Особенности речевого поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Интерес к коммуникационному аспекту речи – это интерес к речи как форме поведения человека, в которой обнаруживаются проявления его характера, его отношения с другими людьми, его жизненные позиции. В этом смысле можно говорить о речевых поступках, понимаемых как действие в речевой сфере: словом можно обидеть, приласкать, ввести в заблуждение; можно вести словесный бой, играть словами и проч. Особенности речевой коммуникации могут определять тип людей – молчун, болтун, брюзга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...
3
1. Структура речевой коммуникации…………………………………
4
2. Характеристика коммуникативных качеств……………………..
6
3. Речь в межличностном общении…………………………………….
8
4. Речь в социальном взаимодействии………………………………...
12
Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

Выбор стиля произношения также относится к числу социально-символических  средств. Выделяют высокий и низкий стили. Высокий стиль воспринимается как более официальный, дистанцированный, за счет подчеркнуто правильного употребления слов и построения предложений. Низкий стиль, включающий в себя разговорную речь (жаргонные  слова, сленг), воспринимается как неформальный, дружеский.

Говорящий, используя определенные приемы, может способствовать формированию собственного образа в глазах других, например, казаться более уверенным, более контролирующим ситуацию. Сравним  фразу «Я думаю, мы могли бы пообедать  сегодня у меня» с фразой «Сегодня будем обедать у меня». Во втором случае явно слышится  влиятельный тон. Таким образом, сама структура предложения  как бы направляет действие.

Исследователи в области  коммуникации выделяют несколько так  называемых невлиятельных форм сообщений:

1. Уклончивые фразы, отражающие  субъективность: «я предполагаю», «наверное»  и т.п.

2. Нерешительность, лингвистическое  заикание (использование междометий  типа «э», «вы знаете», «ну»  и т.п.).

3. Вежливые формы: «простите», «извините», «будьте любезны».

4. Использование вопросов-концовок: «Здесь очень жарко, правда?».

5. Интенсивные слова: «великолепно»,  «замечательно», «очень».

Смена стиля обращения, в  частности использование формы  обращений ты / вы, сама по себе может быть приемом, направленным на повышение или понижение статуса. Переход от «ты» к «вы» часто является стратегией отчуждения, которая может демонстрировать неодобрение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, означает расположение, стремление к меньшей формальности и большему дружелюбию.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гойхман О.Я., Надеина  Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

2.  Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа,1989.

3. Голуб И.Б. Стилистика  русского языка. М.: «Айрис Пресс», 2001.


Информация о работе Особенности речевого поведения