Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, реферат
Что же такое полис?
Политическая действительность античной Греции в пору ее расцвета
(так называемая классическая эпоха, V-IV вв. до н. э.) характеризовалась прежде
всего существованием массы независимых городов-государств, полисов,
организованных как суверенные гражданские общины, в которых сплоченные в
замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной
массе неполноправного или вовсе даже бесправного эксплуатируемого
населения - переселенцам из других городов и рабам.
Введение..............................................................................................................................................3
Полис и его появление.......................................................................................................................4
Экономика и социальная структура полиса.....................................................................................8
Античная культура и полис..............................................................................................................11
Воспитание и образование..........................................................................................................11
Искусство, литература, театр......................................................................................................12
Наука ............................................................................................................................................14
Греческие игры.............................................................................................................................16
Заключение........................................................................................................................................16
Список литературы...........................................................................................................................17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный институт электроники и математики
(технический институт)
РЕФЕРАТ
( по дисциплине “Культурология”)
«Полис как социальная основа и ядро античной культуры»
Выполнила:
студентка группы С-45
Ухина О.В.
Проверил:
Сапрыкин В.А.
1Москва
2010
Оглавление
Введение......................
Полис и его появление...............
Экономика и социальная
структура полиса..............
Античная культура
и полис.......................
Воспитание и образование......
Искусство, литература,
театр.........................
Наука ..............................
Греческие игры..........................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Что же такое полис?
Политическая действительность античной Греции в пору ее расцвета
(так называемая классическая эпоха, V-IV вв. до н. э.) характеризовалась прежде
всего существованием
массы независимых городов-
организованных как суверенные гражданские общины, в которых сплоченные в
замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной
массе неполноправного или вовсе даже бесправного эксплуатируемого
населения - переселенцам из других городов и рабам. Полис - это факт
общественной жизни Древней Греции, но вместе с тем это и теоретическое
понятие, выдвинутое первоначально самими же древними, а затем
возрожденное и развитое наукою нового времени. Центральное положение
темы полиса в общественно-политической мысли классической древности,
большое внимание, уделяемое этой теме также и учеными нового времени,
более того, выдвижение ее в современном антиковедении на первый план как
важнейшей исторической проблемы, характеризующей существо античной
цивилизации, - все это требует и от нас некоторого предварительного пояснения
как самого понятия полиса, так и всей связанной с ним научной проблемы.
Самое слово "полис" означает по-гречески "город". Семантически оно
вполне соответствует этому русскому понятию, обладая схожим кругом более
конкретных, исторически развившихся значений. Забегая вперед, отметим
главные из этих значений в том порядке, как они развились в соответствии с
развитием самого древнегреческого общества. Первоначально, в гомеровское
время (XI-IX вв. до н. э.), слово "полис" могло означать просто огороженное,
укрепленное место, оплот племени во время войны, постепенно становившийся
его постоянным административным центром, то, что по-русски лучше было бы
передать как "городище".
Затем, в архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н. э.), полисом стали называть
и то более обширное и более развитое поселение, которое выросло под
защитою этого древнего городища. Последнее стало теперь "верхним городом" -
акрополем, тогда
как разросшийся торгово-
вместе с ним город в собственном, или, как иногда говорят, социологическом,
смысле слова, т. е. центральное поселение, средоточие торгово-промышленной
и административной деятельности, противостоящее в качестве такового более
или менее обширной сельской округе.
Одновременно с этим слово "полис" стало обозначать и государство,
поскольку в классической
древности оно практически
контролируемой им территорией, и даже - и это, с точки зрения существа
античной цивилизации, самое главное - коллектив граждан, представляющий
это государство и совпадающий с ним.
3Полис и его появление
Проблема генезиса полиса сложна, как никакая другая проблема
античной истории. Она предполагает рассмотрение как самого процесса
формирования древнегреческого полиса, так, насколько это возможно, и тех
особенных исторических предпосылок, которые подготовили его рождение. По
существу необходимо выделить и изучить три сюжета: во-первых, исходный
момент; во-вторых, главные факторы и линии того исторического развития,
которое привело к рождению полиса; в-третьих, заключительную, решающую
фазу становления греческого полиса. Яснее всего обстоит дело с последним
пунктом. Это - архаическая революция VIII-VI вв. до н. э.
Где искать исходный момент в рождении греческого полиса? Мы
изучаем теперь историю Древней Греции со II тыс. до н. э., когда в районе
Эгеиды сложились первые более или менее развитые цивилизации: автохтонов-
этеокритян на Крите и мигрировавших откуда-то с севера греков-ахейцев на
Балканском полуострове (культуру последних обычно называют микенской по
одному из важнейших центров - Микенам в Северном Пелопоннесе). Казалось
бы, здесь, в Микенской Греции, и надо искать корни той структуры, которая
признается определяющей для античного общества, т.е. полисной структуры.
Однако дело осложняется неясностью, существующей в отношении самого
микенского общества: какой характер оно носило и каковы были его судьбы?
Было ли оно сродни последующему античному обществу? Или, формулируя
вопрос более общим образом: в какой степени его качества или достижения
могли быть унаследованы последующим временем и, таким образом, стать
элементами полисной структуры? На все эти вопросы, к сожалению, нельзя
дать вполне определенного ответа.
Традиция и
археология свидетельствуют,
новая волна мигрировавших с севера греческих племен, среди которых
особенно выделялись дорийцы (отчего и вся эта миграционная волна обычно
называется дорийским завоеванием), сокрушила ахейские государства,
разрушила созданную ими цивилизацию и отбросила греческое общество на
дальние рубежи - на уровень сельского общинного быта и бесписьменной
культуры.
Было выдвинуто предположение, что гибель микенской цивилизации
была вызвана не только и даже, может быть, не столько внешней причиной -
переселением племен, сколько собственным внутренним разложением.
Греция была отброшена на несколько веков вспять, низведена обратно на
уровень первобытнообщинных отношений и новое свое восхождение к
цивилизации должна была начать практически с нуля.
Более того, как мы сейчас увидим, есть основания полагать, что и в
плане социальном завоеватели мало чем отличались от основной массы
покоренного населения: для тех и других характерно было существование в
4условиях общинного быта.
Конкретизировать это общее положение помогает та научная
конструкция, которая в марксистской историографии была намечена уже К. М.
Колобовой, обстоятельно, в существенном своем звене, разработана Ф.
Папазоглу и развита затем Я. А. Ленцманом, Ю. В. Андреевым и Г. Бокиш.
Согласно этой гипотезе микенская цивилизация была весьма еще скороспелой,
верхушечной. Классовое, именно рабовладельческое, и государственное начало
воплощалось и ограничивалось здесь на уровне дворцовых центров,
возвышавшихся над морем примитивных поселков, которые продолжали жить
своим традиционным общинным бытом. С гибелью дворцовых центров
сельские общины выступили на первый план и стали главной основой
последующего развития. Именно из их среды и выделились позднее новые
центры, которые уже были протополисами.
Следует подчеркнуть, что выступившие на первый план в
послемикенское время сельские общины не могли быть такими примитивными,
какими они были до возникновения ахейских государств. Длительное
существование этих общин в рамках сложившихся у ахейцев к середине II тыс.
до н. э. государственных единств, бок о бок с дворцовыми центрами,
оказывавшими на
них самое разнообразное
бюрократическое, но и более продуктивное экономическое, техническое и
культурное - не могло пройти для них бесследно.
В далекой ретроспективе корни полисного строя следует искать уже в
микенском обществе: и исходную социальную ячейку - сельскую общину, и
главный социально-экономический принцип ее развития - своеобразное
взаимодействие общинного и частновладельческого начал, и рациональный
импульс ее последующего
социально-политического
мудрость, равно как и носителей этого импульса - представителей старинной,
уходящей своими корнями в микенское время знати (можно сослаться, для
примера, на Солона в Афинах и Гераклита в Эфесе - оба они происходили из
аттического царского рода Кодридов).
Известного перерыва в поступательном развитии греческого народа -
перерыва, обусловленного различными причинами, но, в частности, и
дорийским завоеванием, - отрицать не приходится. Важно, однако, подчеркнуть,
что этот перерыв, вследствие сокрушения ахейских дворцовых центров и
высвобождения из-под их тяжкой опеки сельских общин, в сочетании с
некоторыми другими дополнительно явившимися факторами, таил в себе
потенцию к новому оригинальному развитию. Можно сказать, что на рубеже II-I
тыс. до н. э. в Эгеиде, в зоне расселения греков, было расчищено поле и были
влиты новые соки для мощного развития только что названных корней
полисной цивилизации.
Определив исходный момент, перейдем теперь к рассмотрению главных
5факторов и линий того исторического развития, которое привело к
Информация о работе Полис как социальная основа и ядро античной культуры