Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, реферат
Что же такое полис?
Политическая действительность античной Греции в пору ее расцвета
(так называемая классическая эпоха, V-IV вв. до н. э.) характеризовалась прежде
всего существованием массы независимых городов-государств, полисов,
организованных как суверенные гражданские общины, в которых сплоченные в
замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной
массе неполноправного или вовсе даже бесправного эксплуатируемого
населения - переселенцам из других городов и рабам.
Введение..............................................................................................................................................3
Полис и его появление.......................................................................................................................4
Экономика и социальная структура полиса.....................................................................................8
Античная культура и полис..............................................................................................................11
Воспитание и образование..........................................................................................................11
Искусство, литература, театр......................................................................................................12
Наука ............................................................................................................................................14
Греческие игры.............................................................................................................................16
Заключение........................................................................................................................................16
Список литературы...........................................................................................................................17
трансформации достаточно примитивной сельской общины, со всеми ее
унаследованными от микенского времени устоями и традициями, в высшую
форму городской гражданской общины - в полис. Этот процесс совершался в
течение длительного времени - более чем половины тысячелетия (с середины
XII по VI в. до н. э.). Его главные фазы - начальная и заключительная -
соответствуют двум важнейшим эпохам, на которые, согласно достаточно уже
традиционной (по крайней мере, в нашей, отечественной литературе)
периодизации, подразделяется это время: гомеровской (XI - IX) и архаической
(VIII - VI вв. до н. э.).
Гомеровская эпоха (или "Темные века", как предпочитают называть это
время те, кто не придает особого значения данным Гомера)характеризовалась
затянувшимися этнополитическими пертурбациями, видимым регрессом и
стагнацией во всех сферах общественной жизни, но вместе с тем и сложным,
таившим в себе новые возможности, взаимодействием различных культур -
умирающих дворцовых центров, освободившихся от их гнета сельских общин,
утверждавшихся на новых местах племен завоевателей. К концу этой эпохи
заново накапливавшаяся потенция к развитию реализовалась в возникновении
первичных организмов раннеклассового общества - протогородских и
протогосударственных центров, протополисов. Следующая, архаическая эпоха
была уже отмечена радикальными техническими, социально-экономическими и
культурными сдвигами, результатом которых было окончательное
формирование полиса.
К исходу так называемой гомеровской эпохи, т. е. приблизительно к
концу IX - началу VIII в. до н. э., греческий мир вновь находился в преддверии
цивилизации. Насколько интенсивно шло развитие в эту сторону, видно из
сличения двух более или менее фиксированных этапов - времени Гомера (рубеж
IX-VIII) и времени Гесиода (рубеж VIII-VII вв.). За столетие, разделяющее эти
два этапа, как мы скоро сможем убедиться, формирование классового общества,
а вместе с тем и города и государства вступило у греков в решающую фазу.
Эгейский протополис становится, наконец, настоящим полисом, т. е.
городом-государством, и, хотя мы не в состоянии шаг за шагом проследить этот
процесс на его ранних стадиях, общие причины и линии развития рисуются
вполне определенно. Впрочем, помимо скудных данных археологии и сложных
для интерпретации свидетельств эпоса, в нашем распоряжении имеется важный
параллельный материал, доставляемый позднейшей античной историографией
(Фукидид, Аристотель, Страбон, Плутарх), который позволяет рельефнее
оттенить важнейшие стадии, равно как и конкретные обстоятельства и формы
рождения греческого полиса.
В особенности велико значение свидетельств Фукидида, специально
изучавшего по всем доступным ему источникам древнейшее прошлое Эллады.
В своей Археологии, сжатом историческом очерке греческих дел до
6Пелопоннесской войны, он выразительно, хотя и не слишком определенно во
временном отношении, выделяет две эпохи в жизни греческого полиса. В
древности города были неукрепленными, лишенными стен, и являли собой,
скорее, группы соседствующих деревень, чем города в собственном смысле.
Поскольку в то же время, с первыми успехами мореплавания, развилось
пиратство, этот подвид
характерных для эпохи
древнейшие города располагались чаще всего в глубине страны, вдали от
побережья. Напротив, в новейшее время, в эпоху более развитого мореплавания,
пришедшей на смену пиратству торговли и возросшего материального достатка,
города стали основываться на самом побережье, на перешейках, которые
жители укрепляли стенами, ради торговли и защиты от соседей.
Распространенным способом перерастания протополиса в подлинный
город-государство, в полис, был синойкизм, т. е. сселение всех или
значительной части жителей данной области в одно большое, более
укрепленное и более жизнеспособное поселение, соответственно достижение
таким простейшим путем
как социально-экономической
политической консолидации всего живущего в этой области этноса.
При этом процессе консолидации известную роль в качестве
естественной предпосылки играло местное, локальное племенное единство; от
территориально-племенного сообщества традиционного, хотя и аморфного,
рода естествен
был переход к более
племенному союзу (народности), а от этого последнего - к окончательно
консолидированному, правильному единству типа города-государства. В более
конкретном плане для формирования самого городского центра - основы и
оплота такого полисного единства - несомненное значение имели
узколокальные объединения расположенных по соседству сельских общин-
демов.
Синойкизм не был единственно возможной формой становления города-
государства. Процесс областной интеграции не исключал и иной,
противоположной формы, а именно выделения из первичного большого
поселения, по мере его разрастания, ряда дочерних поселений, служивших
целям освоения и господства полиса над его округою, над хорою.Однако такой
путь был, скорее, характерен для зоны завоевания и колонизации, а в
метрополии наиболее распространенным был все-таки синойкизм.
В какой-то момент архаической
истории посредством
приписанного позднее Тесею, Афины сделали первый и, может быть,
решающий шаг к превращению из протополиса в полис, в город-государство.
Надо думать, - и археология прямо наталкивает на такую мысль, - что эта
метаморфоза и в данном случае не была обусловлена одними только
политическими мотивами, но стояла в связи с более общими социальными и
экономическими сдвигами. Подтверждением этому могут служить
свидетельства древних, в первую очередь Аристотеля, а позднее также
7Плутарха, что Тесей
был у афинян не только
устроителем, ибо он первый разделил аморфную массу народа на
первоначальные сословия.
Архаическая революция - это отнюдь не метафора, не условное
обозначение для трехвекового периода греческой истории (VIII-VI вв. до н. э.).
Этот период и в самом деле был отмечен грандиозным - масштаба настоящей
революции - историческим переворотом, в ходе которого в Греции вторично
сложилась цивилизация, но теперь уже в особенной форме суверенных
городских общин.
1
Те факторы социального прогресса, которые были заложены
в структуре древнегреческого общества вопреки, а отчасти, может быть, и
благодаря дорийскому завоеванию, - мы имеем в виду высвобождение сельских
общин от тягостной опеки дворцовых центров и распространение железа, -
теперь, наконец, сказали свое слово, и результатом было рождение новых,
гораздо более прогрессивных форм социально-экономических и политических
отношений - античного рабовладельческого общества и государства.
Содержание этого поистине революционного процесса слагалось из ряда
социально-экономических и политических метаморфоз, важнейшими из
которых были радикальные успехи в технике производства и экономической
жизни, кризис патриархального общинного строя и борьба демоса со знатью,
решение первоочередных социальных проблем посредством законодательной
реформы и колонизации, форсированное подавление знати тиранией и, наконец,
по устранении этой последней, торжество полисного духа, в идеале - в форме
античной демократии, в том ее виде, какой был реализован в Афинах.
Экономика и социальная структура полиса
Экономической основой полиса была античная двуединая форма
собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на
всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная
собственность каждого гражданина. В гражданской жизни полиса участвовал
каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий
частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как
хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес»... Перед
лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками –
ойкономами... Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и
наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности
управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как
равноценные.
В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала
народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших
должностных лиц. К
несомненным достижениям
отнести равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение
8землей, запрет порабощения собственных граждан.
Формирование античной демократии и так называемого гражданского
общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой
аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос,
устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии
удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в
форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.
Большую роль в утверждении
демократических ценностей
великие законодатели и реформаторы античности. Среди них особое место
занимают имена двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и
Клисфена, а также спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ
Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в
историю под образным названием встряхивание бремени» (сейсахтейя). Солон
объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и
запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих
граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие
демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной
демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в
Афинах (V в. до н.э.).
Афинские граждане
по праву гордились своей
самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не
Информация о работе Полис как социальная основа и ядро античной культуры