Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, реферат
В данной контрольной работе рассматриваются основные аспекты развития Древней Месопотамии: периоды развития, письменность, литература, наука, религия.
Введение………………………………………………………………………….…..3
2 Периодизация истории Древнего Междуречья…………………………….……4
2.1 Шумер………..…..…………………………………………………….……..4
2.2 Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура……………………..…..5-6
2.3 Вавилония во II тысячелетии до н. э……………..…………………………7
2.4 Законы Хаммурапи………………………..……………………………….…8
2.5 Ассирия в III и II тысячелетиях до н. э……………………..………….…....9
2.6 Вавилония в XII-VII вв. до н. э. и Ассирийская держава………..……10-11
2.7 Гибель Ассирии и Нововавилонская держава…………..……………..12-13
3 Культура…………….…………………………………………………………….14
3.1 Становление культуры Месопотамии………………..……………………14
3.2 Письменность (клинопись)…………..……………………………….…….15
4 Религия…………….……………………………………………………………...16
4.1 Шумейская эпоха…………………..………………………………………..16
4.2 Семитская эпоха……………………..…………………………………..17-18
4.3 Ассирийская эпоха……………………..…………………………………...19
Заключение…………………….……………………………………………………20
Список литературы……………………….………………………………………...21
В 562 г. до н. э. Навуходоносор II умер, и после этого вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику и устранять неугодных им царей. В течение следующих двенадцати лет на престоле сменилось три царе. В 556 г. до н. э. трон достался Набониду, который был арамеем в отличие от предшествовавших ему нововавилонских царей халдейского происхождения.
Набонид стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ бога Луны Сина в ущерб культу верховного вавилонского бога Мардука. Тем самым он стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена, среди которых культ Сина был очень популярен. Однако религиозная реформа привела Набонида к конфликту со жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке.
В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного там во время войны с ассирийцами в 609 г. до н. э. храма бога Сина. Набонид покорил также область Тейма в северной части Центральной Аравии и установил контроль над караванными дорогами по пустыне через оазис Тейма в Египет. Этот путь имел большое значение для Вавилонии, поскольку к середине VI в. до н. э. Евфрат изменил свое течение, и поэтому морская торговля через Персидский залив из гаваней в городе Уре стала уже невозможной.
Пока Набонид был занят активной внешней политикой на западе, у восточных границ Вавилона появился могущественный противник. Персидский царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны до границ с Индией и имел в своем распоряжении огромную и хорошо вооруженную армию, готовился к походу против Вавилонии. Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны. Однако положение Вавилонии стало уже безнадежным. Поскольку Набонид стремился сломить могущество и влияние жрецов бога Мардука и пренебрегал религиозными праздниками, связанными с его культом, влиятельные жреческие круги, недовольные своим царем, были готовы помочь любому его противнику. Вавилонская армия, истощенная в многолетних войнах в Аравийской пустыне, не смогла отразить натиск во много раз превосходящих сил персидской армии. В октябре 539 г. до н. э. Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила свою независимость.
2 Культура
2.1 Становление культуры Месопотамии.
Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности означает сложение культуры и сознания принципиально нового типа. Как первое, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности, новым характером отношений между людьми. Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность различия между разностадиальными культурами стали предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место в обществе; основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике.
Мышление человека первобытной культуры можно определить как «комплексное», с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружен в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает «теоретическая» текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление «гражданских» отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.
По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современных. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества; в Месопотамии новый тип людей – носителей такой культуры лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и ученого писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы, и военные походы, занятые прогнозированием будущего, совершенствованием системы письма и обучением смены, первыми вырвались из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших задач требовались новые формы и приемы мышления.
На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно «ионизировалась», подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдаленных и глухих селений, многие племена оказывались не затронутыми ею.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и «теоретической» деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретенная шумерами клинопись – самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось – грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, стелах и т.д. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, каждый год археологи находят тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещренная клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, как для Египта – пирамиды.
2.2 Письменность (клинопись).
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV – III тыс. до н. э. Она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В IX – IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, для подведения точных подсчетов, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках отпадала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Эта теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую форму древнейших табличек.
Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, упрощения начертания, в результате чего появились клинописные знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в словесном значении, но и в отрыве от него. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.
Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они служили «памятками» и вещественным подтверждением условий сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо разногласий.
Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, сборники пословиц, «школьные» и «научные» тексты – списки знаков, стран, минералов, растений, рыб, профессий и, наконец, первые двуязычные словари.
Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно, также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись заимствуют урарты; персы также создают свое парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Клинопись во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности.
Престиж
месопотамской культуры в письменности
был столь велик, что во 2-ой половине
II тыс. до н. э. аккадский язык и клинопись
становятся средством международного
общения на всем Ближнем Востоке. Даже
своим вассалам в Палестине фараоны пишут
не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при
дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины
и Египта изучают аккадский язык, клинопись
и литературу. Чужая сложная грамота доставляла
этим писцам немало мучений: на некоторых
табличках из Телль-Амарны видны следы
краски. Это египетские писцы пытались
разделить на слова сплошные строки клинописных
текстов. 1400 – 600 гг. до н. э. – время наибольшего
влияния месопотамской цивилизации на
окружающий мир. Шумерские и аккадские
ритуальные, «научные» и литературные
тексты переписываются и переводятся
на другие языки во всем ареале клинописи.
3 Религия
3.1 Шумейская эпоха
Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими, развитие это протекало в значительной степени параллельно. Поэтому, по крайней мере в раннюю эпоху, формы религии в обеих странах имели очень много общего; были и существенные различия.
Источниками изучения религий древнего Двуречья служат чрезвычайно многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов, и найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения богов, духов и пр.
Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к 4-ому тысячелетию до н. э. Она принадлежала шумерам – древнейшему досемитическому населению Месопотамии. Древние шумерийские общины представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждый свой общинный культ. У каждой общины был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего служителя – князя общины. Он был одновременно и вождем, и жрецом.
Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху – до начала третьего тысячелетия – были совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти в еще более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. На некоторых примерах можно как бы воочию видеть, как складывались образы общинных (или племенных) патронов. В древнем городе Лагаше богом-покровителем считался Нингирсу (т.е. повелитель Гирсу). А Гирсу – это был небольшой поселок, влившийся в состав Лагаша. Другой поселок, вошедший в Лагаш, имел покровительницей богиню Бау. И вот, когда произошло объединение этих поселков, возникло представление, что богиня Бау – жена Нингирсу.
Уже в шумерийскую эпоху (4 – 3 тысячелетие до. н. э.), путем слияния поселков в крупные поселения и комбинирования местных представлений о богах-покровителях, выделялись общенародные божества. В числе их особенно выделялись: Ану, Эа, Энлиль. Происхождение этих образов неясно, во всяком случае, они сложные. Ану – от шумерийского ан (небо) – вначале был просто олицетворением неба. Этимология имени Энлиль спорна; считают, что она восходит к шумерскому лиль (ветер, дыхание, тень, дух). В текстах Энлиль получает эпитеты «царь наводнения», «гора ветра», «царь страны» и пр. Возможно, что это божество было связано с ветром, дующим с гор и нагоняющим дождевые тучи, а отсюда иногда возникали и наводнения. Бог Эа почитался особо приморскими общинами и был покровителем рыбаков; его изображали в виде человека-рыбы; в мифах изображался как защитник людей от других богов. В эпоху политического объединения страны названные три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану – непостижим и далек, Энлиль – могуч и царствен, Эа – мудр и свят.
Информация о работе Особенности культуры Древней Месопотамии