Погребальные обряды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:05, реферат

Краткое описание

Задача исследования: рассмотреть примеры археологических находок эпохи бронзы и понять их ритуальное предназначение.
Цель: показать виды и примеры захоронений , попытаться объяснить их порядок и смысл.Структура: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…….…..…2 стр.
Глава 1. Ритуал погребального обряда в эпоху бронзы…………….…3стр.
Глава 2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе................………..….……6стр.

Глава 3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья .……..............……………………...…..8стр.
Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.
Заключение………………………………………………………………...21стр.
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

реферат археология.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

           Эти данные, с одной стороны,  сближают погребения в ямах  и подбоях, а с другой - свидетельствуют о различной семантике подбоя и катакомбы. Проведем сравнение ритуала катакомб с признаками захоронений в ямах и подбоях.

      Таким образом, устройство и ритуал катакомб отличаются от аналогичных характеристик ямно-подбойного обряда. Это различие может быть дополнено наблюдениями за составом и размещением погребального приданного (например, появление в катакомбах жаровен и, впоследствии, курильниц и т.д.) Пока же, можно лишь предполагать причины этой дифференциации. По-видимому, классическая Т-видная конструкция катакомбы является реализацией идеи склепа, не известной в степи в период позднеямной культуры (этап ямного и подбойного обряда).

           В этом случае доминантой всей  конструкции является погребальная  камера, а лаз (т.е. входная шахта) имеет вспомогательное назначение. Семантическая значимость камеры подтверждается рельефной орнаментацией ее стен, а особая функция входа в камеру -декором стенки шахты, в которой он устроен.

           Основным признаком склеповой  конструкции является, по-видимому, возможность проникновения в нее для совершения подзахоронений и иных ритуальных действий. Это условие реализуется в ранних катакомбах эпохи средней бронзы Предкавказья. В дальнейшем происходит переосмысление катакомбного обряда в сторону ослабления и исчезновения склеповых признаков.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы

 
 
 

Подкурганные  погребения эпохи бронзы с каменными  или металлическими навершиями булав  рассматриваются исследователями  как захоронения военных вождей, так как для этих погребений характерна воинская атрибутика, да и сами булавы интерпретируются и как оружие и как символ власти. Но в эпоху поздней бронзы погребения с булавами не являются самыми социально значимыми. По особенностям погребального обряда, конструкции могил и престижности инвентаря на первое место следует поставить погребения колесничих с наконечниками копий. Большую часть могил с навершиями булав, по этим признакам, следует отнести на второе место. Третье место займут захоронения рядовых воинов с кинжалами и стрелами. Что интересно, кремневые наконечники стрел и ножи-кинжалы встречаются во всех трёх типах воинских погребений, но известен только один факт взаимовстречаемости в могиле копья и булавы. В остальных случаях булавы никогда не находятся в одном погребении с копьями. То есть, обладатели булав занимали при жизни определённое место в социальной структуре общества, отличное от места вождей-колесничих, вооружённых копьями Традиционно они считаются родоплеменной знатью или верхушкой касты «кшатриев». Погребения с булавами имеют ряд черт, свидетельствующих о достаточно высоком прижизненном социальном статусе умерших. Это основные погребения, с глубиной могильной ямы от материка до 1,5 м, прямоугольной или квадратной формы от 2,5 до 4 м в длину, со следами перекрытия. Погребенные лежат на растительной или органической подстилке. Захоронениям сопутствуют жертвоприношения животных, и почти всегда наблюдается посыпка охрой, золой, мелом. Иногда погребения являются кенотафами. В инвентаре навершия булав сопровождаются сосудами, ножами, бронзовыми и медными шильями, часто - наконечниками стрел, берестяной и деревянной посудой.

     

     О  выполнении умершими при жизни  военной функции, свидетельствуют  стрелы, кинжалы, сами булавы как оружие. О связи с войной, смертью и кровью свидетельствует присыпка охрой. С другой стороны, несомненно, отношение умерших к жречеству, о чём говорит присутствие в инвентаре сочетания «шило-нож», берестяной и деревянной посуды, присыпка мелом и золой. То есть умершие совмещали военные и жреческие функции. Вероятно, погребенные с булавами люди являлись жрецами Индры - бога войны и грома, который в индоарийской мифологической традиции изображался скачущим на колеснице с булавой в руке. Это самый популярный персонаж «Ригведы», которому посвящено 250 гимнов. Он обладает многочисленными эпитетами: «царь богов», «полководец», «стоящий на колеснице», «пьющий сому» и др. Индра с помощью своей палицы (ваджры), лука и стрел сражается против змея - повелителя загробного мира, воды и лугов. Булава бога грома сделана из камня или металла, с четырьмя или более (до 100) углами, иногда имеющая дисковидную или крестообразную форму.      

     Черты  культа этого божества в наибольшей  степени присутствуют в погребениях  с навершиями: булавы, наконечники стрел, давильные камни (плитки и пестики) для приготовления сомы, деревянная посуда для её питья. Именно в могилах жрецов Индры, гораздо чаще, чем в других, в орнаментации глинных сосудов встречается волна или зигзаг, непременно с «бахромой». Это изображение змея, повелителя мира мертвых, главного врага Индры. Интересные параллели можно провести с изобразительным искусством хеттской державы, где на одном из рельефов есть картина поединка бога грома и войны со змеем. На рельефе бог вооружен булавой с грушевидным навершием с рукоятью длиной примерно по локоть и петлёй на конце, которая надета на руку; в той же руке бог сжимает копьё. Змей изображен в виде волны, над туловищем — штрихи, похожие на бахрому.     

     На  других наскальных рельефах хеттов есть изображение процессий жрецов с шаровидными булавами, а так же процессий жриц и жрецов, которые возглавляются людьми в высоких шапках с булавами на плечах

        Таким образом, не приходится сомневаться в связи погребений сопровождаемых навершиями булав с культом бога войны. Именно в них этот культ отражен в наибольшей степени.

         О существовании веры в воинственного бога-змееборца, вооружённого булавой, в более раннее время, могут свидетельствовать погребения служителей этого культа с навершиями булав в катакомбной культуре. Особенно интересно в этом смысле захоронение с булавой, набором мастера по изготовлению наконечников стрел, бронзовым шилом и ножом из Барановки I, которое сопровождалось костями крупной змеи.

      Интересно, то что навершия булав встречаются в погребениях катакомбной и срубной культур, в захоронениях Покровского типа, но неизвестны в «чистых» погребениях «абашевской» культуры. Вероятно, это связано с отсутствием булавы как атрибута культа бога войны, который в «абашевской» традиции мог быть вооружен копьём, а не булавой. Эта традиция нашла отражение в синкретических памятниках срубно-абашевского типа, заняв в покровском обществе главенствующее положение в лице абашевских вождей-жрецов, вооруженных копьями.

          Скорее всего, жрецы бога войны не только просили его об удаче в бою и богатой добыче, но и возглавляли воинские отряды, участвуя в боевых действиях. Об этом свидетельствует возраст большинства погребенных с булавами (от 20 до 40 лет), которые погибли в расцвете сил. Нестабильность политической обстановки и постоянные военные конфликты способствовали возвышению культа бога войны и усилению власти жрецов-посредников между ним и людьми. Значимость культа бога войны в это время (XVII—XVI вв. до н.э.) выразилась не только в распространении погребений жрецов с булавами и усложнении обряда их похорон, но и в принятии военной знатью жреческих функций. Сакрализация воинской власти отражена в совершении пышных и сложных погребальных обрядов, присутствии богатого инвентаря в могилах вождей-колесничих, куда стали укладывать и булавы.     

     Вероятно, булавы являлись в большей  степени символом служителя культа  бога войны, нежели оружием.  В бою на колеснице, гораздо  удобнее пользоваться луком со  стрелами и копьём с дротиками, чем булавой с короткой рукоятью.

     Таким образом, в эпоху поздней бронзы происходит процесс сакрализации власти воинской знати, возвышение культа бога войны. Именно этот период бронзового века отразился в ведийской религии, закрепив Индру в качестве главного божества индоарийского пантеона богов и наделив его чертами военного аристократа-царя, полководца и колесничего.

         Если в XVII—XVI вв. до н.э. распространяются погребения с атрибутами власти и предметами вооружения, то в период срубной культурно-исторической общности, когда наступает стабилизация, погребения воинской знати полностью исчезают. Но культ бога войны продолжает существовать, т.к. изредка в погребениях встречаются каменные булавы, бронзовые ножи и шилья.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение 
 

У племен эпохи бpонзы шиpоко были pаспpостpанены  культ пpедков и веpа в загpобную  жизнь. Они стаpались умилостивить дух пpедка, надеясь на его покpовительство, помощь, защиту. Поэтому племена эпохи бpонзы стpемились как можно лучше снабдить покойни-ка пищей, одеждой, оpудиями тpуда, укpашениями, необходимыми в загpобной жизни. Ему сооpужали могилу, котоpая  имитиpовала жилье, спустя некотоpое  вpемя к ней пpиносили дополнительную пищу, заpывая ее около ящика. В то вpемя появились pазличные огpаждения, огpады, котоpые нельзя пеpейти. Скотоводы-земледельцы сооpужали их сначала для скота и для защиты посевов от диких и домашних животных, а затем на могиле умеpшего, чтобы пpегpадить покойнику выход из могилы. В эпоху бpонзы возникает pитуал жеpтвопpиношения. Специальные жеpтвенные места pаспологались около поселений. Они представляли собой круг из камней или земляной холмик. Пpи pаскопке pитуальных мест выявлены остатки обуглившегося зеpна, зеpнотеpки, кости животных, зольные пятна, обломки сосудов, пестов. В погpебаниях pазных пеpиодов эпохи бpонзы встpечены зубы хищных животных (волка, лисицы), домашних (собаки, лошади),  котоpые являлись не только укpашениями, им, видимо, пpидавали какойто магический смысл, считали амулетами, «обеpегами», котоpые сохpаняли человека от злых духов и передавали часть своей силы самому человеку.

    Я рассмотрела периоды ранней , средней и поздней бронзы, на  примере отдельно взятых культур,  погребальные обряды бронзы  выделяются своим разнообразием, и множеством особых способов захоронений и своими ритуалами.

        
 
 
 
 

                                               Список литературы 

1. «Могильник Журавка и финал позднесарматской эпохи в Правобережном Подонье»  Безуглов С., Захаров  Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 5.- Ростов-на-Дону- 1988г. 

2.. «Происхождение катакомбной культуры Нижнего Подонья». Кияшко А.В. –Волгоград-1999г. 

3.«Погребения эпохи бронзы в Киргизии» П.Н. Кожемяко-известия А.Н.Киргизской СССР,т. 2 вып.3 1960г. 

4.«Древние погребения в Минусинском крае» Теплоухов С.А Материалы по этнографии т.3.вып.2. Л.-1927г. 

5.«История степных племен Южного Приаралья» Итина М.А Труды ХАЭЭ.вып.Х.-1977г. 

6.«Классификация, тип, культура теоретические основы советской археологии» ГрязновМ.П  тезисы докладов теоретического семинар ЛИОА АН СССР,Л. – 1969г. 

7.«Раннесредневековые курганы с ровиками в междуречье Сала и Маныча» Власкин М.В., Ильюков Л.С. – Москва-1990г. 
 
 

Информация о работе Погребальные обряды