Особенности речевого поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Интерес к коммуникационному аспекту речи – это интерес к речи как форме поведения человека, в которой обнаруживаются проявления его характера, его отношения с другими людьми, его жизненные позиции. В этом смысле можно говорить о речевых поступках, понимаемых как действие в речевой сфере: словом можно обидеть, приласкать, ввести в заблуждение; можно вести словесный бой, играть словами и проч. Особенности речевой коммуникации могут определять тип людей – молчун, болтун, брюзга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...
3
1. Структура речевой коммуникации…………………………………
4
2. Характеристика коммуникативных качеств……………………..
6
3. Речь в межличностном общении…………………………………….
8
4. Речь в социальном взаимодействии………………………………...
12
Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

Цель фатического речевого поведения – высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Правила, которыми пользуются при этом собеседники, определяются ими интуитивно. Имея равные права в разговоре, собеседники  не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему. Поэтому они не особенно соизмеряют сказанное, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать нужное обозначение в памяти. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и потому активно используются.

Информационное  речевое поведение может проявляться различными способами. Обратим внимание на  три их них.

1. Совместное решение  задачи: речевые высказывания направлены  на достижение общей точки  зрения. Этот способ общения предполагает  наличие общей цели, что заметно  ограничивает тематику. Набор адекватных  для данного способа правил  ведения разговора также ограничен:  каждое высказывание тщательно  взвешивается, каждое слово достаточно  строго подбирается и оценивается.  Допускаются повторы и уточнения;  решение вырабатывается совместно  при обоюдном согласии собеседников.

2. Задавание вопросов, при  котором один из собеседников  – задающий вопросы – заинтересован  в получении определенной информации. Его право задавать вопросы  может определяться социальной  ролью (отец, экзаменатор) либо  соглашением о цели спрашивания  (тогда он получает разрешение  задавать вопросы). Право отвечающего  – уклониться от ответа, задать  встречный вопрос, обсудить заданный  вопрос. Тема общения не всегда  четко определена. Допустимы повторы  и уточнения, т.е. избыточность. Слова и реплики обычно взвешиваются  более тщательно, чем при фатическом  речевом поведении.

3. Уточнение понимания.  Данный способ общения следует  за другими способами и предполагает  решение задачи о причинах  непонимания. Оба партнера имеют  право в любой момент выйти из данного способа общения, заявив, что все уже понятно, и перейти к другому способу.

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается  сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается  по инициативе любого из партнеров. 

 

Речь  и самооценка

Одна из важнейших особенностей речевого поведения в межличностном  взаимодействии – способность  влиять на самооценку говорящих и слушающих. Наши сообщения могут содержать  три типа  ре-акций.

1. Мы можем поддержать  Я-концепции других людей и  обращаться к ним так, как  они того ожидают.

2. Мы можем не принять  самоопределения других людей,  отказавшись разделить их взгляды  относительно их самих.

3. Мы можем не замечать  самоопределений других (отказываем  им в поддержке). Отказ в поддержке  означает, что мы не считаем  нужным давать другим знать  – что мы чувствуем при общении  с ними; обращаемся с ними одним  и тем же способом независимо  от их слов или поведения.  Тем самым мы игнорируем их. При этом отказ в поддержке  может быть непреднамеренным, просто  человек не осознает важность  поддержки для личностной самооценки.

Существуют классификации  сообщений с преобладанием поддерживающего  или неподдерживающего стиля. Так, среди речевых посланий, носящих  характер поддержки,  выделяют:

1) прямое признание, когда  собеседник соглашается с тем,  что вы сказали (это проявляется  в заинтересованности  в разговоре);

2) уточняющие реплики:  собеседник просит вас пояснить  что-либо, уточнить;

3) выражение положительных  чувств – собеседник говорит  Вам о том, что его вполне  удовлетворяет ваше сообщение.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, выделяют:

1) уход от обсуждения. Собеседник реагирует на сообщение,  но быстро переводит разговор  в другом направлении («Хорошо провела отпуск?» – «Нормально. Как ты думаешь, погода к вечеру не изменится?»). Другой вариант – когда даже не предпринимается попытка связать свой ответ с вашим сообщением («Если бы Вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!» – «А давеча Вы были правы: осетрина-то с душком» А.П.Чехов);

2) безличные предложения,  подчеркнуто правильная, наукообразная  речь, отказ от личного общения;

3) перебивание – вас  прервали на полуфразе и не  дают ее закончить;

4) высказывания, содержащие  противоречия между словесным  содержанием и тоном, с которым  они произносятся («Конечно, ты всегда прав» – при произнесении ироническим тоном).

В повседневной жизни нередки  ситуации, когда мы хотим или  должны отказаться от общения, но даже в этом случае полезно помнить о важности поддерживающего стиля. 

 

Роль  слушающего

Слушающий способен влиять на речевое поведение говорящего, т.к. он находится рядом и его  реакция очевидна. В определенных ситуациях между говорящим и  слушающим может возникнуть конфликт. Например, говорящий использует привычный  для него словарь, внелитературное  или узкопрофессиональное словоупотребление, а слушающий не принимает этого, предпочитает оставаться в рамках литературного  языка.

Готовность приспособиться к чужому речевому опыту в той  же мере, как желание реализовать  собственный, позволяет говорить о  таком варианте речевого поведения, как поиск общего языка. Найти  общий язык – означает для говорящего  быть способным актуализировать навыки, равные (или сходные) с навыками слушающего. Ориентируя речь на собеседника, говорящий может прибегать к разнообразным средствам коммуникативной адресации, используя,  например выражения:  «Если так можно выразиться…», «Как говорится…» и т.п. С этой же целью может употребляться жаргон, диалектные слова и проч.

В современной социально-психологической  литературе большое внимание уделяется  анализу стилей слушания. При этом исходным является утверждение о том, что слушание – это активный процесс, требующий определенных навыков. Среди таких навыков выделяют приемы нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического  слушания.

Нерефлексивное  слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Оно полезно тогда, когда собеседник, желая обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев, горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «понимаю», «да» и т.п. или невербальных (без слов) приемов поддержки, например, утвердительный наклон головы.

Рефлексивное (или активное) слушание – это обратная связь с говорящим, используемая для проверки точности восприятия услышанного. В данном случае слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, отражение  чувств, резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями: «Не могли бы вы повторить еще раз?», «Мне не совсем ясно, что Вы имели в виду…» и т.п.

Перефразирование состоит  в передаче говорящему его же сообщения, но другими словами  с целью проверки точности услышанного. Перефразирование может начинаться словами «Если я правильно Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Иначе говоря, Вы считаете…». При этом важно выбирать только существенные моменты сообщения, его смысл и идеи.

Отражение чувств при рефлексивном слушании означает обращение внимание на эмоциональное состояние говорящего. При этом используются такие фразы, как «Вероятно, Вы испытываете…», «Наверное, Вы чувствуете…» и проч. Применяя этот прием, важно следить за невербальным поведением собеседника (выражением лица, позой, жестами);  стараться представлять  себя на его месте.

Используя приемы активного  слушания, необходимо помнить, что в  каждый конкретный момент ваша реакция  на услышанное должна быть адекватной и естественной.

В результате резюмирования  (подытоживания) фрагменты разговора соединяются в смысловое единство. Типичными фразами при этом могут быть следующие: «Как я понял, Вашим основными идеями являются…», «Если подытожить все сказанное…» и т.п.

Эмпатическое  слушание – это понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатическое слушание отличается от рефлексивного не используемыми приемами (уточнение, перефразирование, резюмирование), а целями и намерениями. Цель рефлексивного слушания – осознать сообщение говорящего, принимая во внимание его чувства; цель эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску высказываний и их значение для  другого человека. Эмпатическое слушание – это более интимный вид общения по сравнению с активным слушанием, оно исключает критическое восприятие.

4. Речь в социальном  взаимодействии

 

В социально ориентированном общении дистанция между партнерами увеличивается, вследствие чего контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

Для речевого поведения в  социальном взаимодействии основное  значение имеет речевое  оформление  социально-ролевого  статуса  участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за посылаемыми речевыми сообщениями, снижение личностного начала в речевом поведении.

Отличительная особенность  речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны  получателей сообщения. Эти ожидания обусловлены ролевыми стереотипами, существующими в представлении  адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или  не вызывает доверие, владеет или  не владеет выступающий темой  и т.п. Поэтому для речи в социальном взаимодействии характерна своеобразная обезличенность, когда участники  речевого общения говорят как  бы не от себя, а «от имени группы», представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

Особое значение в социальном взаимодействии приобретают применяемые  собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения  понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в  себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий  общения и личностей коммуникаторов, а также линию беседы. Целью  стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения  понимается как совокупность приемов  ведения беседы и линия поведения  на определенном этапе разговора. Она  включает приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия  на него.

Тактика может меняться в  течение разговора в зависимости  от условий общения, полученных сведений, чувств, эмоций. Чтобы управлять  линией беседы, необходимо заранее  продумывать общую картину и  возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, уметь оценить стратегию и  тактику собеседника, вырабатывать пути гибкого реагирования или оказания противодействия.  

 

Речь  как средство утверждения социального  статуса

В социально ориентированном  общении социальные роли его участников – это важнейший фактор речевого поведения. Вместе с тем существует следующая зависимость: не только ролевая  ситуация задает характер речевого поведения, но и выбранные средства конструируют социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения  социального статуса участников общения.

Для адекватного понимания  речевого сообщения участники коммуникации различными способами обозначают социальные отношения. Кроме прямых представлений, когда называются социальные роли собеседников, существуют косвенные – социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

К числу таких средств  можно отнести выбор формы обращения, которая может выявлять социальную иерархию, а также выражать личное отношение к партнеру. Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или  неформальность отношений. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик», «милейший». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например, «здравствуйте», «здорово, ребята», «приветствую вас», «пока», «всего хорошего» и т.д.

Приемом использования речи для повышения своего социального  статуса могут быть различные  обозначения для описания социальной роли или профессиональных функций. Так, часто самоуважение людей возрастает в зависимости от выбора названия их роли: «помощник директора» вместо «секретарь» или «работник санитарной службы» вместо «мусорщик».

К вербальным социально-символическим  средствам  также относится  намеренная имитация того или иного произношения, закрепленного за определенной группой людей. Замечено, что мы приспосабливаем наш  язык к языку партнера в том случае, если он нам нравится. С другой стороны, когда мы хотим отделаться от собеседника или группы, мы можем подчеркнуть различия в нашей речи. Например, канадцы, проживающие во Франции, отдают предпочтение тем политическим деятелям, которые произносят публичные речи на английском языке с сильным французским акцентом.

Информация о работе Особенности речевого поведения