Древние германцы и Римская империя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

С началом Великого переселения народов в конце IV века германские племена расселились по всей Европе, смешиваясь с более многочисленным и часто более цивилизованным местным населением. На первых порах германцы сохраняли свой язык и этническую идентичность, но затем отдельные племена развивались независимо друг от друга и с V века создавали свою собственную историю, связанную не столько с германскими народами, сколько с историей завоёванных территорий и формированием на их базе новых этносов и государств.

Файлы: 1 файл

греция.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по  истории средних веков

 на  тему:

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ

И

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИЦЫ 6 Б КЛАССА

                                                         ГИМНАЗИИ № 140

                                                             АНТИПИНОЙ  ЮЛИИ

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2013

 

 

 

История древних германцев — история германских племён до создания первых германских государств и падения Римской империи.

Вопросы происхождения и  формирования германского этноса изложены в статье Германцы.

С началом Великого переселения народов в конце IV века германские племена расселились по всей Европе, смешиваясь с более многочисленным и часто более цивилизованным местным населением. На первых порах германцы сохраняли свой язык и этническую идентичность, но затем отдельные племена развивались независимо друг от друга и с V века создавали свою собственную историю, связанную не столько с германскими народами, сколько с историей завоёванных территорий и формированием на их базе новых этносов и государств.

Самые первые сведения о германских племенах появились  в сочинении греческого мореплавателя Пифея из Массалии (совр. Марселя), жившего во времена Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.). Пифей совершил дальнее путешествие к берегам Северного, или, предположительно, даже Балтийского моря. В пересказе Пифея Плинием где-то там обитало племя guionibus, которые продавали янтарь расположенным недалеко от них тевтонам:

«Пифей говорит, что гутоны [guionibus], народ Германии, населяет побережье океана при заливе [aestuarium, также устье реки], называемом Метуонидис [Metuonidis], на протяжении 6 тыс. стадий. Отсюда в дне плавания отстоит остров Абал [Abalum], на берега которого по весне морские волны выбрасывают янтарь, который представляет собой продукт сгустившегося моря. Жители употребляют его вместо топлива и продают ближайшим тевтонам [teutonis].»

Географические  названия, используемые Пифеем, точно не локализованы. Племя guionibus часто принимается за гутонов (готов) или переводится как inguiones, то есть племенное объединение ингевонов. Тевтоны могут быть как этнонимом германского племени, так и иметь более широкое значение «люди». После Пифея в течение более чем 2 веков сведения о германцах отсутствуют, если не считать сообщения источников о бастарнах, которых Плиний посчитал германским племенем, но с чем не соглашались другие античные авторы.

Римский мир столкнулся с  германцами впервые в ходе нашествия кимвров и тевтонов (113—101 гг. до н. э.). Это был не военный набег за добычей, но переселение целого народа из Ютландии. В 113 году до н. э. кимвры разбили в придунайской альпийской провинции Норик возле Нореи (совр. Австрия) римское войско консула Папирия Карбона и двинулись в Галлию, где позже к ним присоединились тевтоны. В 105 году до н. э. в битве при Араузионе варвары нанесли крупнейшее поражение легионам Рима, истребив от 70 до 120 тыс. римских солдат, после чего вошли в Испанию, откуда были отброшены местными племенами.

Только в 102 и 101 гг. до н. э. в 2 сражениях консул Гай Марий наголову разбил пришельцев, практически полностью уничтожив германские племена, от которых после этого в истории остались только названия. Плутарх оставил описание кимвров, которое хотя и не является свидетельством очевидца и содержит противоречия с более достоверными сведениями о германцах, представляет интерес как литературное свидетельство о самых ранних германцах:

«Конница [кимвров] выехала во всем своем блеске, с шлемами в виде страшных, чудовищных звериных морд с разинутой пастью, над которыми поднимались султаны из перьев, отчего ещё выше казались всадники, одетые в железные панцири и державшие сверкающие белые щиты. У каждого был дротик с двумя наконечниками, а врукопашную кимвры сражались большими и тяжёлыми мечами… сражавшиеся в первых рядах, чтобы не разрывать строя, были связаны друг с другом длинными цепями, прикрепленными к нижней части панциря… Римляне, которые, преследуя варваров, достигали вражеского лагеря, видели там страшное зрелище: женщины в черных одеждах стояли на повозках и убивали беглецов — кто мужа, кто брата, кто отца, потом собственными руками душили маленьких детей, бросали их под колеса или под копыта лошадей и закалывались сами.»

Юлий Цезарь, покоривший Галлию в 1-й половине I в. до н. э., вышел с римскими легионами к Рейну и вскоре столкнулся в сражениях с германцами. Его «Записки о Галльской войне» содержат первые этнографические сведения о германских племенах, общественном устройстве и нравах германцах.

В 72 году до н.э. германское племя свевов под предводительством Ариовиста перешло в Галлию, чтобы помочь кельтским племенам арвернов и секванов в их войне с эдуями, находившимися в союзе с Римом. Разбив эдуев в 61 году до н. э., Ариовист пожелал остаться и захватил часть земель своих бывших союзников секванов. Из-за Рейна в Галлию стали переселяться другие германские племена (гаруды, маркоманы, трибоки, вангионы, неметы, седузии), что вызвало обеспокоенность Рима за свои владения. В 58 году до н. э. Цезарь разгромил Ариовиста, отбросив германцев за Рейн. Победа не остановила экспансию германских племён, в 55 году до н. э. Цезарь истребляет германские племена узипетов и тенктеров, которые вторглись в Галлию через нижний Рейн. Римские легионы в эти годы впервые пересекают Рейн, а сама река на 400 лет становится северо-западной границей Римской империи. Северной границей империи к началу н. э. стал Дунай, куда вышли римляне, покорив кельтские племена.

В 9 году до н. э. римский полководец Друз Старший, последовательно разорив земли хаттов и свевов, оттеснил херусков за Эльбу. Эльба стала самым восточным рубежом в Германии, которого достигли войска Римской империи. Брат Друза и преемник на посту командующего римской армией в Германии, будущий император Тиберий, закрепил успех на завоёванных территориях между Рейном и Эльбой. Как пишет современник событий Веллей Патеркул о Тиберии: «Он окончательно усмирил Германию, почти доведя ее до состояния провинции, обложенной податью.»

Закрепиться римлянам за Рейном не удалось.

РЕФЕРАТ

 

по  истории средних веков

 на  тему:

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИЦЫ 6 Б КЛАССА

                                                         ГИМНАЗИИ № 140

                                                             АНТИПИНОЙ  ЮЛИИ

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2013

 

 

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию.

Великое переселение  можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славяне, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

Упадок Римской империи

Одной из основных причин средневекового Великого переселения народов стало ослабление Римской империи, вызванное целым комплексом этнических, географических, климатических и экономических факторов.

В политической жизни господствовал  деспотизм императорской власти и борьба за власть претендентов на престол из числа видных военачальников, что вылилось в масштабную смуту времён «солдатских императоров» III в. н. э. Армия из ополчения граждан превратилась в профессиональное объединение со всё более и более увеличивающимся процентом присутствия представителей варварских народов.

Рост населения в средиземноморском ядре империи привёл к утрате лесных угодий, постепенному опустыниванию, развитию эрозии, переориентации хозяйства на мелкое скотоводство (козы, овцы), примитивизации быта. Обезлюдению ряда ранее плодородных земель способствовал климатический пессимум раннего Средневековья.

Изменялись жизненные  устои и ценности римлян. Римская  империя позднего времени — это  типичное средиземноморское государство, в значительной степени ориентализированное, со слабой армией и смещением центра общественной жизни с внешней политики (война, торговля, экспансия) на празднества, застолья, то есть наслаждение жизнью.

Нарастание напряжённости на границах Римской империи

Внутри империи намечается постепенный сдвиг центра влияния  из Италии и Испании в сторону  более экономически активной (и не типично романской) Галлии — с большим количеством осадков и более интенсивной торговлей. В свою очередь, германские народы, жившие рядом с границей, всё более и более вовлекались в экономическую и политическую жизнь Империи. Пользуясь ослаблением границ после смуты 3 в. н. э., целые народы заселяли приграничные районы, со временем добиваясь юридического признания факта своего присутствия через институт феода, то есть фактически двоевластия на занятых территориях. Собственно римская администрация сохранялась лишь там, где продолжали существовать регулярные римские войска.

Внутренние процессы в мигрирующих сообществах

Внутренние процессы в  мигрирующих сообществах были связаны  как с увеличением их численности, так и с потребностями выжить в условиях ухудшающегося климата.

Это отразила знаменитая «легенда об олене» — о переправе гуннов (и их предшественников) через Меотиду (Азовское море) вслед за чудесно появившимся животным-проводником в благодатную землю.

Редакция Созомена является наиболее ранней и полной среди сохранившихся: «Однажды случилось, что преследуемый оводом бык перешёл через озеро  и за ним последовал пастух; увидав противолежащую землю, он сообщил о ней соплеменникам. Другие говорят, что перебежавшая лань показала охотившимся Гуннам эту дорогу, слегка прикрытую сверху водою. В тот раз они возвратились назад, с удивлением осмотрев страну, более умеренную по климату и удобную для земледелия, и доложили правителю, что они видели». Легенда отчасти подчёркивала, что переселявшиеся народы искали земли, более благоприятные по климату и удобные для земледелия. Но здесь глубины памяти уходят в античные тысячелетия, где тоже было немало «великих переселений».

Иордан, ссылаясь на сообщение  Приска, привёл легенду так: «Охотники  из этого племени (гуннов), выискивая  однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Меотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошёл в озеро и, то ступая вперёд, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Меотийское озеро, которое (до тех пор) считали непроходимым как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез».

Прокопий Кесарийский  в сочинении «Война с готами»  более развернул текст: «По их (приазовцев, киммерийцев) рассказам, если только это предание правильно, однажды  несколько юношей киммерийцев, предаваясь охоте с охотничьими собаками, гнали лань; она, убегая от них, бросилась в эти воды. Юноши из-за честолюбия ли, или охваченные азартом, или их побудила к этому какая-либо таинственная воля божества, последовали за этой ланью и не отставали от неё, пока вместе с ней они не достигли противоположного берега. Тут преследуемое ими животное (кто может сказать, что это было такое?) тотчас же исчезло , но юноши, потерпев неудачу в охоте, нашли для себя неожиданную возможность для новых битв и добычи. Вернувшись возможно скорее в отеческие пределы, они тотчас же поставили всех киммерийцев в известность, что для них эти воды вполне проходимы. И вот, взявшись тотчас же всем народом за оружие, они перешли без замедления „Болото“ и оказались на противоположном материке». Здесь гунны выступают как продолжатели киммерийцев.

Различие в образе животного-проводника (олень (самка оленя) — бык (корова)), по мнению А. В. Гадло, «свидетельствует о том, что это предание родилось и бытовало у двух различных по образу жизни и хозяйству групп  — лесных охотников и скотоводов степи».

По Е. Ч. Скржинской, «историческую  ценность в легенде об олене представляет указание места, где совершился переход  гуннов (вернее, некоторой их части) в Скифию». Другие учёные отрицают возможность  такой трактовки. Вместе с тем  по многотысячелетней традиции такого рода легенды (типа легенды об Ио) отчасти подтверждают активность именно народов Скифии (Сарматии) в истории различных «великих переселений» преимущественно в силу природно-климатических причин и в связи с перенаселённостью, отчасти с вражеским давлением.

Демографический аспект переселений

Рост благосостояния вследствие возросшей самоорганизации и  торговли со Средиземноморьем и Северным Причерноморьем приводит к демографическому взрыву у народов, населявших Скифию и Сарматию, включая и готов (сами готы себя от германцев отличали). Северная Евразия, с её холодным климатом и малоосвоенными в сельскохозяйственном отношении землями, не в состоянии была прокормить всё прирастающее население. Исход на юг, в слабозаселённые территории у границ Римской империи (это в первую очередь бассейн Рейна, Швейцария (римская Реция), Паннония и Балканы) был неизбежен и являлся вопросом времени. Правители Рима ещё более ускорили этот процесс, привлекая наёмников (аланов, готов, гуннов и т. д.) в римскую армию и раздавая их семьям наделы на окраинах империи. На эти территории соседние народы привлекали более мягкий климат, обилие сельскохозяйственной продукции, а также постепенное ослабление правительственного аппарата империи и его большая зависимость от активных и свободолюбивых выходцев из Скифии и Германии.

Бытовые контакты

Усилившиеся бытовые контакты между романским и пришлым  населением окончательно укрепили стереотипы, сохраняющиеся в Европе наших дней о представлениях этих двух групп народов друг о друге. Находившееся в кризисе римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счёт привлечения предприимчивых северных и восточных наёмников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат ещё задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов. Корнелий Сулла уничтожил к 78 году до н. э. почти 5 тыс. знатных римских граждан и враждебные этносы (самниты, этруски). Опираясь прежде всего на наёмников, он вводил угодных себе людей в сенат.

Важной опорой режима стали  отслужившие солдаты (27 легионов, более  ста тысяч человек, нередко бывшие «варвары»), расселённые по всей Италии в колониях, выведенных на земли, полученные от конфискаций (в частности, во всех городах, оказавших сопротивление). Волю получило около 10 тысяч рабов опальных римлян, при этом эти рабы постепенно достигали вершин римского общества. В первые века нашей эры на земли империи были почти полностью переселены агафирсы и бастарны, игравшие заметную роль в развитии Скифии (Сарматии) и затем заметные в жизни империи. Связи Рим — «варварский мир» более тысячи лет были сложны и многообразны, не сводимы лишь к последним векам «бытовых контактов».

Информация о работе Древние германцы и Римская империя