Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:46, контрольная работа
Особое место в профессиональной деятельности юриста занимают язык и речь. Ведь юрист - это правовед. А право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.
Введение : русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 – 4 Раздел 1. Русский язык и культура речи: основные категории и понятия
Задание 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 8
Задание 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 – 10
Задание 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Задание 4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Задание 5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Раздел 2. Введение в юрислингвистику
Задание 6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Задание 7. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Задание 8. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 – 17
Задание 9. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 – 19
Задание 10. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Задание 11. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 – 22
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 – 24
Задание 10. Пользуясь орфоэпическим словарем, заполните таблицу «Нормы ударения и словопроизношения в современной литературной русской речи», указав в каждой из колонок не менее 5 примеров. Подберите примеры слов из профессиональной судебной речи с неверным ударением
Верно | Неверно | Допустимо |
Осуждённый | Осужденный | - |
(Дело) возбуждено | (Дело) возбуждено | - |
Облегчить (участь) | Облегчить (участь) | - |
Приводы (в правоохранительные органы) | Приводы (в правоохранительные органы) | - |
Договоры | - | Договора |
Задание 11. Пользуясь собственным опытом или справочной литературой, приведите примеры нарушений литературной нормы, встречающихся в юридической сфере (не менее пяти примеров)
Тип нарушения литературной нормы | Верный вариант | Неверный вариант |
Стилистическая ошибка (употребление слов иной функционально – стилевой окраски) | Осенью 2009 года подсудимый вступил в права наследства и решил, что он богатый человек. | Осенью 2009 года подсудимый вступил в права наследства и решил, что он богатенький Буратино |
Грамматическая ошибка | Согласно заключению (дательный падеж) экспертизы | Согласно заключения (родительный падеж) экспертизы |
Речевая ошибка | Это к делу не относится. | Это к делу не касается. |
Речевая ошибка (смешение паронимов) | Кто должен представлять ответчика в процессе? | Кто должен предоставлять ответчика в процессе? |
Грамматическая ошибка | Прошу признать ответчика виновным в инкриминируемых ему (дательный падеж) преступлениях. | Прошу признать ответчика виновным в инкриминируемых его (родительный падеж) преступлениях. |
Заключение
«Краткость – сестра таланта, - писал А.П. Чехов. «Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков.
К сожалению, речи многих
Так о чём же нужно помнить,
готовясь к публичному
Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Засоряют нашу речь, уводят от понимания сказанного так называемые слова – «паразиты»: «так сказать, как бы, значит» и т. п.
Краткость речи должна сочетаться с ее глубоким содержанием, чему содействуют эмоциональность и экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Выразительность выступления зависит от самостоятельности мышления оратора, от его интереса к тому, о чем говорит; от умения контролировать свою речь; от сознательного намерения говорить выразительно. Выразительная речь вызывает интерес у судей и присутствующих в зале суда граждан, поддерживает интерес к предмету разговора.
Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает своё эмоциональное отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средства. В выступлениях лучших правоведов – А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако и др. – мы находим огромное количество метафор, сравнений, фразеологизмов и других средств художественной выразительности, помогающих усилить звучание аргумента, а также выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Но необходимо помнить, что использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность.
Таким образом, речь юриста, стремящегося быть услышанным, должна быть логичной, выразительной и по возможности лаконичной.
Для того, чтобы научиться
Список использованной литературы
1. Ахманова О.С.
Словарь омонимов русского
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова.- М.: Издательство «Правда», 1986
3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. –
М.: Просвещение, 1987
4. Баш Л.М.
и др. Современный словарь
5. Белянин В.П., Бутенко И.В. Живая речь: Словарь разговорных выражений. – М., 1994
6. Борунова С.Н.
и др. Орфоэпический словарь
7. Вешнякова
О.В. Словарь паронимов
8. Елистратов В.С. Словарь русского арго. – М., 2000
9. Жуков В.П.
Школьный фразеологический
М.: Просвещение, 1980
10.А.И. Кузнецова, Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. –
М.: Рус. яз, 1986
11. Львов М.Р.
Школьный словарь антонимов
М.: Просвещение, 1987
12. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. –
М.: Норинт, 2001
13. Новый объяснительный словарь русского языка /Под ред. Ю.Д.Апресяна/- М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –
М.: Азбуковник, 1999
15. Орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г. Бархударова/. – М.: Рус. яз., 1984
16.Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972
17. Н.М. Шанский и др. Краткий этимологический словарь русского языка.- М.: Просвещение, 1971
18. Язовицкий
Е.В. Говорите правильно.- М.: Просвещение,
1971
Информация о работе Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста