Ораторское искусство как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:12, реферат

Краткое описание

Еще древние мыслители считали, что красноречие истинного оратора должно служить высоким и благородным целям борьбы за общее преуспевание, за настоящую справедливость и законность, за созидательную деятельность. Истинное ораторское искусство невозможно без высокой морали, и следует пользоваться им во благо, а не злоупотреблять этим великим искусством, не жонглировать словом, в котором заложена огромная сила. "Оратор, которого мы воспитываем, - писал известный римский теоретик и практик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан, - оратор совершенный, который не может быть никем иным, кроме как добрым человеком, и потому мы требуем от него не одного только отменного дара речи, но и всех нравственных качеств души

Оглавление

Введение
1. Ораторская речь как искусство: теория и практика
2. Роды и виды красноречия
2.1 Социально-политическое красноречие
2.2 Академическое красноречие
2.3 Социально-бытовая речь
2.4 Духовная (церковно-богословская) речь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Ораторское искусство как социальное явление.docx

— 58.53 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

 

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

 

Институт интенсивного образования

 

 

 

Реферат по дисциплине

 «Русский  язык и культура речи»

Тема «Ораторское искусство как социальное явление»

 

 

Работу выполнил:      _________    С. Г. Захарова

Студент   гр. Зр М-21                   подпись,       и.о. фамилия

                                                                                                      

Работу проверил:

Преподаватель                          старший преподаватель кафедры ИП,  С.Г.Апарина

                                                                  подпись,        должность,  и.о. фамилия

 

 

 

 

Заринск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Ораторская речь как искусство: теория и практика

2. Роды и виды красноречия

2.1 Социально-политическое  красноречие

2.2 Академическое красноречие

2.3 Социально-бытовая речь

2.4 Духовная (церковно-богословская) речь

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сейчас, в новый период развития нашего общества, слово стало  особенно весомым, его роль обновилась: оно сделалось орудием поиска истины и выражения своей позиции. И от этого повысилась его ответственность  за воздействие на людей.

Еще древние мыслители  считали, что красноречие истинного  оратора должно служить высоким  и благородным целям борьбы за общее преуспевание, за настоящую  справедливость и законность, за созидательную  деятельность. Истинное ораторское искусство  невозможно без высокой морали, и  следует пользоваться им во благо, а  не злоупотреблять этим великим искусством, не жонглировать словом, в котором  заложена огромная сила. "Оратор, которого мы воспитываем, - писал известный  римский теоретик и практик ораторского  искусства Марк Фабий Квинтилиан, - оратор совершенный, который не может быть никем иным, кроме как добрым человеком, и потому мы требуем от него не одного только отменного дара речи, но и всех нравственных качеств души. Ибо тот мужистинный гражданин, способный управлять общественными и личными делами, который может направлять граждан советами, укреплять законами, улучшать здравыми суждениями, будет, конечно, ни кто иной, как оратор" (Цит.; Кузнецова, Стрельникова, 1976, 189). Мыслители прошлого видели в ораторе человека-гражданина, искусно владеющего словом, все подчиняющего общественной миссии, соединяющего в себе исключительную честность, благородную мудрость, любовь к истине с глубокими и разносторонними знаниями, высокой культурой. Истинный оратор стремится приносить счастье и благополучие гражданам и всему государству.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы данного реферата и  его основную цель: охарактеризовать важнейшие концепции ораторской речи как искусства.

 

1. Ораторская речь  как искусство: теория и практика

В начале 20 века в Петрограде был образован Институт живого слова. В его организации участвовали  виднейшие литературоведы, лингвисты, деятели культуры - С.М. Бонди, А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Л П. Якубинский и другие. В Институте были открыты три отделения, учебное, научное, просветительное, в задачу которых входила подготовка работающих со словом специалистов: преподавателей писателей, ораторов, актеров.

Исторический и научный  интерес представляет речь А.В. Луначарского 15 ноября 1918 г. на открытии этого Института. Она была по сути программой обучения живому слову в новом обществе. Идеи этого замечательного оратора и сегодня актуальны для теории и методики публичной речи. Анатолий Васильевич отмечал повышение роли живого слова в жизни народа. Он усматривал одну из черт нового человека в умении публично выступать, излагать идеи и развивать социальные взгляды.

"Все формы политического  творчества, - считал он, - идут через  речь. Россия заговорила, и заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрел как можно скорее четкость, чтобы возможно было больше таких людей, которые бы говорили то, что они думают, которые умели бы влиять на своего ближнего и которые умели бы парализовать вред влияния, если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом" (Записки Института живого слова, 1919, 23). Луначарский красочно и убедительно характеризует социальную, психологическую, этическую, эстетическую и эмоциональную роль живой устной речи, призывает к ее внимательному изучению. Настоящее владение речью - это сложное искусство. "Дать возможность в споре, в доказательствах; в стремлении эмоционально потрясти другого человека, размерить вес, силу, остроту того слова, которое ты бросаешь, это и есть настоящее владение речью" (Записки Института живого слова,1919,15).

Богатый запас активной лексики, прекрасный голос, бойкая речь еще не означают, что человек владеет  техникой выступления. "Умеет говорить человек тот, кто может высказать  свои мысли с полной ясностью, выбрать  те аргументы, которые особенно подходящи в данном месте или для данного лица, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен" (Записки Института живого слова, 1919, 115). "Человек, который умеет говорить, т. е. который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственных чувств, этот человек обладает в полной мере речью" (Записки Института живого слова, 1919, 15). Как видим, в основе действенной речи лежат ясные аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально. В таком случае они могут быть убедительными. И вторая особенность эффективной речи - ее психологическое воздействие на аудиторию, ибо только взволнованная, страстная речь, подтвержденная правильными аргументами, может рассеивать заблуждения, воздействовать в нужном направлении на слушателей. Слово, речь дают возможность "открыть свою душу и открыть для себя души других".

Всякая речь, которая является настоящей, подлинной речью, которая вас потрясает, есть речь художественная; она переходит невольно в эту художественную форму. Речь художественна, если она ярка, если она заражена вашим чувством; и даже когда вы не заботитесь о том, чтобы возбудить в ваших слушателях определенное чувство, даже тогда, когда приводите только аргументы, - и тогда про вашу речь говорят, что это искусная аргументация. (Записки института живого слова, 1919, 18). Художественная речь потрясает читателя своей глубиной, яркостью, образностью, возбуждает в нем эмоции. И ораторская речь также эмоционально действует на слушателя. Поэтому Луначарский на первый план выдвигает яркие, четкие аргументы, а также изобразительно-выразительные средства - основу художественности публичной речи. Анатолий Васильевич был мастером аргументации и изобразительности, что подтверждают все его выступления.

Живое, словесное общение - это и наука, и искусство; они  представляют собой две стороны  одной и той же медали. И только во взаимодействии, в соединении того и другого возможно процветание  той части культуры, которая называется ораторским искусством. Эта мысль  проходила через все выступления  при открытии Института живого слова. Луначарский подчеркивал: "Надо учить  говорить весь народ от мала до велика" (Записки Института живого слова, 1919, 23). Развитие речи тесно связано с физическим, умственным, этическим и эстетическим воспитанием человека. Только гармоничное развитие способствует становлению настоящего оратора.

В практике ораторского искусства, считал Луначарский, необходима психология воздействия на слушателей: "Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через  его органы чувств, оно вновь одевается  в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того ближнего, к которому я обращался  с речью. Но у нас нет никаких  гарантий того, что слово, как объективное  явление в субъекте людей, к которым  мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что оно находит именно тот  резонанс, которого мы хотим. Следовательно, нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова  не только в воздухе, но и в душе тех, к кому слово обращено" (Записки  Института живого слова, 1919, 14). Речь влияет на слушателей интеллектуально  и эмоционально. Однако это влияние  может быть предсказано лишь в  том случае, если выступающий хорошо знает психологию аудитории. И не только. Необходимо связать этот аспект с социальным аспектом, и сегодня мы можем полностью согласиться с выводом Луначарского, "что искусство речи глубоко психологично и глубоко социально, что не изучивши той общественной и психологической среды, в которой слово раздается как духовный символ, а не как простое физическое явление, нельзя, в сущности говоря, сказать, что ты умеешь говорить" (Записки Института живого слова, 1919,14). Такова точка зрения Луначарского на ораторское искусство, которая представляет собой фактически программу и новый этап его исследования, поскольку к этому времени виды красноречия уже более или менее оформились.

В основе выделения родов  и видов красноречия лежит  фактор общественной сферы коммуникации, соответствующий основным функциям речи (общение, сообщение, воздействие). Сферы деятельности человека обслуживает, как нам представляется, и ораторская речь: научную сферу - лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение или информация; деловую сферу - доклад (выступление) на съезде (собрании, конференции), дипломатическая речь, прокурорская (или обвинительная) речь, общественно-обвинительная речь, адвокатская (или защитительная) речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого, речи на официальных церемониях; информационно-пропагандистскую сферу - доклад на социально-политические и политико-экономические темы, политическая речь, политическое обозрение, военно-патриотическая речь, митинговая речь, агитаторская речь, научно-популярная лекция, проповедь (слово); социально-бытовую сферу - юбилейная (или похвальная) речь, застольная речь (тост), надгробное слово. Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, доклад на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на конференции экономистов), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

Можно выделить следующие  роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род в ораторском искусстве - это часть красноречия, характеризующаяся общностью объекта речи, его разбора, оценки. Вид (жанр) является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

2. Роды и виды  красноречия

2.1 Социально-политическое  красноречие

К социально-политическому  красноречию можно отнести выступления  на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные, социально-бытовые темы, по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на собраниях, конференциях, съездах, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские и парламентские речи. Некоторые виды красноречия могут носить черты официально-делового и научного стиля речи, так как составляются в соответствии с официальными документами, в них дается научный анализ. Основная цель социально-политических речей - дать информацию слушателям о каких-либо фактах. В этих публичных выступлениях содержится различная политическая, экономическая и другая информация, оцениваются текущие социально-политические события, даются рекомендации, ставятся и решаются различные задачи, сообщается собранию о проделанной работе, анализируются и оцениваются ее результаты, успехи, недостатки. Эти выступления могут быть посвящены актуальным вопросам времени и могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер, связаны с внутригосударственными и межгосударственными отношениями. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки речи. Для некоторого вида политических речей типичны, как уже отмечалось, те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины, аналитические сочетания. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные языковые средства для достижения запланированного эффекта и цели.

Политическое красноречие  в России в целом было развито  слабо. Лишь военное ораторское искусство  достигло сравнительно высокого уровня. Не раз Петр I обращался к воинам. Выдающимся военным оратором был  и полководец А.В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас. "Наука побеждать" наглядно показывают, как искусно владел он словом. Военным оратором был русский полководец конца XVIII - начала XIX века М.И. Голенищев-Кутузов. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывая их к борьбе с врагами Отечества 1812 г. Среди русских дипломатов-ораторов ХVII-ХVIII веков видное место занимает А.О. Ордын-Нащокин. Во второй половине XVIII века при Екатерине II выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы - Г.А. Потемкин и Н.И. Панин. Обращались к народу с яркими речами руководители крестьянских восстаний - Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Это были ораторы из народа. Их речи не дошли до нас, но мы знаем о них по мемуарам, по "прелестным письмам" (воззваниям). Главная цель этих речей - возбудить ненависть к крепостникам, поднять народ на борьбу.

Талантливыми политическими  ораторами были М.А. Бакунин, русский  революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П.А. Кропочкин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В.И. Засулич, одна из организаторов группы "Освобождение труда".

Пролетарскими ораторами  были рабочий-ткач, активный участник революционного движения 70-х годов  П.А. Алексеев и один из организаторов "Северного союза русских рабочих" С.Н. Халтурин. Перед многочисленной аудиторией нередко выступали рабочие-революционеры В.И. Прошин, Ф.А. Афанасьев, Е.А. Афанасьев, П.А. Заломов, И.В. Бабушкин. Их речи зажигали аудиторию. В 1891 г. в Петербурге состоялась первая в России маевка, организованная социал-демократической группой М.И. Бруснева. Перед пролетарской аудиторией выступили рабочие-революционеры В.И. Прошин, Ф.А. Афанасьев, Е.А. Афанасьев и др. Они говорили об эксплуатации, тяжелом положении народа, требованиях для улучшения его жизни, призывали к организации борьбы: "Товарищи! Трудно нам будет, но наука освободила западных рабочих, она поможет и нам просветить умы наши, да и наполнить души наши святой истиной любви друг к другу! Будем, друзья, бороться за истину, не отступим шага назад до самой своей смертной агонии, за правду, равенство, братство, свободу! Будем учиться объединяться и, товарищи, будем организовываться в сильную партию! Будем, братья, сеять это великое семя с восхода и до захода солнца во всех уголках нашей Русской земли!" (конец речи Е.А. Афанасьева) (Ораторы рабочего класса, 1962, 301). В речах кратко анализировалась обстановка в России, слушатели призывались к созданию партий, к активным действиям. Речи очень эмоциональны, оценочны и призывны. В них используются факты, наиболее яркие, наиболее крупные, даже несколько общие.

Информация о работе Ораторское искусство как социальное явление