были сами рыцари – передовой и влиятельнейший класс средневековья. Рыцари при  всей сопутствующей им романтике  – при доспехах, герольдах, мечах, плюмажах и прекрасными дамах - обладали довольно четко выстроенной и  организованной идеологией, – выше чем просто морально-этические нормы  и принципы, которая выкристаллизовывалась  на протяжении довольно длительного  времени и являлась регулятором  деятельности рыцарей практически  во всех сферах общественно-политической жизни.

Идеология рыцарства оказалась  способна наложить весомый отпечаток  на функционирование человеческой жизни  в европейском cредневековье и в  нашем времени, о примерах которых  мы упомянем позже. Для того времени, а о рыцарской идеологии можно  говорить уже с XI века, такая система  норм и ценностей вносила совершенно новые социально-активные элементы в господствующие и организующие общественные отношения кутюмы (обычаи). Кутюмы были различны для дворян, горожан, духовных лиц и крестьян, они не знали писаных норм и правил и  различались в разных странах. Начала свои рыцарская идеология обретает в непреложной и известной  до сих пор символике – меч, конь и сопутствующие этим фетишам  воинская доблесть, храбрость и честь.

Значимость оружия, главным  образом меча, среди германских народов, ставших основой центральноевропейских  государств, отражена в древних юридических  установлениях. Оружие стоит в центре всех основных моментов жизни юноши-воина. Оно передается ему как дар, когда  он достигает совершеннолетия. Коль скоро юноша-воин в состоянии  владеть оружием, то оно может  считаться свидетельством его свободного состояния. Оружие – символ, которым  обмениваются жених и невеста  при вступлении в брак. И еще: оружие – часть ритуала присяги, священный  знак – меч, вогнанный в землю  по самую рукоять. Присяга, приносимая на оружии, засвидетельствована в  еще в германском эпосе, "Эдде". До какой степени оружие выражает, вернее сказать, символизирует мужское  начало, видно из законов алеманов: представители обоего пола присягают  на том, что им более всего дорого. Мужчины клянутся во имя войны, женщины  – во имя материнства. Женщина  клянется "грудью своей", он – "оружием  своим".

К рыцарским качествам  относятся отнюдь не только любовь к оружию и коню. Прежде всего, речь идет об отваге и доблести. Их подкрепляет  какая-то чуть ли не безумная, сомнамбулическая воля. Сочетание отваги и мудрости, первоначально столь далеко отстоящих  друг от друга (во всяком случае, психологически они противоположны), было положено в основание идеала рыцарской "меры". Наряду с инстинктивной, но отполированной впоследствии до блеска и усмиренной свирепостью, в средневековом рыцаре заметен комплекс характерных черт – его чувство корпоративной  общности, понимание дружбы, уважение к совместному владению общим  достоянием, желание разделять общую  участь своей группы. Основы такого сочетания следует искать опять  таки в германских корнях средневековых  рыцарей.

Будучи глубоко солидаристской, с пережиточным отношением к обществу как семье, германская воинская община моделировала себя по семейному образцу, создавая "искусственные" родственные  и братские связи. Наряду с семьей, исходящей из единого для ее членов материнского лона, возникала семья, которая создана войной и для  войны. Общность крови в ней была дана не рождением, а ритуалом смешения крови. В этом свете яснее, чем  прежде, предстает перед нами глубинный  смысл германских законов, предписывающих женщине клятву "грудью своей", мужчине – "оружием своим".

В период нашествий родился  новый, особый тип воина. На протяжении раннего средневековья его социальные, юридические и военные черты  становились все более определенно  выраженными. Постепенно он приобрел такие  этико-социологические характеристики, которые и по сей день остаются важными для европейской культуры. Появился подлинный рыцарь. Христианская церковь торжественно благословила оружие, священным ореолом окружила воина. Блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд священны, а молитва – военное действие. Разумеется, согласно Августину, конечная цель всякого "воинствования" –  это мир: "Мира не ищут для того, чтобы творить войну, но творят войну  для того, чтобы добиться мира". Так Августин определял подлинную  миссию христианского воина –  поиск мира и наряду с ним справедливости, без которой никакой истинный мир вообще немыслим. Воин-христианин должен стремиться к подлинному миру, бороться за него с оружием в руках, так как главное его предназначение – восстановление попранной справедливости.

Средневековое рыцарство  на протяжении всей своей истории, особенно в ключевые столетия – XI-XII, несет  на себе печать стремления к идеалу – "воину христову" –и одновременно подвергается испытанию соблазнами мирской славы и мирского великолепия. Отсюда противоречивость рыцарства  и причина его духовного упадка на закате средневековья.

В бурные годы нашествий  викингов и сарацин подходит к  концу действие древнего германского  принципа, по которому каждый свободный  человек имеет право носить оружие. Только тот, кто располагает имуществом и в состоянии позаботиться самостоятельно о своей вооруженной защите и, таким образом, внести непосредственный вклад в оборону общества, может  всерьез называть себя свободным  человеком. В представлении франкской  аристократии зависимое состояние  отождествлялось с трусостью  и подлостью. Всякий безоружный считался трусом. Неважно, что отсутствие у  того или иного человека оружия было вызвано социально-экономическими причинами, а отнюдь не его моральными или физическими качествами. Человек  без оружия – зависимый раб. сформировался  некий кодекс "классовых" ценностей, хотя в данном случае речь идет о  классах не столько в социальном, сколько в юридическом смысле, об их образе жизни.

Тем временем продолжалось возвышение как тех, кто был достаточно богат, чтобы вооружиться, так и  тех, кто вопреки своему зависимому или, во всяком случае, весьма низкому  социальному положению получал  от своих господ необходимые для  приобретения оружия средства благодаря  каким-то своим личным достоинствам – физической силе либо особым талантам, раскрывшимся при благоприятном  стечении обстоятельств. Возвышались  также члены господской свиты, входившие  в состав комитата или отряда телохранителей сеньора. Они привнесли в феодальную и рыцарскую эпоху дух германской военной дружины.

Изменения тактико-стратегической обстановки на Западе в связи с  распространением лобовой атаки  и необходимость сочетать утяжеление веса вооружения с маневренностью конницы  привели к тому, что вооружиться  – это прежде всего значило  добыть себе боевого коня и обеспечить его содержание. По этой причине  потерять благосклонность господина  или имущество означало для воина  деградировать до уровня безоружного  крестьянина. В то же время способные  и удачливые крестьяне могли  рассчитывать на возвышение до ранга  воина. В отличие от древнегерманского  деления общества на свободных и  рабов феодальное деление на воинов и крестьян обеспечило на рубеже XI-XII вв. усиление социальной мобильности, санкционировав при этом превосходство  узкого слоя военных над остальной  массой крестьянства. Церковь в Х-XII вв. установила специальные каноны для регулирования деятельности класса воинов, поскольку их воинственность грозила ей самой: были случаи захватов церковных земель рыцарями – потомками  тех, кто подарил церкви эти земли. Обоснование церковных иерархов, что в ношении оружия нет ничего дурного, наложение ответственности  на королей за поддержание мира, объявлялось угодной Богу общественной иерархией. Она подразумевала существование  трех сословий: люди земледелия, молитвы  и войны.

Идеологические направления  церковной политики сближались и  сошлись в одной точке –  на уровне рыцарства. В основе своей  они были связаны с защитой  слабых: бедных, женщин и сирот. Эти  обязанности перечислялись епископами королям во время коронаций на особом моменте посвящения – когда  епископ передавал монарху меч, символ власти в своем королевстве. Меч стал символом такой идеологии: он означал миссию правосудия, защиты христианства, хранителя гражданского мира.

Произошедшее ослабление королевской власти принудило перенести  воздействие идеологических установлений на князей, а затем и на мелких властителей – рыцарей, которые  были способны разорять земли и вести  войну. Им было обозначено значительное место в идиллической симфонии устройства мира – люди войны. Война – для  воинов! Им были установлены правила  – грабить и воровать нельзя, а добыть в честном бою –  можно, безоружных убивать нельзя –  а церковники в те времена как  раз подпадали под категорию  безоружных, крестьян и женщин, не умеющих  обращаться с настоящим оружием, тоже нельзя убивать.

Рыцарская идея норовила внедриться даже в сферу метафизического. Бранный  подвиг архангела Михаила прославляется  как «деяние воинской и рыцарской  доблести». Понятие рыцарства образовывало для воинов совокупность общих идей, с помощью которых они объясняли  себе все, что касалось политики и  истории. Говоря о системе рыцарских  идей как о благородной игре по правилам чести и в согласии с  требованиями добродетели, возможно, определить связь между рыцарством и эволюцией  международного права. Хотя истоки последнего лежат в античности и в каноническом праве, рыцарство было тем ферментом, который способствовал развитию законов ведения войн. Понятие  международного права было предварено и подготовлено рыцарским идеалом  прекрасной жизни согласно требованиям  закона и чести.

Мир, управляемый рыцарством, сколь поверхностным и ошибочным  он бы ни был, яснее всего отвечал  мирскому духу средневековья в области  идей политических. Традиции рыцарства  действительно повлияли на ход политических событий. Битва при Пуатье была проиграна  Иоанном Добрым вследствие опрометчивости и рыцарского упрямства, проявленных  им в сравнении с тактикой уступающего  по численности английского войска.  

После бегства своего сына, который был взят в заложники, король, верный требованиям чести, отправился в Англию, подвергнув свою страну всем опасностям смены правления. Отделение  Бургундии, какие бы политические расчеты  ни стояли за этим, было в первую очередь  продиктовано рыцарскими мотивами, перед  лицом которых государственные  соображения сводились к нулю, – таково было вознаграждение юного  Филиппа за отвагу, выказанную им в  битве при Пуатье. Ричард II Английский предлагал вместе со своими дядьями, герцогами Ланкастером, Йорком и  Глостером, с одной стороны, сразиться  с королем Франции Карлом VI и  его дядьями, герцогами Анжуйским, Бургундским и Беррийским, с другой. Генрих V Английский послал вызов дофину перед началом битвы при Азенкуре. За несколько дней до битвы при  Азенкуре король Англии, продвигаясь  навстречу французской армии, в  вечернее время миновал по ошибке деревню, которую его квартирьеры  определили ему для ночлега. У  него было время вернуться, он так  бы и сделал, если бы при этом не были затронуты вопросы чести. Король, "как тот, кто более всего  соблюдал церемонии достохвальной  чести", как раз только что издал  ордонанс, согласно которому рыцари, отправляющиеся на разведку, должны были снимать свои доспехи, ибо честь не позволяла  рыцарю двигаться вспять, если он был  в боевом снаряжении.

Информация о работе Рыцарство в социокультурной системе Средневековья