Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:12, реферат
Еще древние мыслители считали, что красноречие истинного оратора должно служить высоким и благородным целям борьбы за общее преуспевание, за настоящую справедливость и законность, за созидательную деятельность. Истинное ораторское искусство невозможно без высокой морали, и следует пользоваться им во благо, а не злоупотреблять этим великим искусством, не жонглировать словом, в котором заложена огромная сила. "Оратор, которого мы воспитываем, - писал известный римский теоретик и практик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан, - оратор совершенный, который не может быть никем иным, кроме как добрым человеком, и потому мы требуем от него не одного только отменного дара речи, но и всех нравственных качеств души
Введение
1. Ораторская речь как искусство: теория и практика
2. Роды и виды красноречия
2.1 Социально-политическое красноречие
2.2 Академическое красноречие
2.3 Социально-бытовая речь
2.4 Духовная (церковно-богословская) речь
Заключение
Список использованных источников
1912 и последующие годы - годы нового революционного подъема. Можно назвать таких ораторов, как депутаты IV Государственной думы И.Г. Петровский, А.Е. Бадаев, М.К. Муранов, Н.Р. Шагов, Ф.Н. Самойлов. Выдающимся оратором был Г.В. Плеханов, который владел удивительной способностью привлекать к своим словам внимание аудитории.
В период подготовки и проведения
Октябрьской революции
Уже в первые годы установления Советской власти активно выступали такие сложившиеся еще до 1917 г. политические ораторы, как И.Ф. Арманд, Н.И. Бухарин, С.М. Киров, А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, В.В. Куйбышев, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Я.М. Свердлов, Л.Д. Троцкий, М.С. Урицкий, М.В. Фрунзе, Г.В. Чичерин. Их речи имели особую прагматическую направленность.
В послевоенные годы выступали с пламенными речами в защиту мира наши деятели культуры. Интересны речи И.Г. Эренбурга на Пражском конгрессе сторонников мира, на сессии постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира в Стокгольме, на первой сессии Всемирного Совета Мира в Берлине, на второй сессии Всемирного Совета Мира в Вене, выступления А.А. Фадеева на форумах мира и перед деятелями культуры.
В наши дни стремительно
развивается демократическое
2.2 Академическое красноречие
Академическое красноречие (лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция) - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Виды этого красноречия характеризуются большой информативностью, познавательной направленностью, логичностью суждений, в них сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются принципиально новые подходы к известным явлениям. Академическое красноречие представляет собой активное средство гражданского воспитания, развития творческого мышления, средство эстетического воздействия на слушателей.
Лекторское красноречие - это искусство, и выдающиеся профессора всегда оставляли глубокий след в сердцах своих учеников. Вот что писал, например, Р.К. Баландин о В.И. Вернадском: "Чем определяется мастерство лектора? Каковы критерии этого? На что более должна походить лекция: на яркий фейерверк, вызывающий восторг у слушателей, или на посев, результаты которого вызревают не вдруг, исподволь, подчас незаметно, но плодотворно? Казалось бы, для Вернадского вопрос этот решался однозначно: лекция, сообщение, доклад - один из способов передачи информации. В действительности было не совсем так. Ученый хорошо понимал: всякое публичное выступление, даже посвященное научным проблемам, несет элемент искусства. Он заботился об организации материала лекции, стиле и тональности изложения, с тем, чтобы держать слушающих в напряжении и в то же время не утомлять монотоном" (Живое слово науки, 1981, 28-29).
В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX века с пробуждением общественно-политической мысли. Однако еще в XVIII веке Е.Р. Дашкова, руководитель Академии наук и президент Российской академии, в состав которой входил Академический университет, вводит чтение лекций и даже просит у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы по основным отраслям наук для всех желающих "на российском языке", что будет способствовать распространению просвещения. И ежедневно в течение четырех летних месяцев крупнейие специалисты читают публичные лекции по основным отраслям наук: С.К. Котельников - математику, Н.Я. Озерецковский - естественную историю, Н.П. Соколов, Я.Д. Захаров-химию, В.М. Севергин - минералогию, А.К. Кононов, М.М. Гурьев - физику. Успех курсов был огромен. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.
В 40-60 годы XIX века на многие
университетские кафедры
Один из выдающихся ученых, общественных деятелей и лекторов первой половины XIX века - Т.Н. Грановский, профессор Московского университета, с именем которого связывают развитие гражданских традиций в русской лекторской школе. Его лекции стали крупнейшим общественно-политическим явлением того времени. Публичные выступления Т.Н. Грановского по истории Западной Европы, ежегодные курсы по всеобщей истории в Московском университете пользовались огромной популярностью. Главным предметом исследований ученого была история западноевропейского средневековья. Но его интересы были гораздо шире, охватывали также древнюю, новую и новейшую для того времени историю, живо интересовался он и отечественной историей, ее методологическим осмыслением, связью прошлого с современными вопросами. Профессор. Л. Панина говорила об ученом: "Т.Н. Грановский был прирожденным оратором. Он и сам чувствовал и сознавал это свое призвание. "Что такое дар слова? - писал он друзьям. - Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть геплая душа и убеждения". И трудно выразить это точнее. "Художником на кафедре" называл Т.Н. Грановского профессор К.Д. Кавелин, с актером сравнивал русский историк профессор М.С. Соловьев. Все лекции Т.Н. Грановского были очень эмоциональны и художественны. Каждая его лекция воспринималась как законченное художественное произведение" (Этюды о лекторах, 1974,20-22).
Как замечательный лектор и автор знаменитого курса истории известен.В.О. Ключевский - русский историк второй половины XIX- начала XX века. Академик М.В. Нечкина писала о В.О. Ключевском: "Глубокое знание предмета и художественные особенности мышления позволяли Ключевскому как бы видеть то, о чем он говорил. Он конкретно представлял себе прошлое и воссоздавал в воображении слушателей, но не просто как "картинку", а как основу своего научного вывода. Он проникал в строй старой жизни и зримым образом познавал ее. Он, по мнению современников, владел даром "художественного внушения" (Этюды о лекторах, 1974, 51).
Гражданские традиции, утверждаемые
Т.Н. Грановским, получили дальнейшее развитие
в лекторской деятельности многих ученых.
Видными представителями
Судебная речь призвана оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. К ним примыкают общественно-обвинительная и общественно-защитительная речи, а также самозащитительная речь, которые в судебном процессе занимают второстепенное место. Они произносятся сравнительно редко и по содержанию примыкают к двум основным.
Русское судебное красноречие
начинает развиваться во второй половине
XIX века после судебной реформы 1864 г.
с введением суда присяжных. Судебные
речи талантливых русских
Дореволюционное судебное красноречие, отражая объективный подход к исследованию обстоятельств дела, пронизано глубоким психологизмом, поскольку ораторы старались сильно воздействовать на чувства присяжных заседателей и слушателей. Доказательная сторока судебной речи в настоящее время приобретает гораздо большее значение, чем психологический анализ. Советская адвокатура выдвинула немало талантливых судебных ораторов (И.Д. Брауде, Л.А. Ветвинский. С.К. Казначеев, Я.С. Киселев, В.Л. Россзльс и др.), создавших и разработавших принципы и стиль судебной речи.
Судебный процесс - это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор, для того чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи. Судебные прения представляют собой полемику по материалам конкретного дела и помогают суду лучше разобраться в фактических и юридических обстоятельствах дела.
Прокурор, являясь представителем
органов надзора, в судебном заседании
выступает государственным
Адвокат, являясь защитником
законных прав подсудимого, должен проанализировать
материалы дела с точки зрения
защиты, доказать невиновность подзащитного
или меньшую степень
Обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката служат выяснению истины, вынесению справедливого приговора, в чем и состоит ближайшая цель судебной речи. Чем глубже и убедительнее проанализированы в речи обстоятельства дела, тем большее влияние оказывает она на выносимый судом приговор. Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанные функции, определяющие содержание судебного красноречия.
2.3 Социально-бытовая речь
К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь (посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер), приветственная речь, застольная речь (произносимая на официальных, например, дипломатических, приемах, а также речь бытовая), надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни, например, речь В.И. Ленина "Памяти Я.М. Свердлова" на заседании ВЦИКот18 марта 1919 г.
Одним из видов социально-бытового
красноречия было придворное красноречие,
для которого характерно пристрастие
к высокому слогу, пышным, искусственным
сравнениям и метафорам. На этот вид
красноречия сильно повлиял классицизм,
господствовавший в то время в
литературе и искусстве. Приведем в
качестве примеров несколько речей
подобного типа. "Слово похвальное
блаженной памяти Государю Императору
Петру Великому, говоренное апреля
26-го дня 1755-го года" М.В. Ломоносовым
(Греч, ч. I), 1830, 236-266), - светская речь, относящаяся
к панегирикам, составлена в лучших
традициях этого вида ораторского
искусства. Речь выдержана в торжественном
стиле. Иногда эта торжественность,
даже витиеватость, достигает такой
степени, что затемняет содержание.
Сначала Ломоносов долго
Информация о работе Ораторское искусство как социальное явление