Причины упадка и гибели римской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Краткое описание

Эпоха кровавых гражданских войн, более полувека сотрясавших Рим, закончилась гибелью республики. Хитрый и умный Октавиан, принявший имя императора Августа сына божественного, железом и кровью добился высшей власти в государстве, утвердив режим принципата. Земельные магнаты, принадлежавшие к сословию сенаторов и владевшие поместьями, в которых трудились мелкие арендаторы – колоны, были разгромлены рабовладельцами. На несколько веков рабский труд стал основой экономики Римского государства.

Оглавление

§ 1. Ранняя Римская империя. 2
§ 2. Разделение Римской империи на западную и восточную перед началом ее падения. 13
§ 3. Причины упадка и гибели Римской империи. 14
§ 4. Последствия падения Римской империи. 17
§ Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

причины упадка и гибели римской империи.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

     На  этот раз государство не могло  выдержать соединенного удара кризиса  изнутри и напора варваров извне. Оно должно было пасть [4, с 52-53]. 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Последствия падения Римской империи.         

 Итак, Западная Римская империя пала. Спустя несколько столетий ей предстояло снова возродиться, но уже в другой форме. Однако Восточная империя продолжала существовать, хотя она оказалась в очень тяжелом положении, отражая нападения гуннов и других племен. Она не только выдержала эти нападения, но продолжала сохраняться из века в век, несмотря на непрерывную борьбу, которую ей приходилось вести против арабов, а позднее против турок. Она просуществовала поразительно долго, тысячу сто лет, пока наконец в 1453 году Константинополь не был захвачен турками-оттоманами, или османами. С этого времени, теперь уже на протяжении почти пятисот лет, Константинополь, или Истамбул, как называют его турки, находится в их владении. Отсюда они неоднократно совершали походы в Европу и доходили до самых стен Вены. Их постепенно теснили на протяжении последующих столетий, а лет двенадцать с лишним тому назад, во время мировой войны, они едва не потеряли Константинополь. Англичане завладели этим городом, а турецкий султан стал марионеткой в их руках. Но на помощь своему народу пришел великий вождь Мустафа Кемаль-паша. После героической борьбы он добился успеха. Турки предпочли держаться подальше от связанных с этим городом воспоминаний об империи и иметь столицей Ангору (Анкару) далеко в Малой Азии. 
            Мы быстро пронеслись почти через две тысячи лет, отметив мельком все изменения, следовавшие друг за другом, основание Константинополя и перенос столицы Римской империи в новый город. Но с Константином связано еще одно нововведение. Он обратился в христианскую веру, а поскольку он являлся императором, это, разумеется, означало, что христианство сделалось официальной религией империи. Должно быть, это было весьма удивительно — столь внезапное изменение положения христианства, его превращение из преследуемой веры в имперскую религию. Это изменение поначалу не пошло ему на пользу. Вспыхнули ссоры между различными сектами христиан. В конце концов произошел большой раскол между двумя частями христианства — латинской и греческой. Центр латинян находился в Риме, и на римского епископа смотрели как на главу церкви, позднее он стал папой Римским; центром греческой части был Константинополь. Латинская церковь распространилась во всей Северной и Западной Европе и стала называться римской католической церковью. Греческая церковь была известна как православная. После падения Восточно-Римской империи главной страной, где православная церковь процветала, была Россия. Теперь, с приходом большевизма, эта церковь, как и все прочие церкви в России, не имеет официального положения. 

           Я называю ее Восточно-Римской империей, но она между тем имела мало общего с Римом. Даже языком ее был греческий, а не латинский. В некотором смысле ее можно рассматривать почти как продолжение греческой империи Александра Македонского. У нее было мало связей с Западной Европой, хотя она долгое время и не признавала права западных стран на независимость. И тем не менее Восточная империя упорно сохраняла название Римской и народ ее назывался римлянами, как будто в слове этом было нечто магическое. Еще более удивительно другое: хотя город Рим и перестал быть столицей империи, он не утратил своего престижа, и даже варваров, шедших на его завоевание, казалось, охватывали сомнения, и они обращались с ним почтительно. Такова сила великого имени и сила идей!

            Утратив свою империю, Рим начал  строить новую, но уже иного  рода. Распространилось предание, будто  ученик Иисуса Петр явился  в Рим и стал там первым  епископом. Это придавало Риму  святость в глазах многих христиан  и усиливало значение римского  епископства. Вначале римский  епископ не выделялся среди  других, но его роль возросла  после того, как император переехал  в Константинополь. Не стало  никого, кто превосходил бы его  по положению, и как преемника  Петра его стали рассматривать  как главу всех епископов. Позднее  его стали называть папой; как  ты знаешь, папы существуют и по сей день и возглавляют римскую католическую церковь.           

 Любопытно,  что одной из причин раскола  между римской и гречески православной  церквами было почитание изображений.  Римская церковь поощряла поклонение  образам своих святых, особенно  Марии, матери Иисуса, в то время  как греко-православная резко  возражала против этого. 
            Рим на протяжении жизни многих поколений был оккупирован и находился под управлением вождей северных племен. Но и они часто признавали верховную власть константинопольских императоров. Тем временем могущество римского епископа, как религиозного главы, возрастало, пока он не почувствовал себя достаточно сильным, чтобы бросить вызов Константинополю. Когда начались осложнения по вопросу о почитании изображений, папа решил полностью отделить Рим от Восточной империи. За это время произошло многое, о чем нам придется говорить позднее,— в Аравии возникла новая религия — ислам, арабы завладели всей Северной Африкой и Испанией и доходили до самого сердца Европы; новые государства находились в процессе становления в Северной и Западной Европе, а Восточно-Римская империя подвергалась ожесточенным нападениям арабов [5, с 47-51].

               Папа попросил помощи у одного  из крупных вождей франков,  северного германского племени,  а впоследствии Карл, или Чарлз  [по-английски.— Ред.], глава франков,  был коронован в Риме в качестве  императора. Это была совершенно  новая империя и государство,  но ее называли Римской империей, а позднее «Священной Римской  империей». Люди не могли мыслить  империю иначе как римской,  и, хотя Шарлемань [по-французски.—  Ред.], или Карл Великий, как  его называли, имел мало общего  с Римом, он стал императором,  и цезарем, и августом. Новую  империю считали продолжением  древней, но к ее названию  прибавили еще одно слово. Империя  стала «Священной». Империя считалась  священной, поскольку была христианской, а папа был ее крестным отцом. 
            Вы снова можешь убедиться в удивительной силе идей. Франк, или германец, живущий в Центральной Европе, становится римским императором! А последующая история этой «священной» империи еще более удивительна. Как империя она была весьма призрачной. В то время как Восточно-Римская империя Константинополя сохранялась как государство, Западная империя менялась, исчезала и время от времени появлялась вновь. Она, конечно, была иллюзорной и призрачной, существование ее сохранялось теоретически благодаря престижу имени Рима и христианской церкви. Это была воображаемая империя, имевшая мало общего с реальностью. Кто-то, кажется Вольтер, определил «Священную Римскую империю» как нечто не являвшееся ни священным, ни римским, ни империей! Так же как некто определил Индийскую гражданскую службу, от которой, к несчастью, все еще страдает наша страна, как ни индийскую, ни гражданскую, ни службу! [6, с 21-24]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы.

   1. Игнатенко А.В. Кризис Римской  республики (историко-теоретический  аспект)//Российский исторический  журнал. -2006. - №2. - С.157

   2. История государства и права  зарубежных стран, часть 1 , под  ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниникова, М.2000г.

   3. История древнего Рима, под ред.  В. И. Кузищина, м. "Высшая школа", 2002 г.

   4. И.А. Покровский "История Римского  права", СПб 1999г.;

   5. Всеобщая история государства  и права, под ред. К.И. Батыра - М. 1998

   6. Всеобщая история. Высшее образование/  Новиков СВ., Маныкяя А.С. и др. - М.: ООО .Изд-во "Эксмо.", 2004.

Информация о работе Причины упадка и гибели римской империи