Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:24, доклад
Положительная роль техники была зафиксирована еще  в античном обществе. Демокрит отмечал, что когда "ничего полезного для человека не было изобретено", люди вели трудную жизнь2. По мнению древнеримского мыслителя Лукреция, общество обогатили нововведениями те, кто «даровитее был и умом среди всех выделялся»3. 
Техника детерминировала  развитие и общественных отношений, влиявших на формирование социальных качеств граждан. Не природа, а общественное отношение делает одного рабом, а другого — рабовладельцем. Так надо ли только расхваливать технику?
Вряд ли кто усомнится 
в том, что техника лежит в 
основе культуры. Человек обязан ей 
своим становлением. Хотя технические 
устройства — природные тела, все 
они суть материальные ценности. Каждое 
из них обладает полезностью, которая 
не падает с неба, а формируется 
мастером. И вследствие этого оно 
не только явление культуры, но и 
мера культурного развития общества. 
Кроме того, техническое 
устройство - инструмент целесообразной 
деятельности человека. Гегель писал: 
«Средство есть объект, находящийся 
на стороне цели содержащей ее деятельность»1. 
Прогрессируя техника 
определила культурный образ жизни человека. 
Она содействовала повышению эффективности 
трудовых усилий ра6отника и рационализации 
хозяйственного и бытового уклада. 
Положительная роль 
техники была зафиксирована еще 
в античном обществе. Демокрит отмечал, 
что когда "ничего полезного для человека 
не было изобретено", люди вели трудную 
жизнь2. По мнению древнеримского мыслителя 
Лукреция, общество обогатили нововведениями 
те, кто «даровитее был и умом среди всех 
выделялся»3. 
Техника детерминировала 
развитие и общественных отношений, 
влиявших на формирование социальных 
качеств граждан. Не природа, а общественное 
отношение делает одного рабом, а другого 
— рабовладельцем. Так надо ли только 
расхваливать технику? 
Древнегреческий мудрец 
Диоген Синопский говорил, что первые 
люди были счастливы жить в девственной 
природе. «Последующим поколениям не принесли 
пользы для жизни ни их хитроумие, ни многочисленные 
изобретения, ни их машины»4. 
Таким образом, уже 
в античном обществе обнаружилось, 
что исторический путь, на который 
вступил человек, полон риска, и 
достаточно извилист и что крупные 
повороты социальной истории способны 
преподносить неожиданные сюрпризы. 
Аристотель зафиксировал 
глубокое различие между природой и 
техникой. Естественные объекты возникают 
сами по себе, в результате реализации 
заложенных в природе возможностей. 
Часть своих возможностей природа 
сама, по себе не может реализовать. 
Иное дело социально-исторический процесс. 
«Искусство в одних случаях завершает 
то, что природа не в состоянии 
произвести, в других же подражает 
ей»5. И то, что человек оказывается 
способным завершать то, что природа 
не может сделать, таит в себе огромную 
опасность.  
Итак, человек, создав 
технику, получил возможность менять 
условия своего существования и 
меняться сам. При этом он стал основоположником 
принципиально нового объективного 
процесса — культурного, когда форма 
и материал оказались в разных 
руках (человека и природы), а изделия 
мастера обрели собственную основу 
и получили возможность функционировать 
наряду с человеком и в определенной 
степени дистанцироваться от природы. 
Все эти последствия 
технического прогресса не могли 
не стать предметом дальнейшего 
культурологического анализа, который, 
разумеется, следовал за изобретательством 
и стал особенно интенсивным, когда 
обозначился культ техники. Подчиняется 
ли деятельность человека структуре природного 
мира или же она автономна и человек может, 
уверовав в хитрость своего разума, наделать 
глупостей в отношении природы, в чем особенность 
тех возможностей, которые сама природа 
не в состоянии реализовать, и является 
ли человек адекватным дополнением этих 
возможностей — все эти вопросы постепенно 
встали перед культурологией в последующие 
столетия. 
Если техника — 
законное достояние всей культуры, 
каждый народ в той или иной 
степени создал соответствующие 
своим возможностям и потребностям 
технические средства, то только западноевропейская 
культура обогатила себя культом 
техники. Культ техники готовился 
на протяжении ряда столетий. Роджер Бэкон, 
Френсис Бэкон, Р.Декарт, французские 
материалисты XVIII в. и многие другие сулили 
обществу и господство над природой, и 
материальное благополучие, и здоровое 
существование и т.д., если оно возьмет 
на вооружение формулу «знание — сила», 
познает законы природы и материализует 
их в разнообразных машинах. 
Культ техники укоренился 
в обществе в результате технической 
революции конца XVIII — начала XIX в. 
Машина стала идолом для западноевропейского 
политика и обывателя. Одним из первых 
сделал из нее абсолютного героя 
французский философ А. Бергсон. 
«Через тысячи лет, когда прошлое отодвинется 
далеко назад и будет вырисовываться только 
в главных своих очертаниях, наши войны 
и наши революции покажутся совсем незначительной 
вещью, — если допустить, что еще будут 
вспоминать о них, — но о паровой машине 
со всеми сопутствующими ее изобретениями 
будут, может быть, говорить, как мы говорим 
о бронзе и тесаном камне: она послужит 
для определения эпохи»6. 
Первая техническая 
революция вызвала к жизни 
и целую армию инженеров, которые 
объективно стали выполнять роль жрецов 
технического бога. Техническая грамотность 
стала теснить художественную литературу, 
живопись и музыку. В развитых странах 
появились мощные политехнические институты, 
ставшие своеобразными храмами культа 
техники. 
Культ техники породил 
многочисленную философскую литературу, 
в которой нашло свое отражение 
противоречивое отношение общества 
и к самой технике, и к ее 
культу. Спор о технике фактически 
начал Э. Капп, автор книги «Основы 
философии техники». Он придерживался 
антропологического подхода к проблеме 
и полагал, что машина — это счастливая 
проекция человеческого организма. 
Свою метафизику 
машины Капп построил на убеждении, что 
биологическая эволюция — творческий 
фактор становления человека. Взаимодействие 
целостности организма и его 
органов лежит в основе эволюции. 
В конце концов, активность природной 
души, воплощающейся в функциональной 
целостности организма, достигает 
некоторой критической отметки 
и начинает экспансию вовне. Техника 
— это и есть органопроекция, 
знаменующая собой возникновение человека. 
Конечно, с некоторой 
натяжкой можно органопроекцию трактовать 
как начало культуры, так как Капп делает 
акцент не на том, что техника включена 
в природу, а на том, что она возникает 
из нее как качественно новое реальное 
состояние. Но только в этом случае сам 
культурный процесс надо понимать как 
ступень жизненной силы. Именно витализм 
и оттолкнул от него многих культурологов. 
Оценку техники 
с позиций культуры продолжил 
А. Дюбуа-Реймон. В своей книге «Изобретение 
и изобретатель» он поставил вопрос о 
соотношении общественных потребностей 
и явлений природы. Культура повлияла 
на потребности людей. Из объективных 
они в определенной степени стали трансформироваться 
в субъективные. Полезность, престижность, 
прихоть и каприз деформирующим образом 
воздействовали на мотивы изобретательства. 
Культура не обнаружила в себе механизма 
запрета на политические амбиции, национальный 
и классовый эгоизм, потребительство и 
погоню за престижем и модой. Культурные 
запреты смогли бы избавить общество от 
многих бесполезных и вредных технических 
изделий. 
Метафизический спор 
о технике продолжил М.
В таком способе 
раскрытия еще нет ничего опасного 
для человека. Он содержит лишь произведение 
инструмента. Но люди не довольствуются 
им и попадают под власть производяще 
- добывающего раскрытия потаенного. В 
результате этого они создают машины, 
с помощью которых человек, по мнению Гегеля, 
обманывает природу, и обман мстит обманщику. 
В машине человек заставляет природу работать 
на себя, и это не остается безнаказанным. 
Машинная техника 
— это состояние в наличии. 
Этим термином Хайдеггер называет техническое 
устройство, готовое к выполнению 
некоторой функции. Самолет готов 
транспортировать пассажиров. Атомная 
бомба — произвести разрушения. 
И т.д. 
Производяще - добывающее 
раскрытие потаенного образует, по мнению 
Хайдеггера, сущность техники. Ее Хайдеггер 
называет Ge-stell. Ge-stell — это понятие, обозначающее 
сущность техники, захватывающей человека, 
подчиняющей его себе. Человек сам оказывается 
затребованным и обезличенным машинной 
техникой. 
Идеи Хайдеггера 
перекликаются с тем, что в 
свое время говорил Аристотель. Техника 
материальна, обладает особым онтологическим 
статусом. С одной стороны, она 
природное тело, но с другой, — 
социальная полезность. Оставаясь культурной 
ценностью, машинная техника во все 
большей степени реализует 
Природа не создает 
кентавров, в ней форма и материал 
едины. С самыми лучшими побуждениями 
человек пытается обмануть природу, навязать 
ей такую форму, которая чужда её естеству. 
Но физико-химическое содержание природных 
процессов нельзя формально изменить. 
Через технику в социально - исторический 
процесс врываются радиация и микроволновая 
вибрация, агрессивность химических реакций 
и электромагнитные поля. При этом перевод 
природных потенций в мир человека не 
техничен, а социален. И этот перевод не 
прихоть человека, он онтологически предопределен. 
Природные потенции можно актуализировать 
лишь с помощью техники. Как покоряющую 
души людей силу золота можно перевести 
из сферы сокрытости в сферу истины только 
с помощью меновых отношений, так и силу 
пара, электричества и т.д. можно ввести 
в предметный мир человека с помощью конструирования 
соответствующих деталей, узлов и механизмов. 
В своем взаимоограничении, определении 
и дополнении технические компоненты 
и превращаются в кентавров, получеловека, 
полулошадь, воплощение невоздержанности, 
бездуховности и буйства. И человек оказывается 
затребованным в этот полуестественный, 
полуискусственный мир. И не он хозяин 
этого мира, его человеческая сущность 
испытывает страх и беспокойство. 
Включая в социально-исторический 
процесс природные силы, человек 
не может с уверенностью сказать, 
что он культурно адекватен этим 
силам. В природе подобная ситуация 
невозможна. Все, что стихийно реализуется 
в естественном царстве, адекватно 
природной системе. Стихийное конструирование 
природой ядерных процессов регулируется 
природной системой. Всему свое время 
и место. Естественные на Солнце, термоядерные 
процессы на Земле превращаются в 
состояние - в — наличии, ждущее своего 
часа, хотя для них уже давно 
прошло время, и им нет места на 
нашей планете. 
Включение в социально-исторический 
процесс атомной, энергии группой 
американских физиков не дополнялось 
адекватно подготовленным человеком. 
В социально-культурном отношении 
общество и до сих пор не готово к безопасному 
для людей использованию атомной энергии. 
И атомная техника стала без вины виноватой. 
Таким образом, Хайдеггер 
по-своему объясняет, что далеко не 
все нереализованное природой безопасно 
для человека. Многим потенциям природы 
в социально-культурном плане человек 
просто не адекватен. И сам способ 
перевода природных сил в общественную 
жизнь — своеобразный вызов ему 
и судьбе, от которой он не может 
уйти. И в этом отношении человек 
в зависимости от техники, хотя ему 
кажется, что он ее создатель и 
хозяин. «Опасна не техника сама 
по себе. Нет никакого демонизма 
техники; но есть тайна ее существа. 
Существо техники как миссия раскрытия 
потаённости — это риск»7. 
Спор о технике 
исключительно полезен для 
Техника — это 
особое явление культуры, это сформированная 
мастером природная материя. Тем 
самым объективный процесс как 
бы раздваивается на естественный и 
культурный. Естественный характеризуется 
единством формы и материала; культурный 
же — их разрывом. Форма оказывается на 
стороне человека, субъекта, а материал 
— на стороне природы, объекта. Беря на 
себя ответственность формирования природной 
материи, человек вступает на рискованный 
путь развития. Созданные, инженером устройства 
— «нечто внешнее по отношению к творцу» 
(Аристотель), обладающее своими законами 
функционирования, с которыми вынужден 
считаться их создатель. Искусственно 
созданные материальные устройства, объекты, 
цивилизация набирают силу и становятся 
в определенном отношении чуждыми человеку, 
его культуре. 
Техника — это 
социально полезная функциональная 
целостность. Ее компоненты, взаимодополняя, 
ограничивая и определяя друг друга, образуют 
ее основу со всеми вытекающими отсюда 
последствиями. Техника — это «совершенная 
объективность», обладающая собственной 
основой, позволяющей как бы самосовершенствоваться, 
модифицироваться, перестраиваться, оптимизироваться 
и т.д. В свою очередь, «совершенная объективность» 
— это и есть мастерство, искусство, культура. 
Таким образом, культура оказывается внутренне 
противоречивой; ее успехи одновременно 
ее же слабость и риск. 
«Совершенная объективность» 
пьянит головы недальновидных, лишенных 
подлинной культуры политиков, экономистов, 
философов. Культ техники обнаруживает 
неадекватность социально-культурного 
развития человека его индустриальной 
мощи. 
Не менее страшный 
провал в культуре обнаруживается в 
тот момент, когда техника приходит 
в острое противоречие с природой 
человека. Заложенный в культурном 
развитии разрыв между формой и материалом 
в полную меру обнаруживает себя в экологическом 
кризисе. Человеческий разум хитер, но 
природа мудра. В естественном процессе 
форма и материя не отделены друг от друга, 
и поэтому в ней невозможны кентавры, способные 
погубить самих себя. 
Информация о работе Роль техники и технологии в процессе развития культуры