Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:24, доклад
Положительная роль техники была зафиксирована еще в античном обществе. Демокрит отмечал, что когда "ничего полезного для человека не было изобретено", люди вели трудную жизнь2. По мнению древнеримского мыслителя Лукреция, общество обогатили нововведениями те, кто «даровитее был и умом среди всех выделялся»3.
Техника детерминировала развитие и общественных отношений, влиявших на формирование социальных качеств граждан. Не природа, а общественное отношение делает одного рабом, а другого — рабовладельцем. Так надо ли только расхваливать технику?
Хайдеггер напоминает
слова любимого им поэта Гельдерлина:
«Но где опасность, там вырастает и спасительное».
Немецкий философ
Г.Глокнер спасительное видел в природе.
«Сила не у нас. Мы только пользуемся ею,
и это возлагает на нас тяжелую ответственность.
Но даже в том случае, когда мы все начинаем
разрушать, вечные законы сохранят бытие
от впадения, в хаос. Для техника, равно
и для философа, в этом скрыто глубокое
чувство успокоения»8.
Вряд ли спасительное
следует связывать с вечными
законами природы, с убеждением, что
природа неуничтожима и вечна. Опасность
в самой культуре, и спасительное
следует искать в ней же. Общество должно
отказаться от абсолютизации субъективно-объективного
отношения в своей научной и практической
деятельности. Его следует дополнить принципом
выживания, что требует как внесения в
культуру запрета на многие инженерные
проекты, так и экологизации всей техники.
Культ техники должен быть существенно
ограничен.
Особенно опасен
он в научно-техническом познании,
инженерном проектировании и техническом
творчестве. Техническая грамотность
населения необходима, но техническое
творчество должно изменить свою мировоззренческую
направленность. Как земледелие нуждается
в биологизации, так и техническое творчество
— в экологизации, в природной мудрости,
исключающей отделение формы и материи
друг от друга.
1 Гегель
Г. Наука логики. Т. 3. М., 1972. С.199.
2 Демокрит в его фрагментах
и свидетельствах древности. М., 1935. С. 135.
3 Лукреций. О природе
вещей. М., 1946. С. 346.
4 Антопология кинизма.
М., 1984. С. 166.
5 Аристотель. Сочь.:
В 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 98.
6 Бергсон А. Творческая
революция. М. СПб., 1914. С. 124.
7 Хайдеггер М.
Время и бытие. М., 1993. С. 234.
8 Glockner H. Philosophie und Technik. Krefeld. 1953. S. 28.
Информация о работе Роль техники и технологии в процессе развития культуры