Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, реферат
Что же такое полис?
Политическая действительность античной Греции в пору ее расцвета
(так называемая классическая эпоха, V-IV вв. до н. э.) характеризовалась прежде
всего существованием массы независимых городов-государств, полисов,
организованных как суверенные гражданские общины, в которых сплоченные в
замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной
массе неполноправного или вовсе даже бесправного эксплуатируемого
населения - переселенцам из других городов и рабам.
Введение..............................................................................................................................................3
Полис и его появление.......................................................................................................................4
Экономика и социальная структура полиса.....................................................................................8
Античная культура и полис..............................................................................................................11
Воспитание и образование..........................................................................................................11
Искусство, литература, театр......................................................................................................12
Наука ............................................................................................................................................14
Греческие игры.............................................................................................................................16
Заключение........................................................................................................................................16
Список литературы...........................................................................................................................17
только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности.
Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек,
привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до
рассмотрения своего дела.
Вместе с тем афинская политическая система была демократией для
меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие
элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах
переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом –
землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а
жили в наемных помещениях.
Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики
было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и
развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по
отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими
подвигами и самоотверженным служением полису. Так, знаменитый философ
Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд; Перикл провел последние
годы жизни под следствием; величайший скульптор античной эпохи Фидий
кончил свою жизнь в тюрьме.
Не только греческий полис, но и Римская республика нередко
становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика
9была по своей
сути аристократической, и
(патриции) могли
занимать государственные
в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в
результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-
плебейская знать). Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии),
фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было
связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и
военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к
установлению в Риме императорского (монархического) режима,
просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась
между императорами и сенатской оппозицией.
Противоречие между полисным и республиканским идеалом
общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек
начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство
гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень
важно. Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином
лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу.
Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек
становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины. Таким
образом полис и является социальной основой.
Античная действительность
обостряла противоречиия в
вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на
уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского
общества. Как отмечает Г.С. Кнабе, «…в Греции и в Риме микромножества
играли роль продуктивной модели, порождались обществом на всем
протяжении его развития…».
Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в
республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии,
идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного
общества.
Античная культура и полис
В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде
всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное
устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь
в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести
полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека.
Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода
человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица
или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на
определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный
10участок, но вместе
с тем и осуждение
В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие
гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью
неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном
управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и
обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных
ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по
отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в
своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город – и он
превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим
полисом. Их маленький
город-государство был тем
наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою
собственную личность.
Воспитание и образование
Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан.
Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали
посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье.
Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и
кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе
грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и
поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств
граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы
(“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов,
называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В школе
грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму
использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем)
писались буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное
образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации
(читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики
переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В
продолжение двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений,
которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье,
борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по
политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами
в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в
палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и
заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где
изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к
участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.
Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и
политическое воспитание.
Они учились строить
11военными машинами,
несли службу в городских
дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях.
Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что
разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых
рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса)
не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и
грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие
родители обязаны были обучать детей ремеслу, в противном случае дети
освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.
Искусство, литература, театр
Великолепный памятник античной культуры — поэмы Гомера "Илиада"
и "Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь заучивала их наизусть, что
являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое
значения, как произведения искусства, им предавалось также важное
государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о
человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и
судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Античная культура — это также культура Сократа, философа,
поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль
мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая
мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не
абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное
невежество — "воображать, что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был
постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.
Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же.
Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству,
поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и
Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных
мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства,
умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и
свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и
чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,
искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание Диониса
— к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни,
к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
12аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна
гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце
концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.
Информация о работе Полис как социальная основа и ядро античной культуры