Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:42, реферат
С древних времен людьми овладевает стремление осмыслить свое существование. Человек постоянно мысленно пытается проникнуть в будущее, увидеть в сегодняшнем дне его характерные черты. Все это очень четко проявляется в различные периоды истории.
Введение. 3
§1. Понятие политической культуры в современной социологии и политологии. 4
§2. Сравнительное изучение политических культур 7
2.1. Запад и Восток. 8
2.2. Политические культуры ХХ века. 11
§3. Соотношение культуры и политики в России. 14
Заключение. 16
3. Список используемой литературы. 17
После войны образовались уже две культуры: большевистская – СССР со странами Европы (Варшавский договор) – и страны НАТО во главе с США с их научной политикой и рыночной экономикой. Опустился «Железный занавес». Но борьба культур продолжалась. Конфликты в странах Варшавского договора доказывали несостоятельность тоталитарного сталинского режима; конфликты в Азии и Латинской Америке тоже были нередки. Противостояние НАТО и стран Варшавского договора достигло вершины, так как в это время запас атомного и ядерного оружия был ограничен. Противостояли две культуры: большевистская и рыночная. В этом противостоянии выиграла рыночная культура.
Тоталитарные
культуры отбирают дух общности; рыночная
культура узурпирует и деградирует достоинство
личности. В настоящее время повсеместно
наблюдается «дебилизация общества».
Таким обществом легче управлять. По этому
вопросу выражу мнение, что все течет и
все изменяется. И рыночная культура не
может существовать сколь угодно долго,
наступит время какой-то другой культуры,
более совершенной, чем рыночная, где главным
мерилом является мир вещей, мир денег,
где все продается и все покупается.
§3. Соотношение культуры и политики России.
При рассмотрении позиции о соотношении культуры и политики можно сказать, что под культурой понимается материальное и духовное богатство, нравственный и социальный опыт, которые человечество накопило за всю историю его развития. Культурным можно считать человека, который вобрал, изучил и овладел важнейшими тенденциями мировой цивилизации, способствуя их дальнейшему прогрессивному развитию.
Политику необходимо рассматривать как отношение не только классов друг к другу, но и к государству как органу доминирующего класса. Другими словами, политика есть классовая борьба за завоевание, удержание и осуществление государственной власти, культура же – продукт общественного развития, которое должно совершаться через борьбу противоположностей. Между политикой и культурой существует взаимосвязь, которая очень важна. Тем не менее, проследить ее не просто. Так как с определенного момента развитие общества история представляется как классовая борьба (она же политическая), то эта борьба не может не отражаться в культуре и в то же время не может и не влиять на нее.
Как связаны культура и политика, так же история и политика едины между собой. Уже в эпоху рабовладения, господствующий в политическом и экономическом плане класс, пытался подчинить себе все накопленные культурные богатства класса эксплуатируемых. Но были и такие хозяева-рабовладельцы, которые способствовали развитию способностей рабов. Среди них было много тех, которые благодаря своим талантам внесли огромный, даже выдающийся вклад в мировую культуру. Имеются такие примеры и в период крепостничества: известный крепостной поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко, Михаил Ломоносов, который не принадлежал по происхождению к дворянскому сословию. Для таких людей Петр I даже создал специальный институт для обучения талантливых людей из низших слоев общества и их дальнейшего использования на пользу России.
Так как история является историей классовой борьбы, то отношения между классами в культуре проявлялось в различных формах. Это было отражено в творчестве почти каждого известного культурного деятеля: творчество Толстого и Горького, И.Репин «Бурлаки на Волге», крестьянская поэзия Александра Некрасова. При этом не так важна позиция автора, как гениально отражена борьба классов во всем ее разнообразии в самих произведениях. Но было бы неправильным сказать, что главные герои произведений должны всегда быть правыми и представлять только передовой класс. Например, Григорий Мелехов в романе Шолохова «Тихий Дон» не принадлежит к сторонникам Советской власти, он несколько раз переходит от белогвардейцев в Красную Армию. При этом роман был оценен М. Горьким и И.Сталиным, как выдающееся литературное произведение, которое пользовалось огромным успехом в социалистической стране. В известном произведении Шолохова «Поднятая целина» отражена политическая борьба эпохи коллективизации, специфика же классовой борьбы исчерпывающе отображена в романе А.Иванова «Вечный зов». Художественный образ Полипова, являющимся сначала первым секретарем райкома и далее председателем райисполкома, является как бы прототипом многих политических деятелей типа М.Горбачева и Б.Ельцина, которые предали народ, страну и рабочий класс.
Говоря о политике сегодняшних дней, мы можем наблюдать, как известные артисты, спортсмены, деятели культуры и искусства все чаще появляются в списках кандидатов политических партий для привлечения на выборах дополнительных голосов. К большому сожалению, в наше время в ходе избирательных компаний происходит подкуп таких кандидатов, но по настоящему крупные и известные деятели культуры не участвуют в грязной политической борьбе. В связи с этим можно сказать, что все-таки культура полностью не зависит от политики государства. Даже тогда, когда государством не уделяется необходимого внимания культуре, нет заботы об ее создателях, не перестают создаваться произведения изобразительного, музыкального, художественного искусства, хотя в большинстве случаев это происходит без какой-либо помощи (особенно финансовой) государства. В этой поддержке нуждаются театры, музеи, а так же писатели, художники, музыканты, артисты в создании условий для их труда и воплощении в жизнь его плодов. Культура должна поддерживаться государством и политикой, так как без культурного воспитания, например рабочего класса, не может быть развития производительных сил, введения новых технологий и достижений производства; в коллективных трудовых спорах при значительном культурном уровне рабочему классу легче вести политическую и экономическую борьбу за свои интересы и т.п.
Далее необходимо отметить экономическую политику государства, от которой зависит сама культура и поддержка всех деятелей культуры. Сегодня в России на это выделяются крошечные средства, политики говорят о недостатке бюджетных средств для поддержки государственных программ не только культурных, но и программ развития экономики. Следовательно, без ее подъема нельзя увеличить поддержку культурной среды, процветание культуры зависит от современной экономики.
Обобщая
все выше сказанное после анализа
соотношения культуры и политики,
можно сказать, что целостность политики
и культуры должна обеспечиваться и политиками
и культурными деятелями. Развитие культуры
зависит, прежде всего, от правильной политики,
которая не может быть без высокого культурного
уровня самих политиков.
После написания работы я могу сделать вывод, что мне удалось раскрыть поставленную задачу. Я дала понятие политической культуры на основе мнений, теорий и концепций Г.Алмонда, С.Вербы, В.П.Пугачева, А.И.Соловьева и других исследователей, выделила основные функции и типы политической культуры, попыталась сравнить цивилизации Запада и Востока, рассмотрела и сравнила тоталитарные культуры XX века.
В заключение работы хочу отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня основное ключевое значение, выступает мощным фактором социального развития. Она охватывает все области человеческой жизнедеятельности. Культура играет все большую роль в формировании и укреплении гражданского общества, раскрытии творческих способностей человека, построении правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизни — труд, быт, досуг, область мышления, на образ жизни общества и личности. Опыт, накопленный человечеством в ходе его истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса.
Политическая
культура разных стран формируется в процессе
переплетения различных ценностных ориентаций
и способов политического участия граждан,
национальных традиций, обычаев, способов
общественного признания человека, а также
под влиянием других обстоятельств, выражающих
черты цивилизованного развития общества
и государства. Политические ценности,
традиции, поведение и другие элементы
политической культуры осваиваются человеком
постоянно. Человек, воспринимая существующие
идеи и навыки, может выбирать и новые
для себя способы общения с властью. Политическая
культура в современном обществе играет
важную роль, является жизненной наукой.
Различные методы этой науки используют
для изучения и исследования политической
сферы. Сегодняшнюю жизнь уже нельзя представить
без политической культуры.
Список используемой литературы.