Основы создания репертуара в коллективе народно-сценического танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель: определить принципы и методы создания репертуара народно - сценического танца.
Объект исследования – репертуар.
Предмет исследования– принципы и методы создания репертуара.
Гипотеза: репертуар коллектива народно - сценического танца.

Оглавление

Введение
1.1. Понятие репертуара
1.2. Источники формирования репертуара
1.3 Принципы формирования репертуара
1.4. Народные танцы как основа репертуара
1.5. Педагогические функции репертуара в самодеятельном коллективе
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом Основы создания репертуара в коллективе народно - сценического танца.docx

— 55.55 Кб (Скачать)

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают взаимопонимание между собой.  

Учебный репертуар способствует:

- быстрому совершенствованию мастерства участников самодеятельного коллектива;

- развитию и закреплению исполнительских навыков;

развивает у  исполнителей интерес к народному  творчеству, к занятиям в коллективе;

- обогащает духовным мир, внутреннюю культуру;

- формирует эстетические вкусы.

   

На следующем  этапе развития самодеятельного  танцевального коллектива по мере приобретения его участниками исполнительских навыков, техники, актерского мастерства можно приступить к работе над постановкой образных, тематических, героико-патриотических, с ярко выраженным сюжетом, танцев других народов и стран, тем самым формируя разнообразный концертный репертуар коллектива. 

Концертный  репертуар также обладает целым рядом качеств:

- с его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи;

- он несёт  в себе воспитательный характер.  

Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь. Поэтому подбор репертуара художественной самодеятельности требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач. (59)

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что репертуар хореографического коллектива должен быть более или менее стабильным; следует сохранять постановки, которые наиболее полно отражают лицо коллектива, постановки, наиболее творчески интересные, яркие по мысли и сценическому воплощению. Стабильность репертуара создаст наглядную перспективу роста и движения коллектива. Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут прийти через некоторое время. Такая «наглядная агитация» имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в ней творческой атмосферы и стремления к активным занятиям. Кроме того, последовательное по степени сложности исполнение танцев порождает хорошее, здоровое соревнование между участниками коллектива.

     Однако  все это означает, что репертуар  должен быть неизменным. Следует  сохранять в нем наиболее удачные  и перспективные постановки и  неизменно пополнять новыми.

     А  далее следует принцип естественного  отбора, то есть проверка жизненности  постановки, ее творческой ценности. Если постановка отвечает этим  требованиям, нужно оставить ее  в репертуаре. Сохранение полноценных,  прошедших испытание временем  постановок, с непрерывной работой  над новыми и составляет основу  репертуара любого коллектива. 

   

  
 
 

Заключение

 

     Исследование  данной темы проводилось с использованием литературы по хореографии, педагогике и психологии.

     В работе раскрыты такие понятия как  коллектив, репертуар.

     В ходе исследования удалось выяснить, что репертуар дает многое для становления самодеятельного хореографического коллектива, как единого целого. Репертуар не может быть отдельным фактором, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, его «визитной карточкой». Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Весь процесс подбора и формирования танцевального репертуара коллектива должен быть обдуман заранее.

     Формирование  репертуара дело не просто ответственное; оно определяет всю деятельность коллектива. Едва ли не самый главный  аспект в вопросе репертуара —  его воспитательная роль и для  тех, кто занят в нем непосредственно  и участвует в подготовке того или иного произведения, и для  тех, кто его увидит со сценических  подмостков.

     В процессе исследовательской работы выявлено, что репертуар коллектива может складываться на основе нескольких источников.

     Первым  является фольклорный танец той  местности, где существует коллектив. Второй источник - заимствование репертуара профессиональных ансамблей танца  любительскими коллективами - один из самых распространённых и самых  противоречивых источников пополнения репертуара. Третьим источником является  видеоматериал. В коллективе народно-сценического танца основой репертуара должны быть народные танцы.

     В процессе формирования репертуара в самодеятельном хореографическом коллективе необходимо учитывать следующие факторы:

       - соблюдать разумные пропорции в создании репертуара, жанровое и тематическое разнообразие;

     - выбирать музыкальные произведения с богатым внутренним содержанием, которое заставляет сопереживать, думать, чувствовать,    а также отвечает требованиям современности; удобные для создания пластического образа;

     - давать оригинальную трактовку,  свое видение темы в хореографическом произведении, представляющем органическое сочетание высокой идейности, морали, эстетики с привлекательными выразительными средствами.

     Создавать свой репертуар в самодеятельном коллективе довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата, становлению и признанию коллектива.

     Специфика воспитательной работы в любительском коллективе

заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.

     - вопросы подбора репертуара,

     - овладение средствами художественной выразительности,

     - применение различных форм и методов обучения,

     - использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций,

     - сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми:

     Всё это составляет основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе.

     Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит

основой его существования, а значит, осуществления широкой

педагогической программы формирования и воспитания личности участника хореографического коллектива.

Список  литературы

 
  1. Асабин А.М. Методика педагогического руководства художественно -творческим коллективом: Учеб. пособие/ ЧГАКИ.- Челябинск, 2004.
  2. Асмолов А.Т. Психология личности: Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
  3. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во МГУКИ, 2003.
  4. Богданов Г. Ф. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах. - М.: ВНМЦНТИ КПР, 1982.
  5. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Учеб.- метод. пособие. –М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
  6. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях.- Киев,1985.
  7. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе. - М.; Искусство, 1984.
  8. Бочаров А., Лопунов А., Ширяев А. Основы характерного танца. -  М.-Л.:  Искусство, 1939
  9. Бухвостова Л.В. Мастерство хореографа: Учеб. пособие. – Орел, 2004.
  10. Вдовенко Н.Н. Народно-сценический танец: Учеб. пособие. – Челябинск, 1999.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
  12. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. -  М.:  Искусство, 1964
  13. Громов Ю. И. О специфике работы педагога-хореографа, руководителя детского танцевального коллектива. Проблемы развития самодеятельного художественного творчества ВПШК.- Л., 1979.
  14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2002.
  15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М. Педагогика 1986.
  16. Захаров Р. В. Беседы о танце. - М.: Профиздат, 1963.
  17. Захаров Р. Записки балетмейстера. -  М.:  Искусство, 1976
  18. Зотов Н. А. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. — М.: Знание, 1981.
  19. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие/ ЧГАКИ.- Челябинск, 2003.
  20. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе: Учеб. пособие.- Челябинск, 1989.
  21. Измайлова И.К. Реализация педагогических технологий в процессе обучения учащихся хореографических образовательных учреждений // Право и образование.- 2006.- №4.- С.130-141
  22. Иноземцева Г. Народный танец. - М.: Искусство, 1971.
  23. Каргин А.С.  Воспитательная работа в самодеятельном коллективе. -  М.: Просвещение, 1984
  24. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном, художественном коллективе. - М.: Просвещение.1984.
  25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000.
  26. Ко-Ынджу. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации молодежи к занятиям спортивными танцами / Ко-Ынджу., Пономарчук В.А. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 102-106.
  27. Крутецкий В.А. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1984.
  28. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004.
  29. Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь: К 95-летию со дня рождения. – М.: Согласие, 2001. – (Достояние России).
  30.   Леонтьев А.Н. Избраненные психологические произведения. Т.2. - М., 1983.
  31. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2001.
  32. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1997.
  33. Малекнова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. – М.: Пед. общ-во России, 2004.
  34. Маркова, А.К. Психология труда учителя. - М.: ИП, 1993.
  35. Мухина B.C. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.
  36. Основные принципы организации учебно-воспитательной работы в коллективе бального танца. Метод. рекомендации.-  М., 1986.
  37. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  38. Петровский А.В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1987.
  39. Поливанова К.Л. Психология возрастных кризисов. - М: Aкадемия, 2000.
  40. Работа с самодеятельным танцевальным коллективом. Метод. рекомендации / Сост. Т.Б. Нарская, Л.Д. Ивлева. – Челябинск, 1983.
  41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.
  42. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2004.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М: Учпедгиз, 1935.
  44. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие.- М.: Академия, 2000.
  45. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие.-  М.: Академия, 2004
  46. Словарь научной и народной терминологии но хореографии / сост. А. П. Сингач / Челяб. колледж культуры. - Челябинск, 2003.
  47. Смирнов, И.Ф. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2001.
  48. Соломоник Ф. А. Репертуар - основа воспитательного воздействия в самодеятельном коллективе: Педагогические условия организации самодеятельного художественного творчества. — Л., 1982.
  49. Уральская В. И. Народное творчество. На сцене и в жизни // Сов. балет. -1989. -№ 2. -С. 61-64.
  50. Уральская В. И. Фольклорная традиция: к вопросу о понятии // Балет. -1993.-№4.-С. 9-10.
  51. Устинова Т. Создание современных сюжетных танцев на основе национального народного танца // Современность в танце. - Л.: Искусство, 1964.
  52. Устинова Т., Баранчикова М., Миккель X. Балетмейстер и коллектив. - М.: Искусство, 1963.
  53. Учебно-воспитательная   работа  в  коллективах   художественной самодеятельности / Сост. Л. Жирнова. - М., 1973.
  54. Чурко Ю. Народно-сценическая хореография и фольклор // Балет. ,-1985. - № 1. - С. 34-36; № 2. - С. 16-18.
  55. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. - М.: ФиС, 1979.

Глава 2. Экспериментальная  работа

образцовый  детский коллектив ансамбль народного  танца "Задоринка" 
практику проходила на базе МОУ ДОД ЦДТ "Юность" г. Перми, ул. Боровая 16 
Кобзаренко Т. Н. - художественный руководитель, педагог высшей квалификационной категории. 
Буховей Г. А. - руководитель, педагог высшей квалификационной категории.

 

Предполагает  изучение богатой народной лексики, разнообразную манеру исполнения народных танцев, многочисленные виды русского танца: хоровод, перепляс, пляски, кадрили  и т.д. также дети знакомятся с  обычаями и манерой исполнения танцев народов мира. 
 

Информация о работе Основы создания репертуара в коллективе народно-сценического танца