Особенности культуры Древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, реферат

Краткое описание

В данной контрольной работе рассматриваются основные аспекты развития Древней Месопотамии: периоды развития, письменность, литература, наука, религия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…..3

2 Периодизация истории Древнего Междуречья…………………………….……4

2.1 Шумер………..…..…………………………………………………….……..4

2.2 Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура……………………..…..5-6

2.3 Вавилония во II тысячелетии до н. э……………..…………………………7

2.4 Законы Хаммурапи………………………..……………………………….…8

2.5 Ассирия в III и II тысячелетиях до н. э……………………..………….…....9

2.6 Вавилония в XII-VII вв. до н. э. и Ассирийская держава………..……10-11

2.7 Гибель Ассирии и Нововавилонская держава…………..……………..12-13

3 Культура…………….…………………………………………………………….14

3.1 Становление культуры Месопотамии………………..……………………14

3.2 Письменность (клинопись)…………..……………………………….…….15

4 Религия…………….……………………………………………………………...16

4.1 Шумейская эпоха…………………..………………………………………..16

4.2 Семитская эпоха……………………..…………………………………..17-18

4.3 Ассирийская эпоха……………………..…………………………………...19

Заключение…………………….……………………………………………………20

Список литературы……………………….………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Особенности культуры Древней Месопотамии.doc

— 770.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

2 Периодизация  истории Древнего Междуречья…………………………….……4

   2.1 Шумер………..…..…………………………………………………….……..4

   2.2 Месопотамия  в эпоху господства Аккада  и Ура……………………..…..5-6

   2.3 Вавилония  во II тысячелетии до н. э……………..…………………………7

   2.4 Законы  Хаммурапи………………………..……………………………….…8

   2.5 Ассирия  в III и II тысячелетиях до н.  э……………………..………….…....9

   2.6 Вавилония  в XII-VII вв. до н. э. и Ассирийская  держава………..……10-11

   2.7 Гибель  Ассирии и Нововавилонская держава…………..……………..12-13

3 Культура…………….…………………………………………………………….14

   3.1 Становление  культуры Месопотамии………………..……………………14

   3.2 Письменность (клинопись)…………..……………………………….…….15

4 Религия…………….……………………………………………………………...16

   4.1 Шумейская  эпоха…………………..………………………………………..16

   4.2 Семитская эпоха……………………..…………………………………..17-18

   4.3 Ассирийская  эпоха……………………..…………………………………...19

Заключение…………………….……………………………………………………20

Список литературы……………………….………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Культурология (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание) – наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности ее развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

     Термин  «культурология» был предложен  в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900 – 1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют.Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

     Предмет культурологии – исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передается из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные ее подсистемы – экономическую, политическую, религиозную, художественную – с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

     В данной контрольной работе рассматриваются основные аспекты развития Древней Месопотамии: периоды развития, письменность, литература, наука, религия.

     Месопотамией, или Двуречьем (Междуречьем), древние  греки называли территорию, пролегавшую между двумя западноазиатскими реками – Тигром и Евфратом. В долине этих великих рек древности в IV тысячелетии до н. э. начала складываться высокая культура, не уступающая египетской. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысяч лет существовало одно государство, населяемое одним народом, в Двуречье сменили друг друга несколько государств: Шумер и Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия.

     Самая ранняя на территории Двуречья – шумерская  культура – существовала приблизительно с 3000 г. до н. э. и до 2400 г. до н. э. в южной части региона. В 2400 г. до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер и подчинил его власти Аккада. Народ Аккада, очень многое позаимствовав у шумеров, воспринял их культурное наследие.

     Приблизительно  с 2000 г. до н. э. здесь же, в долине Тигра и Ефрата, начала формироваться вавилонская культура. Вавилония стала наследницей шумеро-аккадской цивилизации. Цари Вавилона во II тысячелетии до н. э. смогли объединить под своей властью все области Шумера и Аккада. Расцвет вавилонской культуры связывают с правлением Хаммурапи (1800 г. до н. э.). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший политический, экономический и культурный центр. Однако в 539 г. до н. э. Вавилония была завоевана персами.

     В Северной Месопотамии примерно с 1400 по 600 гг. до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия. Расцвет ассирийской культуры приходится на 800 – 700 гг. до н. э. В 605 г. до н. э. Вавилон и Мидия уничтожают это государство.

     В культурном плане между ними много  сходства, поэтому часто ученые описывают  три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. 

1 Периодизация истории Древнего Междуречья

1.1 Шумер

     На  рубеже IV и III тыс. до н. э. в южной  части Междуречья Тигра и Евфрата  появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40 – 50 тыс. человек. На крайнем юго-западе Месопотамии находился город Эриду, близ него – город Ур, имевший огромное значение в политической истории шумеров. На берегу Евфрата, к северу от Ура, находился город Ларса, а к востоку от него, на берегу Тигра, – Лагаш. Большую роль в объединении страны сыграл город Урук, возникший на Евфрате. В центре Месопотамии на Евфрате находился Ниппур, являвшийся главным святилищем всего Шумера.

     В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль / энси. Лугаль в переводе означает «большой человек». Так обычно называли царей. Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом и ближайшей округой. Этот титул свидетельствует о том, что первоначальный представитель государственной власти был также главой жречества.

     Во  второй половине III тыс. до н. э. на преобладающее положение в Шумере стал претендовать Лагаш. В середине XXV в. до н. э. Лагаш в жестокой битве разгромил своего постоянного врага - город Умму, расположенный к северу от него. Позднее правитель Лагаша Энметена (около 2360 – 2340 гг. до н. э.) победоносно закончил войну с Уммой.

     Внутренне положение Лагаша не было прочным. Народные массы города были ущемлены в своих экономических и политических правах. Чтобы восстановить их, они  объединились вокруг Уруинимгины, одного из влиятельных граждан города. Тот сместил энси по имени Лугальанда и сам занял его место. За период своего правления (2318 – 2312 гг. до н. э.) он провел важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными правовыми актами в области социально-экономических отношений. Были отменены поборы со жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмовых работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации. Определенные уступки были сделаны рядовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена повинность на оросительных сооружениях. Также, была восстановлена судебная организация в сельских общинах и гарантировано право граждан Лагаша, защитившее их от ростовщической кабалы. Наконец, была ликвидировано многомужество. Все эти реформы Уруинимгина выдал за договор с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя объявил исполнителем его воли.

     Основной  отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу III тыс. до н. э. относится шумерский литературный памятник, носящий название «Земледельческий альманах». Также большое значение в хозяйстве страны имело скотоводство.

     Развивалось ремесло. Среди городских ремесленников было много строителей домов. Раскопки в Уре памятников, относящихся к середине III тыс. до н. э., показывают высокий уровень мастерства шумерской металлургии. Южная Месопотамия не располагала многими материалами, золото доставляли из западных областей Индии, ляпис-лазурь – из современного Бадахшана в Афганистане, камень для сосудов – из Ирана, серебро – из Малой Азии. В обмен на эти товары шумеры продавали шерсть, зерно и финики.

     Из  местного сырья ремесленники имели  в своем распоряжении лишь глину, тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем гончаров, строителей, ткачей, кузнецов и других мастеровых. Уже в этот ранний период кирпич подвергался обжигу в печах. С середины III тыс. до н. э. для производства посуды стал употребляться гончарный круг. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и глазурью.

     В начале III тыс. до н. э. стали изготовлять бронзовые орудия, которые до конца следующего тысячелетия, когда начался железный век, оставались основными металлическими орудиями.

1.2 Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура.

     Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии  была заселена аккадцами. Самым древним  городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу Евфрата, там, где эта река и Тигр наиболее близко подходят друг к другу.

     Около 2334 г. до н. э. царем Аккада стал Саргон Древний. Он был основателем династии: начиная с него самого, пять царей, сын сменяя отца, правили страной в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон было принято им после восшествия на престол, так как оно значит «истинный царь» (по-аккадски Шаррукен). Личность этого правителя еще при жизни была окутана множеством легенд. Он говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал… Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке».

     Лугальзагеси, который установил свою власть почти  во всех шумерских городах, вступил  в долгую борьбу с Саргоном. После  нескольких неудач последнему удалось одержать решительную победу над своим противником. После этого Саргон совершил успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседней страны Элама. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 человек, которые, по его словам, ежедневно обедали у него за столом. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.

     При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

     В конце правления Саргона голод  вызвал восстание в стране, которое  было подавлено уже после его смерти, около 2270 г. до н. э., его младшим сыном Римушем. Но впоследствии он стал жертвой дворцового переворота, давшего престол его брату Маништушу. После пятнадцати лет правления Маништушу также был убит во время нового дворцового заговора, и на трон взошел Нарам-Суэн (2236 – 2200 гг. до н. э.), сын Маништушу и внук Саргона.

      При Нарам-Суэне Аккад достиг своего наивысшего могущества. В начале царствования Нарам-Суэна города юга Месопотамии,  недовольные возвышением Аккада, подняли мятеж. Его удалось подавить лишь после многих лет борьбы. Укрепив свою власть в Месопотамии, Нарам-Суэн стал величать себя «могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Население должно было поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя до него никто из царей Месопотамии не претендовал на такую честь.

     Нарам-Суэн считал себя властелином всего известного тогда мира и носил титул «царь четырех стран света». Он вел много успешных завоевательных войн, одержав ряд побед над царем Элама, над луллубейскими племенами, жившими на территории современного Северо-западного Ирана, а также подчинил город-государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, и распространил свою власть в Сирии.

      При преемнике  Нарам-Суэна Шаркалишарри (2200 – 2176 гг. до н. э.), имя которого в переводе означает «царь всех царей», начался распад державы Аккада. Новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно противостоять нашествию кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, причиной которых были острые социальные конфликты. Невероятно увеличились размеры царского хозяйства, которое подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуатировало труд безземельных и малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н. э. Месопотамия была завоевана и разграблена племенами кутиев, живших в горах Загроса.

     К 2109 г. до н. э. ополчение города Урука  во главе со своим царем Утухенгалем нанесло поражение кутиям и изгнало их из страны. Победив кутиев, Утухенгаль претендовал на царствование над всем Шумером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где у власти находилась III династия Ура (2112 – 2003 гг. до н. э.). Основоположником ее был Урнамму, который, как и его преемники, носил пышный титул «царь Шумера и Аккада».

Информация о работе Особенности культуры Древней Месопотамии