Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:59, реферат
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др [8, 93]. Данная работа посвящена изучении молодежной субкультуры.
ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни [7, 11].
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др [8, 93]. Данная работа посвящена изучении молодежной субкультуры.
Субкультура (подкульту́ра, лат. sub — под, + культура) – это понятие, которое можно рассматривать как:
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее [12, 137-138]. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Каковы
же основные черты молодежной субкультуры?
Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций [7, 26].
Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности [12, 58-59]. Опрос 120 учащихся 1-2 курсов УО «Оршанский государственный колледж железнодорожного транспорта» позволил выделить следующие причины, которые побуждают их войти в ту или иную неформальную молодежную группу:
Таким
образом, факторами, способствующими
возникновению неформальных молодежных
групп, являются: невозможность самореализации
в кругу семьи, в школе, институте
или формальных общественных организациях,
отсутствие взаимопонимания или разногласия,
расхождения во взглядах с родителями
и преподавателями. Среди побуждающих
мотивов стремления к уходу молодежи в
неформальные группировки, объединения
можно назвать такие, как желание обрести
единомышленников, оказаться в среде себе
подобных, получить возможность общения
и взаимопонимания, уйти от одиночества,
заполнить свое свободное время, уйти
от постоянного надзора родителей, учителей,
противопоставить силе общества коллективную
силу объединения или группы [14, 144].