Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:10, реферат
В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.
Учреждения системы образования во всем мире все больше становятся трансляторами широкой гуманитарной культуры, а не узкоспециального знания, передавая своим учащимся как важнейшие навыки физического и умственного труда, так и все многообразие деятельности и общения, характерные для современной цивилизации.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Цель и задачи курса ………………………………………………………..3
2. Сущность, структура и функции культуры……………………………......5
3. Культурология как наука. Предмет и метод культурологического исследования…………………………………………………………………..10
Заключительная часть (подведение итогов)…………………………………16
Список используемой литературы…………
- преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;
- рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;
- интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных (определенных) формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, этносоциальной, научной и др.).
Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет и практическое применение. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ, в социально-культурной практике.
Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.
Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает ее философское осмысление разных стадий эволюции. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Философия культуры раскрывает общественную жизнь людей как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами взаимозависимости многообразных проявлений деятельности человека в различных типах культур.
Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в области культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Ею исследуются социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интереса, вкусы, ориентации, изучаются учреждения культуры, события культурной жизни. В поле внимания социологии культуры входят общественное мнение, художественная критика, выражающие отношение общественности к событиям культурной жизни.
Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Она соприкасается с этнографией, использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические типы. Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах.
Психология культуры рассматривает явления душевной жизни в их культурно-историческом понимании. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.
Предметом исследования истории культурологии являются культурологическое аспекты человеческой мысли. Она рассматривает динамику представлений о культуре на разных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.
История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, просвещения, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.
Заключение
Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.
Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.
Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.
В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.
Список используемой литературы
1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. - М., 1999.
2. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
4. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
5. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
6. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.
7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
8. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
9. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. - 2005. - №1.
10. Человек и общество. / Культурология. Словарь-справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.
10
Информация о работе Предмет культурологии как науки. Основные функции и сущность культуры