Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:46, контрольная работа
Особое место в профессиональной деятельности юриста занимают язык и речь. Ведь юрист - это правовед. А право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.
Введение : русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 – 4 Раздел 1. Русский язык и культура речи: основные категории и понятия
Задание 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 8
Задание 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 – 10
Задание 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Задание 4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Задание 5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Раздел 2. Введение в юрислингвистику
Задание 6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Задание 7. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Задание 8. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 – 17
Задание 9. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 – 19
Задание 10. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Задание 11. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 – 22
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 – 24
Задание 3. Сделайте лексико-семантический анализ двух пар антонимов.
Тайное сознание могущества нестерпимо приятнее явного господства.
(Ф.М. Достоевский)
Антонимы | Лексическое значение | Структурный тип антонимов |
Явный | Нескрываемый, открытый, видимый | Разнокорневые (-яв- и -та-) |
Тайный | Составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый |
Не сосчитаешь встречи и разлуки, что выпали на горький пай солдат. (А. Сурков)
Антонимы | Лексическое значение | Структурный тип антонимов |
Встреча | Свидание близких, дорогих друг другу людей. | Разнокорневые
(-встреч- и -лук-) |
Разлука | Расставание с кем-то близким, любимым, дорогим. |
Задание 4. Сделайте лексико-семантический анализ двух омонимов
Омонимы | Лексическое значение | Контекст | Тип омонимов |
Тик (1) | Непроизвольное мелкое подёргивание мышц лица, головы, шеи | Нервный тик, страдать тиком | Лексические омонимы |
Тик (2) | Плотная хлопчатобумажная или льняная ткань, обычно полосатая | Чехол из тика | |
Тик (3) | Дерево с плотной древесиной семейства вербеновых, растущее в Индии, Индонезии | Могучий тик;
Корабельная палуба изготовлена из тика. | |
Атлас | Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. | Географический атлас | Омографы (графические омонимы) |
Атлас | Сорт гладкой и блестящей шёлковой ткани. | Платье из атласа |
Задание 5. Сделайте лексико-семантический анализ трех пар паронимов
Пароним | Пароним |
ДАРЕНЫЙ (разг.) | ДАРОВОЙ (разг.) |
Лексическое значение | Лексическое значение |
Полученный
в качестве подарка, подаренный
(Дарёному коню в зубы не смотрят. Пословица) |
Полученный
даром; бесплатный
(Зажился наш Андрей Иваныч у тётушки: даровой хлеб, видно, по вкусу пришёлся. И.Тургенев.) |
ЗАБЛУДИТЬСЯ. | ЗАБЛУЖДАТЬСЯ. |
Лексическое значение | Лексическое значение |
Сбиться
с пути, потерять дорогу, потерять представление
о том, где находишься.
( Тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно. И.Тургенев.) |
Иметь неправильное,
ошибочное мнение о ком-чём-либо,
превратно судить о ком-чём-либо.
(Я не пианистка, на свой счёт я уже не заблуждаюсь. А. Чехов.) |
ГАРМОНИЧЕСКИЙ (спец.). | ГАРМОНИЧНЫЙ. |
Лексическое значение | Лексическое значение |
Относящийся
к гармонии; основанный на принципах
гармонии
(Я много
понаделал всяких |
Содержащий
элементы гармонии; обладающий согласованностью,
слаженностью, взаимным соответствием
разных качеств предметов, явлений,
частей целого
(У бабушки
доброта была гармоничная. В. |
Раздел 2. Введение в юрислингвистику
Задание 6. Сделайте лексико-семантический анализ трех слов русского жаргона
Слово | Лексическое значение в литературном языке | Слово | Лексическое значение в русском жаргоне | Сфера употребления |
Амбар | Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. | Амбар | Штрафной изолятор в ИТК | Уголовная |
Бомба |
2. Округлившийся при полёте кусок лавы, выбрасываемый при извержении вулкана |
Бомба | Тип шпаргалки
–
шпаргалка с полностью написанными заранее ответами |
Студенческая среда |
Ковёр |
|
Ковёр | Обложка для CD или DVD диска | Сленг музыкантов, в основном рока, рэпа |
Задание 7. Сделайте лексико-семантический анализ трех слов русского арго
Слово | Лексическое значение в литературном языке | Слово | Лексическое значение в русском арго | Сфера употребления |
Малина | 1. Ягодное кустарниковое
растение из семейства 2. собир. Ягоды этого растения. 3. Лекарственный напиток из кипятка, настоянного на сушеных ягодах этого растения. |
Малина | 1) воровской
притон,
2) беззаботная жизнь, 3) группа воров |
Уголовная |
Каблук | Твёрдая часть обувной подошвы, набиваемая под пяткой | Каблук | Машина с высоким кузовом, прицепом, пикап | Автомобилисты |
Гады | (Устар.) Пресмыкающиеся или земноводные | Гады | Солдатские ботинки | Военнослужащие |
Задание 8. Сделайте лексико-семантический
анализ профессиональной
лексики, связанной с современными юридической
и экономической сферами (не менее пяти
слов)
Слово | Общеупотребительное лексическое значение | Профессиональное лексическое значение | Сфера употребления |
Казус | Сложный, запутанный случай | Случайное действие,
которое (в отличие от умышленного
или неосторожного) имеет внешние
признаки правонарушения, но лишено элемента
вины и, следовательно, не влечет юридической
ответственности.
3) отдельно
взятое судебное дело или |
Юридическая |
Клевета | Порочащая кого – то ложь | По уголовному праву РФ распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию | Юридическая |
Надзор | 1. Наблюдение
с целью проверки, присмотра.
2. Орган, группа лиц для наблюдения за кем-чем-либо, за соблюдением каких-нибудь правил |
Одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают надзор судебный, конституционный, прокурорский надзор, различные виды административного надзора. Особым видом является авторский надзор. | Юридическая |
Легенда | 1. Поэтическое
предание о каком–нибудь 2. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание 3. Поясняющий текст при карте, схеме, плане |
Надпись на монете, медали | Экономическая |
Ликвидатор | Тот, кто ликвидирует, ликвидировал что - нибудь | 1) Лицо, на которое
возложено осуществление ликвидации
товарищества
2) В страховом деле: лицо, занимающееся вопросами установления убытка по страховому случаю, оценки возмещения, исследования причин несчастного случая |
Экономическая |
Задание 9.
Используя образцы текстов официально-делового
стиля юридического характера (образцы
речей правоведов), выпишите не менее
5 фразеологических единиц
Фразеологическая единица | Лексическое значение | Пример употребления фразеологической единицы |
Стереть с лица земли | Жестоко расправиться, погубить, истребить кого – либо. | Акты мщения встречаются, к сожалению, в жизни в разнообразных формах, но нельзя сказать, чтобы в основе их всегда лежало желание уничтожить, стереть с лица земли предмет мщения.(А.Ф. Кони) |
Умывать (умыть) руки | Отказываться от участия в чём – либо, устраняться от ответственности. | Судья, боясь
общего
неудовольствия, утраты популярности и трудной аналитической работы ума, может пожелать во мнении пестрого и волнующегося большинства найти легкий и успешный исход для своей заглушенной на время совести и умыть себе руки. (А.Ф. Кони) |
Язык отнялся | Кто – либо внезапно потерял способность говорить (обычно от удивления, страха). | Вот вам и равенство борьбы и уравновешенность условий. Немудрено, что при таком равенстве у обвиняемого, если не совершенно отнимается язык, как в процессе о диффамации, то связывается настолько, что о равенстве оружия не может быть и речи. (Александров П.А.) |
Петь с чужого голоса | Повторять то, что уже сделано, сказано кем – либо; повторяться. | Предполагая в Галиче свидетеля, поющего с чужого голоса, противники забывают, что дружба Карицкого и Галича, если существует, сильна верой в честность Карицкого, что дружеская услуга Галича Карицкому, простирающаяся до укрывательства его вины, была бы странностью. (Ф.Н. Плевако) |
Связать по рукам и по ногам | Лишить свободы действий, поступков. | При таких обстоятельствах заявлять превосходство своего офицерского звания над человеком, который связан по рукам и по ногам военной дисциплиной, звать его по этому частному делу в квартиру Даниловой было действием совершенно неправильным. (Спасович В.Д.) |
Информация о работе Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста