Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:09, реферат
В науке сложилось традиционное мнение, что основными истоками культуры Средневековья являлись, во-первых, римское право, сохранявшее свой огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое право, основанное на христианской догматике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………………………………….4
2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………………………………8
3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………………………………...13
4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУРГУТСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: Экономика и управление
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему «Рыцарство в социокультурной системе Средневековья»
Выполнил: Ямолеев М.Ю.
студент группы: ЗЭ-131
Проверил: Безматерных Н.И.
Сургут 2012
Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…………
2.ФЕНОМЕН РЫЦАРСТВА……………………………
3.ПОСВЕЩЕНИЕ В РЫЦАРИ………………………
4.ТРАДИЦИИ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ…
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….22
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. 
В науке сложилось традиционное 
мнение, что основными истоками культуры 
Средневековья являлись, во-первых, 
римское право, сохранявшее свой 
огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое 
право, основанное на христианской догматике. 
Но при этом не следует забывать 
и о третьем источнике - древнегерманских 
традициях военной демократии с 
их акцентом на личной свободе и 
достоинстве вооруженного человека 
(праве меча и обычая в отличие 
от писаного права). Вместе с тем 
субкультура рыцарства как 
Таким образом, актуальность 
нашего исследования определяется противоречием 
между тенденцией к обезличиванию, 
характерной для всей социальной 
культуры Средневековья (все равны 
перед Богом), и остро выраженной 
тягой к личностному 
степень изученности проблемы. Следует 
отметить, что работ, посвященных непосредственно 
поднимаемой нами теме нет. Вместе с тем 
существует значительное число исследований, 
непосредственно или косвенно затрагивающих 
отдельные проблемы, анализируемые в нашей 
работе. 
1. ИСТОКИ РЫЦАРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Рыцарство как феномен 
и явление определенного 
Идеология рыцарства оказалась способна наложить весомый отпечаток на функционирование человеческой жизни в европейском cредневековье и в нашем времени, о примерах которых мы упомянем позже. Для того времени, а о рыцарской идеологии можно говорить уже с XI века, такая система норм и ценностей вносила совершенно новые социально-активные элементы в господствующие и организующие общественные отношения кутюмы (обычаи). Кутюмы были различны для дворян, горожан, духовных лиц и крестьян, они не знали писаных норм и правил и различались в разных странах. Начала свои рыцарская идеология обретает в непреложной и известной до сих пор символике – меч, конь и сопутствующие этим фетишам воинская доблесть, храбрость и честь.
Значимость оружия, главным 
образом меча, среди германских народов, 
ставших основой 
К рыцарским качествам относятся отнюдь не только любовь к оружию и коню. Прежде всего, речь идет об отваге и доблести. Их подкрепляет какая-то чуть ли не безумная, сомнамбулическая воля. Сочетание отваги и мудрости, первоначально столь далеко отстоящих друг от друга (во всяком случае, психологически они противоположны), было положено в основание идеала рыцарской "меры". Наряду с инстинктивной, но отполированной впоследствии до блеска и усмиренной свирепостью, в средневековом рыцаре заметен комплекс характерных черт – его чувство корпоративной общности, понимание дружбы, уважение к совместному владению общим достоянием, желание разделять общую участь своей группы. Основы такого сочетания следует искать опять таки в германских корнях средневековых рыцарей.
Будучи глубоко солидаристской, с пережиточным отношением к обществу как семье, германская воинская община моделировала себя по семейному образцу, создавая "искусственные" родственные и братские связи. Наряду с семьей, исходящей из единого для ее членов материнского лона, возникала семья, которая создана войной и для войны. Общность крови в ней была дана не рождением, а ритуалом смешения крови. В этом свете яснее, чем прежде, предстает перед нами глубинный смысл германских законов, предписывающих женщине клятву "грудью своей", мужчине – "оружием своим".
В период нашествий родился 
новый, особый тип воина. На протяжении 
раннего средневековья его 
Средневековое рыцарство на протяжении всей своей истории, особенно в ключевые столетия – XI-XII, несет на себе печать стремления к идеалу – "воину христову" –и одновременно подвергается испытанию соблазнами мирской славы и мирского великолепия. Отсюда противоречивость рыцарства и причина его духовного упадка на закате средневековья.
В бурные годы нашествий 
викингов и сарацин подходит к 
концу действие древнего германского 
принципа, по которому каждый свободный 
человек имеет право носить оружие. 
Только тот, кто располагает имуществом 
и в состоянии позаботиться самостоятельно 
о своей вооруженной защите и, 
таким образом, внести непосредственный 
вклад в оборону общества, может 
всерьез называть себя свободным 
человеком. В представлении франкской 
аристократии зависимое состояние 
отождествлялось с трусостью 
и подлостью. Всякий безоружный считался 
трусом. Неважно, что отсутствие у 
того или иного человека оружия было 
вызвано социально-
Тем временем продолжалось 
возвышение как тех, кто был достаточно 
богат, чтобы вооружиться, так и 
тех, кто вопреки своему зависимому 
или, во всяком случае, весьма низкому 
социальному положению получал 
от своих господ необходимые для 
приобретения оружия средства благодаря 
каким-то своим личным достоинствам 
– физической силе либо особым талантам, 
раскрывшимся при благоприятном 
стечении обстоятельств. Возвышались 
также члены господской свиты, входившие 
в состав комитата или отряда телохранителей 
сеньора. Они привнесли в феодальную 
и рыцарскую эпоху дух 
Изменения тактико-стратегической 
обстановки на Западе в связи с 
распространением лобовой атаки 
и необходимость сочетать утяжеление 
веса вооружения с маневренностью конницы 
привели к тому, что вооружиться 
– это прежде всего значило 
добыть себе боевого коня и обеспечить 
его содержание. По этой причине 
потерять благосклонность господина 
или имущество означало для воина 
деградировать до уровня безоружного 
крестьянина. В то же время способные 
и удачливые крестьяне могли 
рассчитывать на возвышение до ранга 
воина. В отличие от древнегерманского 
деления общества на свободных и 
рабов феодальное деление на воинов 
и крестьян обеспечило на рубеже XI-XII 
вв. усиление социальной мобильности, 
санкционировав при этом превосходство 
узкого слоя военных над остальной 
массой крестьянства. Церковь в Х-XII 
вв. установила специальные каноны 
для регулирования деятельности 
класса воинов, поскольку их воинственность 
грозила ей самой: были случаи захватов 
церковных земель рыцарями – потомками 
тех, кто подарил церкви эти земли. 
Обоснование церковных 
Идеологические направления 
церковной политики сближались и 
сошлись в одной точке – 
на уровне рыцарства. В основе своей 
они были связаны с защитой 
слабых: бедных, женщин и сирот. Эти 
обязанности перечислялись 
Произошедшее ослабление королевской власти принудило перенести воздействие идеологических установлений на князей, а затем и на мелких властителей – рыцарей, которые были способны разорять земли и вести войну. Им было обозначено значительное место в идиллической симфонии устройства мира – люди войны. Война – для воинов! Им были установлены правила – грабить и воровать нельзя, а добыть в честном бою – можно, безоружных убивать нельзя – а церковники в те времена как раз подпадали под категорию безоружных, крестьян и женщин, не умеющих обращаться с настоящим оружием, тоже нельзя убивать.
Рыцарская идея норовила внедриться 
даже в сферу метафизического. Бранный 
подвиг архангела Михаила 
Мир, управляемый рыцарством, 
сколь поверхностным и 
После бегства своего сына, 
который был взят в заложники, 
король, верный требованиям чести, отправился 
в Англию, подвергнув свою страну всем 
опасностям смены правления. Отделение 
Бургундии, какие бы политические расчеты 
ни стояли за этим, было в первую очередь 
продиктовано рыцарскими мотивами, перед 
лицом которых государственные 
соображения сводились к нулю, 
– таково было вознаграждение юного 
Филиппа за отвагу, выказанную им в 
битве при Пуатье. Ричард II Английский 
предлагал вместе со своими дядьями, 
герцогами Ланкастером, Йорком и 
Глостером, с одной стороны, сразиться 
с королем Франции Карлом VI и 
его дядьями, герцогами Анжуйским, 
Бургундским и Беррийским, с другой. 
Генрих V Английский послал вызов дофину 
перед началом битвы при 
Информация о работе Рыцарство в социокультурной системе Средневековья