Разговорная речь и ее важнейшие признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:51, реферат

Краткое описание

Разговорная речь и ее важнейшие признаки
Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи
Стили общения и причины коммуникативных неудач
Характеристика жанров речевого общения
Правила этики общения

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.34 Кб (Скачать)

Речевое общение – это  мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникаций, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Речевое общение осуществляется между многими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Это общение обоюдно, оно сознательно  и целенаправленно. Формой речевого общения является речевое поведение  собеседников, а содержание – их речевая деятельность. Речевая деятельность и речевое поведение отличается друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом  речевого поведения выступают отношения  между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие  протекания общения – стиль общения. Выделяют несколько стилей общения:

  • Общение – устранение (авторитет одного из собеседников держится на страхе). 
  • Общение – заигрывание (собеседник стремится понравиться).
  • Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники, не раскрывают себя).
  • Общение дружеского расположения.
  • Общение – совместная увлеченность познавательной деятельностью.

Эффективность речевой коммуникации – достижение адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого  сообщения.

Условия, способствующие эффективному обмену информацией – это потребность в общении, настроенность на мир собеседника, умение слушателя проникнуть в замысел, знание норм речевого этикета. Очень важно задать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только язык. Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения разговора. К принципам речевой коммуникации относится:

  • Принцип последовательности – смысловое соответствие ответной реакции, т.е., ожидание реплики соответствующего типа;
  • Принцип предпочитаемой структуры – особенность речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами;
  • Принцип вежливости состоит из ряда максим: максима такта, максима великодушие и одобрения, максима согласия. Важными критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности и критерий искренности.

Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные высказывания, унижение чувства собственного достоинства партнера. Необходимым условием эффективности речевой коммуникации является умение слушать.

Языковая данность «речевое общение» во многом формируется неязыковыми  факторами и конструирует внеязыковые  сущности: отношения, действие, состояние, эмоции, знания, убеждения и т. д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не всегда зависят  от выбора говорящими языковых форм.

Коммуникативные неудачи  — это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Неблагоприятные факторы, приводящие к коммуникативной неудаче:

1. Чуждая коммуникативная  среда сводит усилия участников  общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних лицах собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего речевого поведения. Малая степень знакомства может усугубить дискомфортность и затруднит поиски «общего языка». В такой неблагоприятной ситуации может оказаться студент, пришедший в гости к своему сокурснику в общежитие; подруга, навестившая подругу на ее работе.

2. Серьезным основанием  для отчуждения участников разговора  может быть нарушение паритетности  общения. В данном случае также  имеет место нарушение правила  солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминировании  одного из участников разговора:  начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов восприятия и правильной интерпретации сказанного, превращая, таким образом, диалог в монолог. При этом определяющую роль играют такие факторы, как психологические черты участников общения, социальный статус, эмоциональные отношения, культурные навыки.

3. Коммуникативные замыслы  собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое  речевое общение будет pитуализовано. В ритуализованной реплике все прагматические характеристики речи (кто — кому — что — почему — зачем) нивелируются: нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику, т. е. этические нормы, а также имеет место употребление «набора слов» к случаю. Говорящий не проверяет «ценность» своего высказывания по вниманию слушателя, его соучастию в разговоре, в создании содержательной канвы общения. Конструкции-клише типа Это мы уже проходили, расхожие суждения, безапелляционные высказывания — все это сужает сферу возможного употребления слов, практически ограничивая ее шаблонными выражениями, в которых нет динамики чувства-мысли. В ритуализованных высказываниях (и диалогах в целом) нарушена живая нить разговора — связь говорящего и слушающего: «я говорю», «тебе говорю»; адресат лишен возможности слышать открыто выраженную аргументацию, а говорящий скрывает свое мнение под «известным» мнением «всех».

4. Причиной нарушения  контакта с собеседником и  прекращения разговора может  быть неуместное замечание в  адрес слушателя по поводу  его действий, личностных качеств,  которое может быть истолковано  как недоброжелательное отношение  говорящего (нарушение правила кооперации, солидарности, релевантности). Неуместность  может быть вызвана неспособностью  говорящего уловить настроение  собеседника, определить ход его  мысли. Это характерно для разговоров  между малознакомыми людьми. Несовпадение  социокультурных особенностей участников общения также может повлечь за собой неуместные фразы, приводящие к коммуникативному провалу.

5. Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются. И если устранение причин неудачного общения, лежащих в сфере социокультурных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий (приятие / неприятие действий или черт характера собеседника), в принципе невозможно, то непонимание, вызванное низким уровнем языковой компетенции, преодолимо. Дискомфорт общения, неправильная интерпретация и отчуждение возникают в случае неправильной линейной организации высказывания. Синтаксические ошибки в согласовании, нанизывание падежей, усеченные предложения, недоговоренность, перескакивание с одной темы на другую, пусть и близкую, — все это вызывает напряженность внимания и неосуществление коммуникативных ожиданий слушающего. Ситуация усугубляется быстрым темпом речи, паузами обдумывания (запинками). Если при этом говорящий информирует слушателя по теме, известной ему, то слушателю приходится проделывать большую «работу» по домысливанию общей картины, а если тема сообщения неизвестна адресату, то говорящий рискует оказаться непонятым. Иллюстрацией подобных коммуникативных неудач может служить диалог между двумя школьниками, когда один из них рассказывает приятелю о своих впечатлениях по поводу увиденного вчера боевика. А.: Он как жахнет его ... Ну я вообще ... — Б.: Кто? Кого? — А.: Ну этот, который вначале ... — Б.: А тот? — А.: А что тот? Тот больше не лез ...

 

 

 

 

 

 

4. Характеристика жанров речевого общения

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено  Аристотелем. Большая роль в выделении  бытовых речевых жанров принадлежит  М. М. Бахтину.

По типам коммуникативных  установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической  и монологической речи различаются  следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка,  дневник и др.

1. Беседа. Это жанр речевого  общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение). Жанр беседы — это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия. Обмен информацией в беседе может быть одной из фаз речевого взаимодействия, вспомогательной тактикой.

2. Разговор. В этом жанре  может реализоваться как кооперативная,  так и некооперативная стратегия.  По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность — характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор.

3. Спор. Спор — это обмен  мнениями с целью принятия  решения или выяснения истины. Различные точки зрения по  тому или иному вопросу, тем не менее, имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, — заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора — поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.

Конструктивным началом  в этом жанре речевого общения  является подчеркивание собеседниками  общности взглядов, общности позиций. Декларация непогрешимости собственного взгляда, наоборот, ведет к коммуникативной  неудаче. В теории спора существует правило «презумпции идеального партнера», которое ставит в центр  внимания предмет спора и запрещает  затрагивать личные качества партнеров. Выражение несогласия говорящим, изложение  его точки зрения, приведение доводов  ее истинности целесообразно с использованием так называемых глаголов мнения (считаем, полагаем возможным и т. п.).

В бытовых спорах при стратегии  примирения позиций уместна тактика  изменения темы: например, высказывание типа: Давайте лучше о погоде. В любых спорных ситуациях  к партнерам следует относиться уважительно, смотреть как на равных себе.

4. Рассказ. Это жанр  разговорной речи, в котором преобладает  монологическая форма речи внутри  диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения — солидарность, согласие, кооперация, «разрешение» одному из участников осуществить свою коммуникативную интенцию, которая в основном сводится к информации. Темой рассказа могут быть любые событие, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами-вопросами или репликами-оценками, на которые рассказчик отвечает с той или иной степенью полноты.

Характерная черта жанра  рассказа — целостность передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретируя реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивает  их.

5. Письмо. Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. Регулярность переписки определяется рядом факторов: а) отношениями между участниками этого вида речевого общения; б) внешними обстоятельствами переписки; в) актуальностью для адресата тем; г) частотностью переписки.

И. Н. Кручинина, анализируя стилистические особенности этого  жанра, приходит к выводу о том, что  непринужденность отношений с адресатом  — главное условие переписки, а отсутствие этой предпосылки обычно сразу же ощущается как препятствие  для общения и может даже привести к его прекращению.

Прагматическое условие  солидарности и согласия в жанре  письма находит свое формальное выражение  в «формулах» приветствия и прощания, берущих свое начало в глубине  веков.

 

 

 

 

 

 

5. Правила этики общения

Речевой этикет – разработанные  правила речевого поведения, система  речевых формул общения. Степень  владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности  человека. Знание правил и их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверено и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий. Соблюдение этикета людьми имеет воспитательное значение и  невольно способствует повышению культуры общества. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, ведущих  деловой разговор: социального статуса  субъекта и адресата общения, их места  и профессии, возраста, пола. Речевой  этикет имеет, национальную специфику, т.е., каждый народ создал свою систему  правил речевого общения.

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного  речевого общения: с доброжелательного  отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на мир  собеседника, искреннего выражения  своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли  в ясной форме, ориентируясь на мир  знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

Информация о работе Разговорная речь и ее важнейшие признаки