Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:05, реферат
Задача исследования: рассмотреть примеры археологических находок эпохи бронзы и понять их ритуальное предназначение.
Цель: показать виды и примеры захоронений , попытаться объяснить их порядок и смысл.Структура: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение……………………………………………………….…….…..…2 стр.
Глава 1. Ритуал погребального обряда в эпоху бронзы…………….…3стр.
Глава 2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе................………..….……6стр.
Глава 3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья .……..............……………………...…..8стр.
Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.
Заключение………………………………………………………………...21стр.
Список литературы……………………
5. Состав и расположение
6. Половозрастные особенности умерших.
Локально-хронологическое
Некоторые общие
Таким образом, в схеме развития погребального обряда (см. рис.7) учтены особенности почти всех памятников изучаемого периода в степном Предкавказье. Она составлена, главным образом, по данным стратиграфии и типологии инвентаря. Цель этого построения - охватить во временном и, по возможности, в более обширном территориальном контексте процесс становления и последующего угасания катакомбного обряда.
Погребальные сооружения разделяются на ямы, ямы с заплечиками, подбои и катакомбы (Т-видные, Н-видные и асимметричные). Позы костяка: скорченная на спине (А); слабоскорченная на боку, руки вытянуты к бедрам (В); сильноскорченная на боку, руки согнуты в локтях, кисти у лица (С).
В полученной локально-хронологической схеме эти признаки развиваются по-разному. Традиции степного ямно-подбойного ритуала видоизменяются под влиянием новаций, связанных, вероятно, с распространением обычая сооружения катакомб. Это приводит, прежде всего, к изменению погребальных конструкций. Поэтапная и региональная динамика данного процесса (см. рис.7) свидетельствует о его определённых географических рамках. Приоритет появления наиболее ранних Т-видных катакомб принадлежит Приазовью, возможно, его северо-восточной части.
В противоположность
Подобный, практически эволюционный, ряд усиления скорченности можно выявить в любом из учтенных регионов степного Предкавказья. Однако, существуют нюансы, придающие локальную окраску и даже определяющие различные тенденции этих казалось бы универсальных изменений.
Во-первых, при последовательном и синхронном усилении скорченности во всех регионах, на каждом из горизонтов сохраняется различие её значений для двух обширных областей: правобочная скорченность в Доно-Донецкой области и левобочная - в Волго-Манычской (рис. 6).
Во-вторых, при том, что поза Б, предполагающая разворот (обращенность) скорченных на спине костяков направо, либо налево, доминирует в Предкавказье только на втором горизонте, в донском Приазовье эта поза (с разворотом на правый бок) встречается уже в погребениях первого горизонта. Причём, характерный инвентарь ямных захоронений этого региона: молоточковидная булавка и сопровождающие её предметы, всегда располагается справа от костяка, чаще - у локтевой кости правой руки. На восточном Маныче, где также известны погребения первого горизонта с булавками в инвентаре, умершие лежат в позе А (т.е. без разворота на бок), но «булавочные наборы» всегда расположены слева. Таким образом, последующая, характерная для катакомбного обряда, право - и левобочность в этих регионах, по-видимому, была обозначена уже в ритуале позднеямных погребений.
Широкое распространение позы
Б в могилах второго горизонта
совпадает с повсеместным
Следующим учтённым элементом погребального обряда является ориентировка, изменение формальных значений которой взаимосвязано с распространением катакомб и скорченности умерших на боку. Сначала отметим общие тенденции ориентировок эпохи средней бронзы Предкавказья, имеющие локально-хронологический характер.
Древности первого горизонта представлены погребениями в ямах и подбоях умерших с широтными значениями ориентировок. Причем, для Донского Приазовья - это запад, для Восточного Маныча, как правило, восток, а в степных районах Нижнего Дона и Волго-Донского Междуречья - сочетание западных и восточных ориентировок.
Второй горизонт Предкавказья характеризуется появлением меридиональных ориентировок. Необходимо отметить, что они присущи прежде всего костякам, похороненным в Т-видных катакомбах (реже, особенно в Волго-Донском регионе - погребениям в Н-видных и асимметричных катакомбах). В ямах, ямах с заплечиками и подбоях этого горизонта преимущественно сохраняется архаичная широтная ориентировка.
Обряд погребений третьего и
четвертого горизонта
Однако, помимо «горизонтальных» синхронных тенденций ориентировок Предкавказья, существовали и сквозные («вертикальные») локальные линии развития. Они обнаруживают структурную взаимосвязь с видами погребальных конструкций и позами костяков, а также зависят от особенностей культурно-исторического развития данного региона.
Там, где первый горизонт был
представлен погребениями в
Единый механизм изменения ориентировок, отчасти поз при переходе к катакомбному обряду, свидетельствует о том, что в обоих регионах существует взаимосвязь между ямным и катакомбным ритуалом, выражаемая через некую константу. Этим постоянным признаком является, вероятно, направленность умершего в определенную сторону света, которая и служит реальной, семантически значимой, а не формальной его ориентировкой.
Позднеямный и катакомбный ритуал Доно-Донецкого региона объединяет направленность умерших к востоку, которая в ямных погребениях выражается направлением «перед костяком», скорченным на спине, головой на запад (т.е. как бы ориентировка по ногам), а в катакомбах – «перед костяком», скорченным на правом боку, головой на юг (т.е. ко входу в камеру). Соответственно, в Волго-Манычском регионе оба обряда связаны традицией направленности умерших к западу, которая предусматривалась (по вышеназванным правилам) для ямных захоронений с костяками на спине, головой на восток, и для катакомб с костяками на левом боку, головой на юг.
Вместе с тем, наряду с
В центральных районах Нижнего
Подонья (особенно на левом
берегу), начиная со второго периода
(см. рис.7), преобладают погребения
в катакомбах с северной
Наконец, следует остановиться на такой локальной особенности Волго-Манычской области (особенно ее Доно-Волжского региона), как сочетании здесь левобочности и восточной направленности умерших (рис.7). В позднеямное-раннекатакомбное время (I, II, отчасти III период) здесь известны погребения умерших головой на запад (т.е. направленных на восток) и разворотом на левый бок. С ними, очевидно, связано появление (в русле общего для Предкавказья распространения меридиональных ориентировок) левобочных погребений с северной ориентировкой. Этот ритуал сохраняется на финальных этапах средней бронзы (IV, V периоды) и характеризуется также общим усилением скорченности костяков. Не исключено, что сохранение традиции этого обряда за пределами изучаемой территории (например, в лесостепном Подонье) способствовало формированию погребального обряда КМК, а характерные для конца средней бронзы Доно-Волжского региона левобочные погребения с северной и восточной ориентировкой, возможно, оказали воздействие на ритуал раннесрубной культуры этой территории.
Христианский погребальный ритуал, отражая солярный характер ближневосточных традиций этой религии, тоже предполагает направленность умерших, ориентированных головой на запад, к востоку (к восходящему солнцу). Это подтверждается также и тем, что крест на могиле (т.е. символ божества) располагается в ногах покойника, перед умершим. Кроме того, известен ряд косвенных свидетельств ритуала о том, что путь умершего в загробный мир всегда осознавался как движение в направлении «перед костяком». Например, тело умершего к месту погребения несут «вперед ногами». Наконец, курганный обряд некоторых археологических культур (от энеолита до средневековья), предполагавший устройство вокруг погребения ритуального ровика, предусматривал соответствие направленности умершего и перемычки рва. Правда, известны и иные символические знаки прохода через ровик (т.е. сакрального направления), например, концентрация в этом месте рва жертвенных приношений.
Все эти факты, а также