Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:05, реферат
Задача исследования: рассмотреть примеры археологических находок эпохи бронзы и понять их ритуальное предназначение.
Цель: показать виды и примеры захоронений , попытаться объяснить их порядок и смысл.Структура: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение……………………………………………………….…….…..…2 стр.
Глава 1. Ритуал погребального обряда в эпоху бронзы…………….…3стр.
Глава 2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе................………..….……6стр.
Глава 3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья .……..............……………………...…..8стр.
Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.
Заключение………………………………………………………………...21стр.
Список литературы……………………
Эти данные, с одной стороны, сближают погребения в ямах и подбоях, а с другой - свидетельствуют о различной семантике подбоя и катакомбы. Проведем сравнение ритуала катакомб с признаками захоронений в ямах и подбоях.
Таким образом, устройство и ритуал катакомб отличаются от аналогичных характеристик ямно-подбойного обряда. Это различие может быть дополнено наблюдениями за составом и размещением погребального приданного (например, появление в катакомбах жаровен и, впоследствии, курильниц и т.д.) Пока же, можно лишь предполагать причины этой дифференциации. По-видимому, классическая Т-видная конструкция катакомбы является реализацией идеи склепа, не известной в степи в период позднеямной культуры (этап ямного и подбойного обряда).
В этом случае доминантой всей
конструкции является
Основным признаком склеповой конструкции является, по-видимому, возможность проникновения в нее для совершения подзахоронений и иных ритуальных действий. Это условие реализуется в ранних катакомбах эпохи средней бронзы Предкавказья. В дальнейшем происходит переосмысление катакомбного обряда в сторону ослабления и исчезновения склеповых признаков.
Подкурганные
погребения эпохи бронзы с каменными
или металлическими навершиями булав
рассматриваются
О
выполнении умершими при жизни
военной функции,
Черты
культа этого божества в
На других наскальных рельефах хеттов есть изображение процессий жрецов с шаровидными булавами, а так же процессий жриц и жрецов, которые возглавляются людьми в высоких шапках с булавами на плечах
Таким образом, не приходится сомневаться в связи погребений сопровождаемых навершиями булав с культом бога войны. Именно в них этот культ отражен в наибольшей степени.
О существовании веры в воинственного бога-змееборца, вооружённого булавой, в более раннее время, могут свидетельствовать погребения служителей этого культа с навершиями булав в катакомбной культуре. Особенно интересно в этом смысле захоронение с булавой, набором мастера по изготовлению наконечников стрел, бронзовым шилом и ножом из Барановки I, которое сопровождалось костями крупной змеи.
Интересно, то что навершия булав встречаются в погребениях катакомбной и срубной культур, в захоронениях Покровского типа, но неизвестны в «чистых» погребениях «абашевской» культуры. Вероятно, это связано с отсутствием булавы как атрибута культа бога войны, который в «абашевской» традиции мог быть вооружен копьём, а не булавой. Эта традиция нашла отражение в синкретических памятниках срубно-абашевского типа, заняв в покровском обществе главенствующее положение в лице абашевских вождей-жрецов, вооруженных копьями.
Скорее всего, жрецы бога войны не только просили его об удаче в бою и богатой добыче, но и возглавляли воинские отряды, участвуя в боевых действиях. Об этом свидетельствует возраст большинства погребенных с булавами (от 20 до 40 лет), которые погибли в расцвете сил. Нестабильность политической обстановки и постоянные военные конфликты способствовали возвышению культа бога войны и усилению власти жрецов-посредников между ним и людьми. Значимость культа бога войны в это время (XVII—XVI вв. до н.э.) выразилась не только в распространении погребений жрецов с булавами и усложнении обряда их похорон, но и в принятии военной знатью жреческих функций. Сакрализация воинской власти отражена в совершении пышных и сложных погребальных обрядов, присутствии богатого инвентаря в могилах вождей-колесничих, куда стали укладывать и булавы.
Вероятно,
булавы являлись в большей
степени символом служителя
Таким образом, в эпоху поздней бронзы происходит процесс сакрализации власти воинской знати, возвышение культа бога войны. Именно этот период бронзового века отразился в ведийской религии, закрепив Индру в качестве главного божества индоарийского пантеона богов и наделив его чертами военного аристократа-царя, полководца и колесничего.
Если в XVII—XVI вв. до н.э. распространяются погребения с атрибутами власти и предметами вооружения, то в период срубной культурно-исторической общности, когда наступает стабилизация, погребения воинской знати полностью исчезают. Но культ бога войны продолжает существовать, т.к. изредка в погребениях встречаются каменные булавы, бронзовые ножи и шилья.
У племен
эпохи бpонзы шиpоко были pаспpостpанены
культ пpедков и веpа в
Я рассмотрела периоды ранней
, средней и поздней бронзы, на
примере отдельно взятых
1.
«Могильник Журавка
и финал позднесарматской
эпохи в Правобережном
Подонье» Безуглов
С., Захаров Известия
Ростовского областного
музея краеведения.
Выпуск 5.- Ростов-на-Дону- 1988г.
2.. «Происхождение
катакомбной культуры
Нижнего Подонья». Кияшко
А.В. –Волгоград-1999г.
3.«Погребения
эпохи бронзы в Киргизии»
П.Н. Кожемяко-известия
А.Н.Киргизской СССР,т. 2
вып.3 1960г.
4.«Древние
погребения в Минусинском
крае» Теплоухов С.А
Материалы по этнографии
т.3.вып.2. Л.-1927г.
5.«История
степных племен Южного
Приаралья» Итина М.А
Труды ХАЭЭ.вып.Х.-1977г.
6.«Классификация,
тип, культура теоретические
основы советской археологии»
ГрязновМ.П тезисы
докладов теоретического
семинар ЛИОА АН СССР,Л.
– 1969г.
7.«Раннесредневековые
курганы с ровиками
в междуречье Сала и
Маныча» Власкин М.В.,
Ильюков Л.С. – Москва-1990г.