Разговорная речь и ее важнейшие признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:51, реферат

Краткое описание

Разговорная речь и ее важнейшие признаки
Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи
Стили общения и причины коммуникативных неудач
Характеристика жанров речевого общения
Правила этики общения

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.34 Кб (Скачать)

Введение.

Когда люди встречаются, они  разговаривают. Не всегда, не везде, но в большинстве случаев. Они могут вступать в контакт, даже находясь далеко друг от друга, используя письменную речь. Речь - это то, что составляет саму суть социального взаимодействия, а самые разнообразные виды разговоров - от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступлений в средствах массовой информации – становятся предметом теории речевой коммуникации.

Разговорная речь играет очень  большую роль в жизни людей. Это  та разновидность языка, которая  используется повседневно в процессе неофициального общения. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования  человеческого общества.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.

«Чтобы полноценно общаться, – пишет А.А. Леонтьев, – человек должен располагать целым рядом умений. Он должен быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет не эффективным».

 

 

 

 

  1. Разговорная речь и ее важнейшие признаки

Среди функциональных разновидностей языка, особое место занимает разговорная  речь.

Разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного  языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют  единую кодифицированную основу, то разговорная  речь противопоставляется им как  некодифицированная сфера общения. Кодификация — это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. Нормы и правила разговорного общения не фиксируются.

Основная сфера реализации разговорной речи – повседневная обиходная коммуникация, протекающая  в неофициальной обстановке.

Языковеды, изучая устную речь, сделали вывод, что она структурно отличается от письменной. В основе своей они сходны, иначе нельзя было бы прочитанное пересказать, а сказанное записать. Если в письменной речи один канал информации, то в устной два: а) информация, которая содержится в произнесённых словах и б) информация, которую получают помимо слов, которая сопутствует речи в той или иной мере связана со словами.

Важно подчеркнуть, что разговорная  речь - это особая функциональная разновидность  именно литературного языка (а не какая-то нелитературная форма). Неверно  думать, что языковые особенности  разговорной речи - это речевые  ошибки, которых следует избегать. Отсюда вытекает важное требование к  культуре речи: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить по-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей.

Разговорная речь характеризуется  тремя экстралингвистическими, внешними по отношению к языку, признаками. Важнейшим признаком разговорной  речи является ее спонтанность, неподготовленность.

Второй отличительный  признак разговорной речи состоит  в том, что разговорное общение  возможно только при неофициальных  отношениях между говорящими.

И, наконец, третьим признаком  разговорной речи является то, что  она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих. Такое участие говорящих в коммуникации очевидно при диалогическом общении, но и при общении, когда говорит в основном один из собеседников, другой собеседник не остается пассивным; он, так сказать, имеет право, в отличие от условий реализации монологической официальной речи, постоянно «вмешиваться» в коммуникацию, соглашаясь или не соглашаясь со сказанным в форме реплик Да, Конечно, Хорошо, Нет, Ну это, или же просто демонстрируя свое участие в коммуникации междометиями типа Угу, реальное звучание которых трудно передать на письме.

Несомненным является то, что  особенности разговорной речи наиболее ярко выражаются при ощущении раскованности, непринуждённости, что бывает, прежде всего, при общении родственников, друзей, близко знакомых людей и  менее ярко выражено при общении  незнакомых, случайно встретившихся  людей. Кроме того, разговорная речь - средство общения не с массами, а с одним - двумя, реже пятью - шестью людьми. Это свойство разговорной речи можно назвать персональностью общения. При этом более ярко особенности разговорной речи проявляются в тех случаях, когда разговаривающие не только слышат, но и видят друг друга, те предметы, о которых идет речь, и менее ярко - в разговорах по телефону. Это свойство разговорной речи можно назвать ситуативностью общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов и интонации, но также мимики, жестов).

Разговорная речь не кодифицированная, но нормированная разновидность  литературного языка. Нормы разговорной  речи основываются на тех ее особенностях, которые широко распространены в  речи культурных носителей русского языка и не вызывают осуждения  в условиях разговора. Нарушает нормы  разговорной речи использование  жаргонизмов, недопустимых в литературном языке выражений (ругательств), безграмотных оборотов. Разумеется, за пределами  разговорной речи оказываются диалектные черты в произношении (сястра), диалектные слова (чапельник вместо сковородник), просторечные таперича, оттель, покеда, ехай, голодуете и т.д. Эти нормы разговорной речи совпадают с нормами других разновидностей литературного языка.

Но есть нормы, присущие разговорной  речи и отличающие ее от других разновидностей литературного языка. Так, нормативны для разговорной речи неполные ответы и не нормативны (хотя могут встретиться) полные ответы. Нормативно коллективно  замкнутое обозначение предметов, учреждений, районов города и т.д. (Поехали на Кировский, т.е. на Кировский рынок). И ненормативны официальные развернутые обозначения (длиннозерновой пропаренный рис, универсальная электрическая пароварка) и названия (Самарская государственная академия путей сообщения).

Рассмотрим последовательно  фонетические нормы разговорной  речи, а затем лексические, морфологические  и синтаксические нормы и особенности, присущие ей.

 

 

 

 

2. Особенности  фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной  речи

Фонетические  нормы. В отличие от фонетических норм официальной литературной речи, разговорная речь характеризуется значительно меньшей четкостью произношения. В связи с тем, что, как правило, в разговорной речи сообщается о знакомых, известных собеседнику фактах, говорящий не напрягает свои органы речи. Звуки произносятся нечетко, концы слов и особенно фраз проглатываются, произношение многих слов настолько упрощается, что выпадают целые слоги.

Морфологические нормы и особенности разговорной  речи.

Морфологическая особенность  разговорной речи состоит в специфическом  для нее соотношении частей речи. Для разговорной речи характерно особое соотношение частей речи, отличное от употребления их во всех видах письменной речи: так, если в разговорной речи на 1000 слов существительных встречается 130-140, то в письменной их уже более 200; прилагательных соответственно 35-39 и 62; зато местоимений 175 и 110; частиц 120-131 и 78.

Разговорной речи не свойственно  употребление кратких форм прилагательных.

Для разговорной речи характерно своеобразное использование падежных форм. Это проявляется, например, в том, что для письменной речи типично преимущественное использование форм родительного падежа, а для разговорной - именительного и винительного. Разговорная речь мало использует косвенные падежи.

Для разговорной речи характерно также свое, особое использование  глагольных форм. Так, в разговорной  речи причастия употребляются редко, а если и употребляются, то почти  исключительно страдательные прошедшего времени. Не свойственны разговорной  речи и причастные обороты.

В разговорной речи возможны только такие причастия или деепричастия, которые выполняют функции обычных  прилагательных или наречий и  не являются центром причастных или  деепричастных оборотов, пример: знающие люди, решающее значение, блестящее стекло; шла не сворачивая, пришли в одно время не сговариваясь, отвечает не задумываясь.

В разговорной речи фактически на равных употребляются и настоящее, и прошедшее, и будущее время  в зависимости от содержания разговора. Не только не выдерживается единый временной план, типичный для письменной речи, но и временные формы используются весьма свободно: настоящее и прошедшее в значении будущего, настоящее и будущее в значении прошедшего.

Синтаксические  нормы и особенности разговорной  речи. Для разговорной речи особенно характерно синтаксическое своеобразие. Прежде всего, оно проявляется в использовании коротких простых предложений, как бы нанизанных друг за другом.

Невозможность продумывания фраз до их проговаривания мешает широко использовать в разговорной речи развернутые и сложные предложения, даже если говорит ученый, привыкший  к научному стилю не только в письменной, но и в устной речи.

В условиях непосредственного  персонального общения такая  речь нормальна и естественна. Длинные, особенно сложно развернутые предложения  в разговорной речи просто невозможны, так как ни говорящий, ни слушающий не в состоянии с ними справиться. Дело в том, что и говорить и понимать услышанное человек может благодаря работе так называемой оперативной памяти. В ней удерживается начало высказывания, его продолжение и конец. Но объем оперативной памяти очень невелик: 7 + 2 элемента.

Сложно организованные предложения  нарушают нормы разговорной речи, делают ее книжной, канцелярской, несколько  искусственной.

Словосочетания в разговорной  речи очень редки, объединение слов в единое целое в основном достигается  при помощи интонации. Отсутствие синтаксических связей между словами объясняется  предпочтением именительного падежа всем косвенным.

Синтаксическими особенностями  объясняются некоторые фонетические особенности разговорной речи. Известно, что громкость начальных слов фразы, как правило, намного превышает  громкость конечных. Концы фраз в  разговорной речи проглатываются, они  почти не слышны.

Эти особенности объясняются  тем, что в разговорной речи иные, чем в письменной речи, нормы расположения слов. Дело в том, что в разговорной  речи все важное передвигается к  началу предложения, так как все  конечное ненадежно для восприятия. Поскольку мысль формируется  от чего-то важного, основного, с него и начинается сообщение. Эти две стороны общения (для кого-то и что именно) определяют собой разговорный порядок слов. Ритм разговорной речи усиливает основную тенденцию расположения слов. В результате действия психологических, а возможно, и физиологических факторов в разговорных фразах ритмически чередуются ударные и безударные слова, причем самые важные располагаются в начале (как во фразе, так и в каждой ее порции - в речевом такте): Не надо (мне_ никаких (подарков).

Лексика. В разговорной речи почти нет каких-то особых неизвестных в кодифицированном языке слов. Ее лексические особенности проявляются в другом: для разговорной речи характерна развитая система собственных способов номинации (называния). К числу таких способов относятся:

— семантические стяжения с помощью суффиксов: маршрутка (маршрутное такси), газировка (газированная вода);

— субстантивированные прилагательные, вычленившиеся из определительных словосочетаний путем опущения существительных: лабораторка (лабораторная работа);

— семантические стяжения способом устранения определяемого: диплом (дипломная работа), декрет (декретный  отпуск);

— семантические стяжения способом устранения определяющего: вода (минеральная вода), сад, садик (детский  сад);

— глагольные сочетания  — конденсаты (стяжения): поступать (в учебное заведение), отметить (праздник), снять (с занимаемой должности);

— метонимии: тонкий Платонов (тонкий том А. Платонова), длинный  Корбюзье (здание архитектора Корбюзье), быть на Фальке (на выставке художника  Р. Фалька).

Особое место среди  лексических разговорных средств  занимает имя ситуации. Имя ситуации — это конкретное существительное, которое в определенном микроколлективе может обозначать какую-то актуальную для данного коллектива ситуацию: (в ситуации хлопот по установке телефона возможно высказывание) Ну как / кончился твой телефон? (т. е. хлопоты по установке телефона); В этом году мы яблоки совсем забросили / / (заготовку яблок на зиму).

Какое же значение для культуры владения языком имеют изложенные сведения о языковых характеристиках разговорной  речи? Только одно: в условиях разговорного общения не надо бояться спонтанных проявлений разговорной речи. И, естественно, надо знать, что это за спонтанные проявления, чтобы уметь отличить их от ошибок, которые, конечно же, могут  быть и в разговорной речи: неправильные ударения, произношение, морфологические  формы и т. п.

 

3. Стили общения и причины коммуникативных неудач

Общение для человека –  его среда обитания. Без общения  невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникации – общение, обмен мнениями, – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности. Речевая деятельность человека является самой сложной и распространенной. Без нее невозможна никакая деятельность. Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Информация о работе Разговорная речь и ее важнейшие признаки