Ораторское искусство как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……………...3
Глава 1. История зарождения ораторского искусства……………….5
Глава 2. Особенности ораторского искусства как социального явления……………………………………………………….7
Глава 3. Классификация родов и видов ораторского искусства…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..16

Файлы: 1 файл

Ораторское искусство.docx

— 36.74 Кб (Скачать)

Реферат по русскому языку: Ораторское искусство как социальное явление

 

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение……………………………………………...……………...3

Глава 1. История зарождения ораторского искусства……………….5

Глава 2. Особенности ораторского искусства как социального явления……………………………………………………….7

Глава 3. Классификация родов и видов ораторского искусства…..10

Заключение…………………………….…………………………15

Список используемой литературы……………………..16

 

Введение

Что такое ораторское искусство? Что означает быть великим оратором? И какими данными должен обладать оратор?

Блестящая дикция, хорошо поставленная речь, приятная внешность? Но вспомним, великий римский оратор Цицерон имел серьезные проблемы с дикцией, первый советский вождь В. И. Ленин был картавым, а Гитлера явно не назовешь красавцем. Но разве они не были ораторами, которых слушали тысячи и миллионы?

Значит, чтобы быть оратором, нужно что-то другое? Тогда что? Харизма? Умение убеждать? Привлекать внимание?

Выражение ораторское искусство  имеет несколько значений. Под  ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского  искусства было принято еще в  античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета». Эта традиция была продолжена и в  русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в своем труде  «Краткое руководство к красноречию» писал: «Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства.

Многие современные исследователи  рассматривают ораторское искусство  как один из специфических видов  человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Целью данной работы является изучение ораторского искусства именно как явления социального, то есть имеющего значение для развития общества. Задачи исследования состоят в:

  1. Изучить историю зарождения ораторского искусства;
  2. Выявить характерные черты и особенности ораторского искусства как социального явления;
  3. Дать классификацию типов ораторской речи.

Поставленными задачами определяется и структура работы. Актуальность темы определяется той ролью, которую играет ораторское искусство в жизни человечества. Действительно, великие ораторы, обладающие определенной харизмой, часто вели за собой массы, вели их к созиданию или разрушению. Что же двигало ими? Что давало им такие способности управлять людьми, в чем вообще состояло их искусство убеждения и красноречия?

Попытаемся ответить на эти  вопросы в данной работе. 

Глава первая

История зарождения ораторского искусства

Что обусловило появление  ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики. Объективной основой зарождения ораторского искусство как социального  явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств — Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство  не оставило ничего достойного своим  потомкам, в то время как Афины  с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях  в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство  развивается в переломные эпохи  в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность  участия народных масс в решении  важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Каковы же особенности  ораторского искусства как явления социального? Об этом – в следующей главе.

 

Глава вторая

Особенности ораторского искусства как социального  явления

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных  сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и  др. Наиболее широкое применение оно  всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.

Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково  может служить как правде, так  и лжи, использоваться не только в  нравственных, но и в безнравственных  целях. Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому  в ораторском искусстве очень  важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность  за содержание речи.

Ораторское искусство  — явление историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха предъявляет  к оратору свои требования, возлагает  на него определенные обязанности, имеет  свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует  учитывать ту историческую эпоху, которая  породила данного оратора, выразителем  общественных интересов которой  он был.

Важной особенностью ораторского  искусства является то, что оно  имеет сложный синтетический  характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного языка, соблюдать нормы литературного языка и т. д.

И еще одна существенная особенность, ораторское искусство  никогда не было однородным. Исторически  в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные  роды и виды. В отечественных риториках  выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Ораторское искусство  или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet, ut probet, ut delectet, ut flectat — Цицерон, "De Oratore"). По целям своим, ораторская речь может служить интересам государства (политическое красноречие), обвинению или защите (судебное красноречие), религии (духовное или церковное красноречие): это три главнейшие, получившие наибольшее развитие отрасли ораторское искусства. Кроме того, различают еще военное красноречие, похвальные речи, школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т. п.) и другие, менее важные виды ораторского искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в ораторском искусстве различаются две стороны: сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения; поэтому в древности составилось убеждение, что ораторское искусство не составляет врожденного таланта. Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи. В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Делится речь на следующие части: приступ, объясняющий повод или причину речи и долженствующий привлечь внимание слушателей; предложение, излагающее главное содержание речи; разделение, указывающее на главные фазисы развития мысли; повествование, дающее обстоятельства дела; доводы, имеющие целью убеждение слушателей; патетическая часть, которая должна была тронуть сердце слушателей, и, наконец, заключение. Смотря по слушателям или по характеру говорящего может разнообразиться самый стиль речи, причем различаются: стиль низкий или дружеский (фамильярный), возвышенный или патетический и средний. В ораторской речи часто пользуются поэтическим языком, с его тропами и фигурами.

Постараемся дать классификацию  ораторского искусства – по родам  и видам.

 

Глава третья

Классификация родов и видов ораторского  искусства

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению  и воздействию. Существует несколько  сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй — дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей — военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой — юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род  красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию  относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Лекция, первый тип – деловое  красноречие. Доклад – подробное, развернутое  сообщение на тему детально-известную  оратору. Отчет – включает факты, цифры результата проделанной работы, быстро (группировка). Задача отчета –  доходчивость.

Торжественная речь – комплименты  вначале и в конце, в адрес  собравшихся и виновников торжества, повод – основанность торжественной речи – мемуары. Инструктаж – произносится не в специально отведенной аудитории. Компоненты: требования; условия возможности; цель; нужно определить санкции на выполнение; санкции на выполнение. Пленарное выступление: комплименты в адрес собравшихся, цели и задачи, регламент, повестка дня, предполагаемые результаты.

Некоторые жанры красноречия носят  черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат  официальные документы. В таких  речах анализируются положение  в стране, события в мире, основная их цель — дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т. п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления.

Некоторому виду политических речей  свойственны те стилевые черты, которые  характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Информация о работе Ораторское искусство как социальное явление