Погребальные обряды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:05, реферат

Краткое описание

Задача исследования: рассмотреть примеры археологических находок эпохи бронзы и понять их ритуальное предназначение.
Цель: показать виды и примеры захоронений , попытаться объяснить их порядок и смысл.Структура: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…….…..…2 стр.
Глава 1. Ритуал погребального обряда в эпоху бронзы…………….…3стр.
Глава 2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе................………..….……6стр.

Глава 3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья .……..............……………………...…..8стр.
Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.
Заключение………………………………………………………………...21стр.
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

реферат археология.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………….…….…..…2 стр.

Глава 1. Ритуал погребального обряда в эпоху бронзы…………….…3стр.

Глава 2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе................………..….……6стр.

 

Глава 3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья  .……..............……………………...…..8стр. 

Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.

Заключение………………………………………………………………...21стр.

Список  литературы…………………………………………………….…22стр.

 

Введение 
 

В эпоху  бронзы началось производственное освоение металла, в том числе и золота. Появление новых форм пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части  животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству. Развитие мотыжного земледелия. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Из-за этого происходит крушение матриархального рода и на смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения. Не осталась без изменения и духовная жизни людей , в которой также прошел ряд изменений. Это отразилось и в погребальных обрядах и в манере захоронений. Начинается «мифологическая» стадия развития первобытного сознания, возникает представление о двойственности мира, о душе, формируется концепция другого мира, влияющего на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего. Формируется мифологическое объяснение различных сторон бытия и в том числе психофизиологического, расширяются представления человека о загробной жизни, а в связи с этим расширяется и  погребальный инвентарь.

     Я рассмотрела эпоху бронзы  на примере параллелей развития погребальных обрядов в эпоху ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе также я затронула основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья , а в поздней бронзе я рассмотрела погребения с навершиями булав.

    Задача исследования: рассмотреть примеры археологических находок эпохи бронзы и понять их ритуальное предназначение.

Цель: показать виды и примеры захоронений , попытаться объяснить их порядок и смысл.Структура: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения. 

1. Ритуал погребального  обряда в эпоху  бронзы 

      К настоящему времени накоплен большой материал о погребальном обряде различных культур эпохи бронзы. Одним из атрибутов обряда являлось использование красящих веществ минерального и органического происхождения. Обычно это охра различных оттенков красного спектра. Черная краска представлена углем растительного или животного происхождения, в качестве белой краски использовался мел, белые породы глин. В археологической науке значение этой цветовой триады пока не определено. Всестороннее изучение данной стороны погребального обряда: значение красок, их символика и социальная обусловленность - позволяет объяснить некоторые стороны космологических, мифологических, религиозных представлений носителей древних археологических культур.

        Наиболее раннее использование красок человеком относится к эпохе среднего палеолита. Краски, обычно красная и ее оттенки, применялись в различных целях, в том числе и в погребальном обряде. Значение погребального обряда, как «наивно-реалистическое» представление о продолжении жизни после смерти в ее реальных формах предопределяло использование охры, как «наивно-реалистический» акт, символизирующий кровь. Белый, черный, красный цвета во всех археологических и этнографических культурах имеют множество обозначений и значений. Они ассоциируются с определенными жидкостями, истечениями, выделениями человеческого тела и берут свою символику из процессов родов, вскармливания, выделения, что всегда связано с наличием крови, молока, нечистот. Поэтом употребление и значение красок в ритуалах и обрядах палеолитического человека тесно связано с его физиологией и являлось «наивно-реалистическим» воплощением принципа соответствия. Человеческий организм и важный для его существования опыт послужили источником цветовой классификации. Восприятие, последующее осознание и объяснение цветовой триады было следствием изначального психофизиологического опыта человека и носило общечеловеческий характер.

        В эпоху энеолита-бронзы происходят значительные социально-экономические изменения в человеческом обществе, соответственно развиваются космологические и мифологические представления, идет постепенный процесс превращения «наивно-реалистического» миропонимания в зародыш религии. Прежнее мировосприятие постепенно прикрывается мифологической оболочкой. Начинается «мифологическая» стадия развития первобытного сознания, возникает представление о двойственности мира, о душе, формируется концепция другого мира, влияющего на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего. Формируется мифологическое объяснение различных сторон бытия и в том числе психофизиологического общечеловеческого опыта и его отражения - цветовой триады. Использование красок в погребальном обряде (в частности, охры), хотя и несет прежнюю семантическую нагрузку, но она уже деформирована новым «мифологическим» уровнем человеческого сознания. В результате, цветовая триада обожествляется, связывается с положительными и отрицательными сторонами человеческой жизни, сторонами света, с трехчленным делением мира. Мифологическое мировоззрение на своем завершающем этапе формирования становится сознательным и получает отражение в литературных памятниках.

        Исследование археологических культур эпохи бронзы юга Украины позволило сделать вывод о принадлежности их носителей к индоевропейскому населению. Соответственно обосновывалась правомочность привлечения древнеиндийских письменных источников для изучения космологии, мифологии носителей ямной, катакомбной и других археологических культур. Изучение идеологических представлений по древнеиндийскому эпосу помогает приблизиться к пониманию их духовной культуры и внутреннего мира и в некоторой мере, хотя и гипотетично, объяснить существующий археологический материал, в частности: использование и значение охры в погребальном обряде.

       Определенная роль в древнеиндийской мифологии отводится цветовой символике. В главе «Махабхараты» «Теология Вишну» показано значение цвета для жизни и судьбы человека. Согласно представлениям древних индийцев (индоевропейцев) душа бессмертна, она постоянно переселяется из одного тела в другое, но жизнь в любом теле связывалась со страданием и каждое новое воплощение считалось злом. Благом считалось прекращение возрождений, т. е. достижение освобождения и совершенства. Полагалось, что путь для людей определяется цветом и каждая стадия перевоплощения носит определенный цвет. Пребывание души в человеческом состоянии соотносилось с красным или светло-желтым цветом, в зависимости от содеянного и стремления к освобождению. Поэтому находящийся в красном цвете подлежит возвращению в мир людей до тех пор, пока не приблизится к освобождению. Состояние освобождения связывалось с белым цветом.

       Таким образом, данный миф некоторым образом объясняет употребление охры в погребальном обряде эпохи энеолита-бронзы. Так как человек совершает в жизни различные поступки, то его душа не может быть только праведной или грешной, а соответственно, чтобы достигнуть совершенства и освобождения, она должна многократно побывать в человеческом состоянии и в каждом своем бытии становится лучше, приблизиться к полному освобождению и больше не возвращаться в этот мир. Покрытие покойников охрой (в частности, в ямной археологической культуре), а соответственно придание им красного цвета, могло преследовать цель повторного возвращения их душ в человеческое состояние, в мир людей. 
 
 
 
 

2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе

      В археологической литературе спорадически отмечалось некоторое сходство степных катакомб и кавказских дольменов. Новые результаты работ новостроечных экспедиций в Приазовье и последние исследования дольменов  позволяют конкретизировать этот вопрос.

       В конце 2 тыс. до н.э. в Приазовье и Прикубанье распространяются, новые погребальные обряды. Их основные черты: одиночные, парные, реже групповые захоронения в позе относительно слабой скорченности на правом боку, с преобладанием западной и южной ориентировок, в глубоких прямоугольных ямах со следами деревянных и земляных конструкций. Инвентарь: части погребальных повозок, плоскодонная подлощенная керамика часто с ручками и налепами, но скупо орнаментированная, молоточковидные булавки, модели домиков-кибиток, наборы птичьих костей, обилие металлических изделий и т.д., контрастирует с находками в погребениях предшествующей эпохи. Описанные обряд и инвентарь сохраняются и в ранних приазовских катакомбах, что позволяет предполагать эволюцию типа погребальных сооружений.

       Стратиграфия курганных захоронений Приазовья имеет следующую последовательность: а) прямоугольные ямы с деревянными обшивками и перекрытиями; б) катакомбы с вытянутыми прямоугольными колодцами и уплощенными прямоугольными камерами; в) катакомбы с трапецевидными колодцами и купольными овальными камерами; г) катакомбы с округлыми колодцами и полусферическими камерами. Сравним эту последовательность с эволюцией дольменов Западного Кавказе: а) прямоугольные дольмены-ящики без отверстий; б) вытянутые прямоугольные портальные с отверстиями; в) трапецевидные; г) составные округло-овальные о купольным сводом. Развитие входных отверстий в катакомбах может быть определено как переход от щелевидно-прямоугольных к арочным и овально-округлым. У дольменов: от прямоугольных к круглым, овальным и арочным. Сопоставимы дольменные пробки-втулки и каменные, земляные, деревянные заслоны катакомб. Конструктивное сходство дольменов Новосвободной, дольмена из Джубги, дольменов-монолитов с катакомбами доходит до тождества. В свою очередь, «портальное» оформление входа в ранних катакомбах, продольный паз в полу, перед камерой, перекликается с конструкциями дольменов.

        Катакомбы и дольмены одинаково обращены входом к солнцу: на восток, юг, запад. Ориентировка на север - исключение. Ранние дольмены также как и погребения Приазовья окружали кромлехами, перекрывали земляной насыпью.

         Слабая изученность погребальных ритуалов в дольменах не позволяет в полной мере провести их сравнение с катакомбными, однако такие особенности, как скорченное положение окрашенных костяков головой на юг, групповые и вторичные захоронения, культ огня и др. - аналогичны особенностям обряда в приазовских катакомбах. Вновь тождественны некоторые детали, например, обычай оставлять жаровню-жертвенник на ступеньке перед входом в катакомбу и дольмен.

        Металл в ранних катакомбах типологически тождественен дольменному. Ранняя керамика с характерным щебёночным тестом и подлощенной поверхностью аналогична дольменной, хотя позднее сосуды степных катакомб существенно отличаются от южной.

       Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что население Приазовья эпохи ранней бронзы было в большей, чем считалось ранее, степени связано с мегалитическими традициями. Однако не следует прямолинейно отождествлять дольменную культуру с катакомбной, ибо распространение традиций не обязательно связано с экспансией населения. Некоторые факты свидетельствуют больше в пользу миграции идей, чем народов.

    

3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья

 

       Определённая взаимосвязь прослежена в сфере погребального обряда. Однако, причины изменения таких значимых его характеристик, как поза и ориентировка умерших, происхождение различных вариантов погребальных сооружений - всё это установлено весьма фрагментарно. Но иначе и не может быть, так как изучаемые древности Нижнего Подонья составляют лишь часть того локально-хронологического контекста, в рамках которого происходило развитие погребальных обрядов эпохи бронзы Предкавказья и, в частности, катакомбного обряда.

       Видоизменения категорий инвентаря и элементов обряда, по всей вероятности, относительно независимы друг от друга. Лишь перемены в составе инвентаря могут быть обусловлены сменой погребального ритуала. Поэтому специфика имеющихся источников (исключительно погребения) позволяет сосредоточиться на исследовании погребальных традиций. Как и в случае с предметами материальной культуры, анализ обряда требует сначала хронологической организации данных, а затем выявления сходства и различий: в чём сохраняется традиция и в чём выражается новация.

     Поскольку основные разновидности погребального обряда

(ямный,  подбойный, катакомбный) предполагают  сочетание ряда признаков, то  важно установить структуру каждой  из рассматриваемых разновидностей. Список этих признаков традиционен:

           1. Положение в кургане;

           2. Тип погребального сооружения;

           3. Поза и ориентировка костяка;

Информация о работе Погребальные обряды