Основы создания репертуара в коллективе народно-сценического танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель: определить принципы и методы создания репертуара народно - сценического танца.
Объект исследования – репертуар.
Предмет исследования– принципы и методы создания репертуара.
Гипотеза: репертуар коллектива народно - сценического танца.

Оглавление

Введение
1.1. Понятие репертуара
1.2. Источники формирования репертуара
1.3 Принципы формирования репертуара
1.4. Народные танцы как основа репертуара
1.5. Педагогические функции репертуара в самодеятельном коллективе
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом Основы создания репертуара в коллективе народно - сценического танца.docx

— 55.55 Кб (Скачать)

Первая  - когда исполнитель выходит к зрителям и тем самым выступает носителем определенного воздействия на него.

И вторая – насколько художественно значительно будет это воздействие.

     Принцип формирования репертуара, с одной стороны, соотноситься с общим  направлением, создающим творческое лицо коллектива, а с другой – способствовать росту мастерства исполнителей.

Не менее важным принципом при определении репертуара коллектива является, как уже говорилось, учет исполнительских возможностей его участников. Прежде всего, здесь проявляется один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним возможностям и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту. Это остается верным при использовании любого источника формирования репертуара.

     Выбор  репертуара должен основываться  на соответствии подготовленности  коллектива требованиям того  или иного произведения. И все  же необходимо, чтобы каждый номер  репертуара был не слишком  легким для исполнения, чтобы  он ставил задачи, которые надо  преодолеть в работе, достигая  более высокого профессионального  уровня.

    В  этом одна из сложностей в  выборе репертуара, и здесь руководителю  следует опираться не на общий  средний уровень, а на наиболее  стремящихся вперед участников, своеобразных творческих лидеров  коллектива. Для этого полезнее  всего одновременно вводить в  постановочную работу не один, а два или три номера, пробуя  в них как можно большее  число исполнителей. Освоение каждым  посильной задачи, некоторый элемент  соревнования, позволит двигаться  вперед всему коллективу и  определит своих исполнителей  для каждого произведения. Другой  вопрос – это последовательность  ввода этих танцев в репертуар.  Он в зависимости отряда условий  может быть одновременным и  поочередным.

     Говоря  о принципах выбора танцев  для постановки в коллективе, нельзя не затронуть тему индивидуальности, сольного исполнения. Массовые танцы,  рассчитанные на большое количество  исполнителей, «усредняют» способности  и индивидуальный рост каждого  танцора.

     Одаренные  личности являются для многих  участников коллектива образцом  для подражания, дают стимул для  работы, стремление тянуться за  лидерами и возможность достигнуть  более совершенного и яркого  проявления своих знаний, умений  в сложном мастерстве танца.

     Следовательно,  рядом с массовым репертуаром,  необходим сольный, а также  мелкогрупповой как подготовка  к сольному.

     Значит, с одной стороны, формирование  репертуара должно соотноситься  с общим направлением, создающим  творческое лицо коллектива, с  другой – с возможностями творческого  роста участников, их индивидуальности.

     1.4. Народные танцы как основа репертуара 

Основой репертуара коллективов народно-сценического танца являются народные танцы. Создавая их, руководитель должен учитывать, что старательное и глубокое изучение народного танцевального творчества дает возможность создать действительно высокохудожественный репертуар коллектива.

     Работая над постановкой народных танцев, руководители должны предложить такие  формы, которые отвечали бы возможностям исполнителей и одновременно сохраняли бы черты   настоящего народного искусства. В детских коллективах с детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей. Готовясь к занятиям, руководитель коллектива должен подобрать такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру.

       Бывают случаи, когда руководитель  детского коллектива при подстановке  танцев увлекается сложными движениями (различные присядки, повороты в  воздухе, прыжки и т. д.). Их  следует использовать так, чтобы  они были естественной кульминацией  танца, а не выглядели бы искусственно, оторвано от характера постановки. Рекомендуется включать сложные движения только в танцы, которые исполняют дети старшего возраста.

     Язык  народного танцевального искусства  яркий и выразительный. Танец  каждого народа — это иллюстрация  его жизни, быта, труда (6,19).

          Большой знаток народной хореографии  профессор Р. В. Захаров пишет,  характеризуя содержание русских  танцев: «Русские хороводы», «Камаринская»,  «Барыня», - сколько разнообразных  настроений выражают они! Здесь  и широкое дыхание, и буйная  удаль, и плавная лебединая  поступь, и веселый, неудержимый,  искрящийся задор, и смелость, и отвага, и чувство национальной  гордости… Все многообразие характера  русского человека, глубину его  души вы увидите в русском  народном танце».

     Среди танцев народов  ближнего зарубежья  наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорусские, литовские, молдавские, эстонские, латышские.

       Из народных танцев зарубежных стран — чешские танцы, для которых самым характерным является движение польки, хорошо усваиваемое школьниками. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и веселой музыкой чешские танцы вполне соответствуют требованиям репертуара детских коллективов.

       Польские танцы — краковяк  и мазурка — сложные по своим  движениям, их можно исполнять  только детям старшего возраста.  Венгерские, болгарские и румынские  танцы очень своеобразны по  ритму и музыке, большинство из  них исполняется в очень быстром  темпе. Поэтому их можно рекомендовать  только для хорошо подготовленных исполнителей.

       Некоторые руководители в репертуар  коллективов включают танцы, которые  не отвечают возрасту детей.  Часто можно видеть маленьких  девочек, которые исполняют лирические  хороводы, веснянки, содержание которых  для них совсем непонятно.

     Художественный  материал для эстетического воспитания должен отображать жизнь, близкую и  понятную детям. Танцы должны напоминать увлекательную игру.

     Сюжетами  танцевальных постановок могут быть использованы картины художников, песни, сказки, басни, рассказы, стихотворения, как классиков, так и современных авторов. Но не следует забывать об условности хореографического искусства, ведь не все конкретные жизненные явления можно передать языком танца. Смело решая новые задачи, изыскивая новые средства выразительности, постановщик должен всегда помнить, что главным мерилом творчества является художественная правдивость, четкое и ясное донесение до зрителя идейного замысла произведения.

     Хореографический  спектакль, в котором действуют  разнохарактерные   образы, способствует   эстетическому   воспитанию   детей, расширяет их кругозор, производит яркое впечатление,  как на участников   спектакля, так и на   детей-зрителей. Работа   над сценическим образом,  правдивым и выразительным, требует   от  участников   сознательного и ответственного отношения к занятиям.

     Руководителю  необходимо обдумать все мизансцены в постановках, а   на   репетициях, когда   еще   отсутствуют   декорации,   использовать разные предметы (столы, стулья и пр.), которые  помогут детям ориентироваться  на сценической площадке.

     Практическая  работа  над постановкой номера начинается с разъяснений руководителя, которые помогают юным исполнителям понять содержание танца, выяснить характеры действующих лиц, образы постановки и т. д. После беседы учащиеся прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого руководитель переходит к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, указывая на характер их исполнения. Необходимо помнить, что построение композиции в целом, отдельные фигуры, рисунки, точность и выразительность движений  являются средствами раскрытия содержания  танца. 

     Хореографические  постановки на основе классического  танца можно создавать для  участников коллектива, систематически обучающихся на протяжении трех-четырех  лет.

     Основой учебной работы коллектива, стремящегося усвоить классику, является систематический  классический тренаж. Начинать работу над классическим репертуаром нужно  с более доступных упражнений, построенных на простых элементах   классического   танца,   постепенно усложняя их, соответственно возрасту и технической подготовленности детей.

     В детских хореографических коллективах можно широко использовать  классическую музыку, создавая на ее основе танцы, по своему содержанию  и танцевальной  лексике доступные  для  исполнения  той или иной возрастной группы.

     Репертуар определяется поставленной целью и  задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами  развития коллектива.  Репертуар  строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с  целью поддержания интереса к  данному виду деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Педагогические функции репертуара в самодеятельном коллективе 

Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им острой идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связано с  формированием репертуара, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От его качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит эффективность выполняемых самодеятельностью функций. Вопрос о репертуаре тесно связан с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества.

Проблема репертуара в самодеятельных коллективах пользуется повышенным вниманием хореографов.

В условиях современной  самодеятельности – это дело непростое  и ответственное. В первую очередь  сложности связаны с тем, что  каждый коллектив располагает присущими  только ему техническими и художественными  взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководитель и подбирает  репертуар. Формирование репертуара определяется также теми конкретными задачами, которые решает коллектив на данном этапе, уровнем хореографической подготовки участников коллектива.

     Танцевальный  репертуар является основой творческого роста коллектива и важным средством идейно-эстетического воспитания его участников. Выработаны и приняты единые критерии и принципы формирования танцевального репертуара. Поэтому руководитель хореографического коллектива при формировании репертуара должен пользоваться следующими принципами:

идейной направленности,

художественной  ценностью,

доступностью  для исполнения коллективом,

педагогической  целесообразностью.

Также одним из таких критериев является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.

Формирование  репертуара определяет всю учебно-тренировочную  деятельность коллектива.

На  первой стадии становления  коллектива целесообразно сформировать учебный репертуар, в котором должны преобладать номера более доступные по композиционному рисунку, лексике и музыкальному оформлению, не требующие больших технических возможностей. Простота постановки позволит исполнителям быстрее понять замысел руководителя, освоить те задачи, которые поставил перед ними балетмейстер.

В коллективе народного танца лучше сформировать репертуар из танцев того села, области, края, где коллектив находится, так как они ближе участникам по манере и характеру исполнения. Изучение фольклора в учебно-воспитательной практике коллективов народно-сценического танца особенно важно потому, что на этом материале воспитывается интерес и любовь исполнителей к народному искусству, создаются благоприятные условия для формирования национального характера хореографического мышления участников коллектива, собственной манеры исполнения.

Информация о работе Основы создания репертуара в коллективе народно-сценического танца