Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:24, доклад
Положительная роль техники была зафиксирована еще в античном обществе. Демокрит отмечал, что когда "ничего полезного для человека не было изобретено", люди вели трудную жизнь2. По мнению древнеримского мыслителя Лукреция, общество обогатили нововведениями те, кто «даровитее был и умом среди всех выделялся»3.
Техника детерминировала развитие и общественных отношений, влиявших на формирование социальных качеств граждан. Не природа, а общественное отношение делает одного рабом, а другого — рабовладельцем. Так надо ли только расхваливать технику?
Вряд ли кто усомнится
в том, что техника лежит в
основе культуры. Человек обязан ей
своим становлением. Хотя технические
устройства — природные тела, все
они суть материальные ценности. Каждое
из них обладает полезностью, которая
не падает с неба, а формируется
мастером. И вследствие этого оно
не только явление культуры, но и
мера культурного развития общества.
Кроме того, техническое
устройство - инструмент целесообразной
деятельности человека. Гегель писал:
«Средство есть объект, находящийся
на стороне цели содержащей ее деятельность»1.
Прогрессируя техника
определила культурный образ жизни человека.
Она содействовала повышению эффективности
трудовых усилий ра6отника и рационализации
хозяйственного и бытового уклада.
Положительная роль
техники была зафиксирована еще
в античном обществе. Демокрит отмечал,
что когда "ничего полезного для человека
не было изобретено", люди вели трудную
жизнь2. По мнению древнеримского мыслителя
Лукреция, общество обогатили нововведениями
те, кто «даровитее был и умом среди всех
выделялся»3.
Техника детерминировала
развитие и общественных отношений,
влиявших на формирование социальных
качеств граждан. Не природа, а общественное
отношение делает одного рабом, а другого
— рабовладельцем. Так надо ли только
расхваливать технику?
Древнегреческий мудрец
Диоген Синопский говорил, что первые
люди были счастливы жить в девственной
природе. «Последующим поколениям не принесли
пользы для жизни ни их хитроумие, ни многочисленные
изобретения, ни их машины»4.
Таким образом, уже
в античном обществе обнаружилось,
что исторический путь, на который
вступил человек, полон риска, и
достаточно извилист и что крупные
повороты социальной истории способны
преподносить неожиданные сюрпризы.
Аристотель зафиксировал
глубокое различие между природой и
техникой. Естественные объекты возникают
сами по себе, в результате реализации
заложенных в природе возможностей.
Часть своих возможностей природа
сама, по себе не может реализовать.
Иное дело социально-исторический процесс.
«Искусство в одних случаях завершает
то, что природа не в состоянии
произвести, в других же подражает
ей»5. И то, что человек оказывается
способным завершать то, что природа
не может сделать, таит в себе огромную
опасность.
Итак, человек, создав
технику, получил возможность менять
условия своего существования и
меняться сам. При этом он стал основоположником
принципиально нового объективного
процесса — культурного, когда форма
и материал оказались в разных
руках (человека и природы), а изделия
мастера обрели собственную основу
и получили возможность функционировать
наряду с человеком и в определенной
степени дистанцироваться от природы.
Все эти последствия
технического прогресса не могли
не стать предметом дальнейшего
культурологического анализа, который,
разумеется, следовал за изобретательством
и стал особенно интенсивным, когда
обозначился культ техники. Подчиняется
ли деятельность человека структуре природного
мира или же она автономна и человек может,
уверовав в хитрость своего разума, наделать
глупостей в отношении природы, в чем особенность
тех возможностей, которые сама природа
не в состоянии реализовать, и является
ли человек адекватным дополнением этих
возможностей — все эти вопросы постепенно
встали перед культурологией в последующие
столетия.
Если техника —
законное достояние всей культуры,
каждый народ в той или иной
степени создал соответствующие
своим возможностям и потребностям
технические средства, то только западноевропейская
культура обогатила себя культом
техники. Культ техники готовился
на протяжении ряда столетий. Роджер Бэкон,
Френсис Бэкон, Р.Декарт, французские
материалисты XVIII в. и многие другие сулили
обществу и господство над природой, и
материальное благополучие, и здоровое
существование и т.д., если оно возьмет
на вооружение формулу «знание — сила»,
познает законы природы и материализует
их в разнообразных машинах.
Культ техники укоренился
в обществе в результате технической
революции конца XVIII — начала XIX в.
Машина стала идолом для западноевропейского
политика и обывателя. Одним из первых
сделал из нее абсолютного героя
французский философ А. Бергсон.
«Через тысячи лет, когда прошлое отодвинется
далеко назад и будет вырисовываться только
в главных своих очертаниях, наши войны
и наши революции покажутся совсем незначительной
вещью, — если допустить, что еще будут
вспоминать о них, — но о паровой машине
со всеми сопутствующими ее изобретениями
будут, может быть, говорить, как мы говорим
о бронзе и тесаном камне: она послужит
для определения эпохи»6.
Первая техническая
революция вызвала к жизни
и целую армию инженеров, которые
объективно стали выполнять роль жрецов
технического бога. Техническая грамотность
стала теснить художественную литературу,
живопись и музыку. В развитых странах
появились мощные политехнические институты,
ставшие своеобразными храмами культа
техники.
Культ техники породил
многочисленную философскую литературу,
в которой нашло свое отражение
противоречивое отношение общества
и к самой технике, и к ее
культу. Спор о технике фактически
начал Э. Капп, автор книги «Основы
философии техники». Он придерживался
антропологического подхода к проблеме
и полагал, что машина — это счастливая
проекция человеческого организма.
Свою метафизику
машины Капп построил на убеждении, что
биологическая эволюция — творческий
фактор становления человека. Взаимодействие
целостности организма и его
органов лежит в основе эволюции.
В конце концов, активность природной
души, воплощающейся в функциональной
целостности организма, достигает
некоторой критической отметки
и начинает экспансию вовне. Техника
— это и есть органопроекция,
знаменующая собой возникновение человека.
Конечно, с некоторой
натяжкой можно органопроекцию трактовать
как начало культуры, так как Капп делает
акцент не на том, что техника включена
в природу, а на том, что она возникает
из нее как качественно новое реальное
состояние. Но только в этом случае сам
культурный процесс надо понимать как
ступень жизненной силы. Именно витализм
и оттолкнул от него многих культурологов.
Оценку техники
с позиций культуры продолжил
А. Дюбуа-Реймон. В своей книге «Изобретение
и изобретатель» он поставил вопрос о
соотношении общественных потребностей
и явлений природы. Культура повлияла
на потребности людей. Из объективных
они в определенной степени стали трансформироваться
в субъективные. Полезность, престижность,
прихоть и каприз деформирующим образом
воздействовали на мотивы изобретательства.
Культура не обнаружила в себе механизма
запрета на политические амбиции, национальный
и классовый эгоизм, потребительство и
погоню за престижем и модой. Культурные
запреты смогли бы избавить общество от
многих бесполезных и вредных технических
изделий.
Метафизический спор
о технике продолжил М.
В таком способе
раскрытия еще нет ничего опасного
для человека. Он содержит лишь произведение
инструмента. Но люди не довольствуются
им и попадают под власть производяще
- добывающего раскрытия потаенного. В
результате этого они создают машины,
с помощью которых человек, по мнению Гегеля,
обманывает природу, и обман мстит обманщику.
В машине человек заставляет природу работать
на себя, и это не остается безнаказанным.
Машинная техника
— это состояние в наличии.
Этим термином Хайдеггер называет техническое
устройство, готовое к выполнению
некоторой функции. Самолет готов
транспортировать пассажиров. Атомная
бомба — произвести разрушения.
И т.д.
Производяще - добывающее
раскрытие потаенного образует, по мнению
Хайдеггера, сущность техники. Ее Хайдеггер
называет Ge-stell. Ge-stell — это понятие, обозначающее
сущность техники, захватывающей человека,
подчиняющей его себе. Человек сам оказывается
затребованным и обезличенным машинной
техникой.
Идеи Хайдеггера
перекликаются с тем, что в
свое время говорил Аристотель. Техника
материальна, обладает особым онтологическим
статусом. С одной стороны, она
природное тело, но с другой, —
социальная полезность. Оставаясь культурной
ценностью, машинная техника во все
большей степени реализует
Природа не создает
кентавров, в ней форма и материал
едины. С самыми лучшими побуждениями
человек пытается обмануть природу, навязать
ей такую форму, которая чужда её естеству.
Но физико-химическое содержание природных
процессов нельзя формально изменить.
Через технику в социально - исторический
процесс врываются радиация и микроволновая
вибрация, агрессивность химических реакций
и электромагнитные поля. При этом перевод
природных потенций в мир человека не
техничен, а социален. И этот перевод не
прихоть человека, он онтологически предопределен.
Природные потенции можно актуализировать
лишь с помощью техники. Как покоряющую
души людей силу золота можно перевести
из сферы сокрытости в сферу истины только
с помощью меновых отношений, так и силу
пара, электричества и т.д. можно ввести
в предметный мир человека с помощью конструирования
соответствующих деталей, узлов и механизмов.
В своем взаимоограничении, определении
и дополнении технические компоненты
и превращаются в кентавров, получеловека,
полулошадь, воплощение невоздержанности,
бездуховности и буйства. И человек оказывается
затребованным в этот полуестественный,
полуискусственный мир. И не он хозяин
этого мира, его человеческая сущность
испытывает страх и беспокойство.
Включая в социально-исторический
процесс природные силы, человек
не может с уверенностью сказать,
что он культурно адекватен этим
силам. В природе подобная ситуация
невозможна. Все, что стихийно реализуется
в естественном царстве, адекватно
природной системе. Стихийное конструирование
природой ядерных процессов регулируется
природной системой. Всему свое время
и место. Естественные на Солнце, термоядерные
процессы на Земле превращаются в
состояние - в — наличии, ждущее своего
часа, хотя для них уже давно
прошло время, и им нет места на
нашей планете.
Включение в социально-исторический
процесс атомной, энергии группой
американских физиков не дополнялось
адекватно подготовленным человеком.
В социально-культурном отношении
общество и до сих пор не готово к безопасному
для людей использованию атомной энергии.
И атомная техника стала без вины виноватой.
Таким образом, Хайдеггер
по-своему объясняет, что далеко не
все нереализованное природой безопасно
для человека. Многим потенциям природы
в социально-культурном плане человек
просто не адекватен. И сам способ
перевода природных сил в общественную
жизнь — своеобразный вызов ему
и судьбе, от которой он не может
уйти. И в этом отношении человек
в зависимости от техники, хотя ему
кажется, что он ее создатель и
хозяин. «Опасна не техника сама
по себе. Нет никакого демонизма
техники; но есть тайна ее существа.
Существо техники как миссия раскрытия
потаённости — это риск»7.
Спор о технике
исключительно полезен для
Техника — это
особое явление культуры, это сформированная
мастером природная материя. Тем
самым объективный процесс как
бы раздваивается на естественный и
культурный. Естественный характеризуется
единством формы и материала; культурный
же — их разрывом. Форма оказывается на
стороне человека, субъекта, а материал
— на стороне природы, объекта. Беря на
себя ответственность формирования природной
материи, человек вступает на рискованный
путь развития. Созданные, инженером устройства
— «нечто внешнее по отношению к творцу»
(Аристотель), обладающее своими законами
функционирования, с которыми вынужден
считаться их создатель. Искусственно
созданные материальные устройства, объекты,
цивилизация набирают силу и становятся
в определенном отношении чуждыми человеку,
его культуре.
Техника — это
социально полезная функциональная
целостность. Ее компоненты, взаимодополняя,
ограничивая и определяя друг друга, образуют
ее основу со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Техника — это «совершенная
объективность», обладающая собственной
основой, позволяющей как бы самосовершенствоваться,
модифицироваться, перестраиваться, оптимизироваться
и т.д. В свою очередь, «совершенная объективность»
— это и есть мастерство, искусство, культура.
Таким образом, культура оказывается внутренне
противоречивой; ее успехи одновременно
ее же слабость и риск.
«Совершенная объективность»
пьянит головы недальновидных, лишенных
подлинной культуры политиков, экономистов,
философов. Культ техники обнаруживает
неадекватность социально-культурного
развития человека его индустриальной
мощи.
Не менее страшный
провал в культуре обнаруживается в
тот момент, когда техника приходит
в острое противоречие с природой
человека. Заложенный в культурном
развитии разрыв между формой и материалом
в полную меру обнаруживает себя в экологическом
кризисе. Человеческий разум хитер, но
природа мудра. В естественном процессе
форма и материя не отделены друг от друга,
и поэтому в ней невозможны кентавры, способные
погубить самих себя.
Информация о работе Роль техники и технологии в процессе развития культуры