Особенности культуры Древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, реферат

Краткое описание

В данной контрольной работе рассматриваются основные аспекты развития Древней Месопотамии: периоды развития, письменность, литература, наука, религия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…..3

2 Периодизация истории Древнего Междуречья…………………………….……4

2.1 Шумер………..…..…………………………………………………….……..4

2.2 Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура……………………..…..5-6

2.3 Вавилония во II тысячелетии до н. э……………..…………………………7

2.4 Законы Хаммурапи………………………..……………………………….…8

2.5 Ассирия в III и II тысячелетиях до н. э……………………..………….…....9

2.6 Вавилония в XII-VII вв. до н. э. и Ассирийская держава………..……10-11

2.7 Гибель Ассирии и Нововавилонская держава…………..……………..12-13

3 Культура…………….…………………………………………………………….14

3.1 Становление культуры Месопотамии………………..……………………14

3.2 Письменность (клинопись)…………..……………………………….…….15

4 Религия…………….……………………………………………………………...16

4.1 Шумейская эпоха…………………..………………………………………..16

4.2 Семитская эпоха……………………..…………………………………..17-18

4.3 Ассирийская эпоха……………………..…………………………………...19

Заключение…………………….……………………………………………………20

Список литературы……………………….………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Особенности культуры Древней Месопотамии.doc

— 770.00 Кб (Скачать)

     Между этими и местными божествами жрецы  стали устанавливать генеалогические  связи. Нингирсу был объявлен сыном  Энлиля, богиня Иннина – дочерью  Сина, позже – супругой Ану и т. д. Т.о., уже в шумерийскую эпоху, до вторжения семититских народов – аккадийцев, аморреев, шел процесс формирования пантеона богов из прежних божеств-покровителей общин.

     Изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов; исключением является Эа, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных. Вообще следы тотемизма здесь мало заметны. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте боги зачастую изображались в виде человека, но с головой какого-либо животного.

3.2 Семитская эпоха.

     Первоначальные  шумерийские образы богов очень  трудно очистить от последующих семитических наслоений. В семитскую эпоху  древнешумерские божества были сохранены в значительной мере под своими прежними именами. Но появился и ряд новых богов с семитическими именами. Иногда эти семитические имена давались старым шумерийским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени. Так, богиню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев – Эштар, у ассирийцев – Истар); бог Ларсы Уту, связанный с солнцем, получил название просто Шамаш (у евреев – Шемеш, у арабов – Шамс. По своему происхождению эти и другие божества семитического пантеона были все же покровителями отдельных общин: Наннар – он же древний Син – покровитель города Ура; Нинурта – Лагаша; Набу – города Борсиппы; Нергал вначале был местным патроном города Куту.

     Со  времени возвышения города Вавилона, с начала второго тысячелетия  до н. э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де вообще только один бог Мардук, все другие боги – это лишь разные его проявления: Нинурта – Мардук силы и т. д. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари прибирали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными повелителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась из-за сопротивления жрецов, и прежние боги продолжали почитаться.

     Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединенного Двуречья претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображаются лицом к лицу с богами либо носили божеские атрибуты.

     Вавилонские и другие жрецы поддерживали культ царей, ибо этот культ им самим обеспечивал устойчивость привилегированного положения. Они не соперничали с царями, как это порой делали египетские жрецы.

     Уже в древнейшую эпоху в связи  с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов. Жрецы – прислужники храмов, владевших значительными богатствами, представляли собой очень влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным. Одно из ритуальных требований к кандидатам – не иметь физических недостатков.

     Наряду  со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом  богини любви Иштар, практиковали храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим культам. С другой стороны, той же Иштар служили жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски. 

     Культ был строго регламентирован. Жрецы  были в то же время учеными. Они монополизировали знания, необходимые для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов.

     Ориентировка  знаний на небо, необходимость непрерывных  наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов – все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини стали ассоциироваться с небесными светилами. Возможно, что астральные черты, элементы олицетворения небесных явлений, входили в образы богов как составная часть и в самую начальную эпоху, еще до развития астрономических знаний. Ведь недаром и само понятие «бог» изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак сопровождал каждое имя бога или богини. Когда стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные светила и другие явления: произошла астрализация богов. Бог Ларсы Уту стал под именем Шамаш (солнце) почитаться по всей стране; бог Ура – Син был отождествлен с луной; другие великие боги – с планетами. Месяцы также посвящались богам.

     Эта астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии европейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков времени и делениям пространства священное значение. С этим связано появление священных чисел – 3, 7, 12, 60 (5 × 12) и др.

     Уже в древнейшую эпоху в Вавилонии  существовали космогонические мифы. Особенно интересен один мифологический текст, изложенный в сохранившейся серии 7 глиняных табличек; он носит условное название по начальным словам – «Энума элиш» (буквально – когда вверху). В мифе рассказывается начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство.

     Здесь говорится о первобытном хаосе  – Апсу. Это мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Мумму – подчиненный им дух. Ламму и Лахаму – мифологически старейшая пара богов. Далее в мифе рассказывается о борьбе народившихся богов с силами хаоса. Самый интересный эпизод в этой борьбе – момент, когда Тиамат поднимает свои страшные полчища против богов, против зарождающегося мирового порядка. Боги в страхе не решаются выступить против чудовища. Один только Мардук отваживается на бой и берется защитить богов, но с условием, что боги признают его первенство перед  всеми другими. Он после жестокой битвы побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело, создает из ее частей небо и землю. Отныне Мардук – первый между богами. Миф этот, созданный вавилонскими жрецами, призван был оправдать первенство бога Мардука над богами других подчиненных городов.

     В других мифологических текстах говорится  о создании первого человека по имени  Адапа, о потере этим первым человеком  бессмертия, т.е. о происхождении смерти.

     Наряду  с представлениями о небесных богах и культурных героев в религии  народов Двуречья крупную роль играли чрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. Наиболее опасными считались «семь духов бездны», виновники болезней. В заклинаниях перечисляются их имена и специальности: Ашакку поражал голову человека, Намтару – горло, злой Утукку – шею, Алу – грудь и т. д.

     Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты-аптропеи (обереги). В качестве апотропея против злого духа применялись, например, его собственное изображение, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.

     В древнем Междуречье практиковались весьма разнообразные чисто магические обряды. Описания их вместе с текстами заклинаний-заговоров дошли до нас в большом количестве. Среди них известны обряды лечебной и предохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магия была перемешана, как это обычно и бывает, с народной медициной, и в сохранившихся рецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых из них магия выступает вполне отчетливо.

     Чрезвычайно развита была в Вавилонии система мантики – различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т. п. Но самым характерным приемом мантики в Вавилонии было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого последнего способа (так называемая гепатоскопия) была разработана до виртуозности, каждая часть печени имела свое название, существовали графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадальными знаками. Впоследствии эта техника была заимствована - вероятно через хеттов и этрусков - римлянами. 

3.3 Ассирийская эпоха.

      В эпоху Ассирийской империи (VIII – VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии  изменилась мало. Ассирийцы не  внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность, а также религию. В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой «библиотеке Ашшурбанипала». Но пантеон богов был пополнен племенными и национальными божествами самих ассирийцев. Их племенной бог Ашур (Ассур) – типичный бог-воитель – превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех Крылатый бык с головой человека.

     прежних богов. Широкому распространению культа Ашура мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Главным служителем Ашура считался сам царь, якобы находившийся под особым покровительством этого бога. Культ Ашура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен и культ бога грозы Раммана (он же Адад).

     Интересно, что ассирийцы пытались придать  некоторым вавилонским божествам  черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Богиня плодородия и любви, мягкая Иштар превратилась у них в грозную воительницу.

     С крушением ассирийского владычества  быстро сошли на нет боги-покровители  Ассирии, и прежде всего Ашур. От ассирийского наслоения в религии Месопотамии не осталось и следа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Персидское  завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для вавилонян приход персов казался просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

     Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н. э. в Вавилон, где он «короновался», принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон и Александрия должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и умер 13 июня 323 г. до н. э. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н. э., когда страну захватили парфяне. От разгрома парфян город так и не оправился.

     Древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии на этот раз столкнулись с культурой, превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне чувствовали себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами, и что роковым образом сказалось на их культуре. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими, сколько социально-политическими: отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром, глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского еще в первой половине I тыс. до н. э. Подлинными носителями старой месопотамской культуры были ученые писцы и жрецы. Именно они на протяжении 300 лет сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом» мире. Однако все усилия были тщетны: месопотамская культура была обречена.

Информация о работе Особенности культуры Древней Месопотамии