Ораторское искусство как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……………...3
Глава 1. История зарождения ораторского искусства……………….5
Глава 2. Особенности ораторского искусства как социального явления……………………………………………………….7
Глава 3. Классификация родов и видов ораторского искусства…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..16

Файлы: 1 файл

Ораторское искусство.docx

— 36.74 Кб (Скачать)

Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

Лекция – подчиняется научному стилю, есть другой подход к лекции – должна быть эмоциональной и  художественной: не прерывая логики, течь плавно. Цель лекции – передача важной информации, например, история публицистичности. В лекции нужны пункты.

К социально-политическому красноречию  – доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическую, дипломатическую речь, политическое обозрение, агитаторскую речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

К судебному красноречию  – прокурорская или обвинительная  речь; общественно-обвинительную речь, адвокатская или защитительная  речь, общественно-защитительная речь, самозащитная речь обвиняемого;

К академическому красноречию - лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

Данная классификация  в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя и оно не охватывает всех видов красноречия. В частности  в ней не представлены дискуссионные  и полемические речи, такая эффективная  форма ораторской речи, как реплика, ответ на пресс конференции, а  так же виды красноречия, применяемые  на радио и телевидении.

Наряду с социально-бытовым, социально политическим, академическим, судебным, церковно-богословским красноречием исследователь выделяет:

парламентское красноречие  как разновидность социально-политического;

дипломатическое красноречие  – (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);

военное красноречие – (речь – приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему);

торговое красноречие  – реклама;

пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, лекция-экскурсия, лекция-концерт, беседа, репортаж, показ, цикл лекций);

диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, беседа, деловое содержание).

Видовое многообразие ораторской речи велико, и здесь мы разобрали  лишь отдельные ее роды и виды. Важно  отметить, что и приведенная классификация  не универсальна. Однако она позволяет четче понять ораторское искусство как явление общественной жизни. 

Заключение

Настало время для подведения итогов.

Ораторская практика настолько  сложна, разнообразна, многогранна, что  невозможно все предусмотреть заранее  и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Тем не менее, можно сформулировать следующие выводы:

  1. С древнейших времен ораторское искусство представляло широкий интерес философов, ученых из разных областей знаний, было предметом споров, дискуссий и очень широкого интереса;
  2. Ораторское искусство всегда использовалось в различных сферах деятельности человека, прежде всего, в политической сфере как способ манипулирования общественным сознанием, достижения власти и иных политических, военных и прочих целей;
  3. Можно выделить различные роды и виды ораторской речи по степени их красноречия, сфере применения способу реализации и так далее.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к  подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал  свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные  риторические навыки и умения.

 

Список используемой литературы

  1. Андрианов В.Т. Государственный держивизм во Франции: история и современность/ В. Андрианов// Русская речь. — 2006. — № 3. — С. 3—12.
  2. Аннушкин В.И. Зачем нужна риторика/ В.И.Аннушкин// Русская речь. — 1988. — № 5. — С. 2—8.
  3. Берегова Т.П. Психология убеждения: учебно-практическое пособие/ Т.П. Берегова. — М.: «ПРИОР», 1998. — 288 с.
  4. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: пособие/ Б.В. Бушелева. — М.: «Молодая гвардия», 1997. — 273 с.
  5. Ваганова Д.Х. Риторика в обществе: учебное пособие/ Д. Х. Ваганова. — М.: МИИТ, 1994. — 275 с.
  6. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения/ Т.Г. Винокур. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2003. — 503 с.
  7. Володина С.Н. Как работать над устным выступлением/ С.Н. Володина// Русская речь. — 1999. — № 47. — С. 3—4.
  8. Гольдин В.Е.: Речь и этикет/ В.Е. Гольдин. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 573 с.
  9. Деловой этикет/ Яковлев// Риторика: сб. статей. — Вып. 7. — М.: ПРИОР, 2003. — С. 42—76.
  10. Ивин, А.А. Риторика: умение убеждать/ А. А. Ивин. — М.: ФАИР, 2002. — 304 с.
  11. Исследование речевых средств/ Кузьмина// Риторика: сб. статей. — Вып. 5 — М.: ЮНИТИ, 1995. — С. 24—35.
  12. Колесов В.В. Культура речи/ В.В. Колесов. — Л.: МПСИ, 2003. — 332 с.
  13. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: учебно-методическое пособие/ В.И. Курбатов. — М.: Издательство МГУ, 2004. — 358 с.
  14. Лингвистическая прагматика/ Нефедов// Практический курс: сб. статей. — Вып. 6. — М.: ПРИОР, 1993. — С. 5—7.
  15. Методологические основы ораторского искусства/ Климова// Риторика: сб. статей. — Вып. 1. — М: МГИМО, 2002. — С. 8—34.
  16. Михальская А.С. Язык успеха/ А.С. Михальская. — М: ПРИОР, 2001. — 275 с.
  17. Ножен, Е.А. Мастерство устного выступления/ Е.А. Ножен. — М.: ФИАР, 1987. — 505 с.
  18. Овладение риторикой/ Адельсон// Риторика: сб. статей. — Вып. 5. — Красноярск: ГУЦМиЗ, 2003. — С. 7—25.
  19. Петров А.Р. Деловая риторика/ А.Р. Петров. — М.: ОМЕГА-Л, 1997. — 367 с.
  20. Петров И.А. О таланте говорить/ И.А. Петров// Русская речь. — 1995. — № 5. — С. 7—8.
  21. Поварнов И.В. О теории и практике спора // Русская речь. —1990. — №3
  22. Умение сконцентрироваться перед выступлением/ Анненков// Риторика: сб. статей. — Вып. 2. — М: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — С. 2—14.

Информация о работе Ораторское искусство как социальное явление