Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:26, реферат
Ренессансные явления в архитектуре блистательно представляет классический Петербург. Первой ярчайшей ренессансной личностью на русской почве по праву должен быть назван царь Петр. Он заложил, как город на Неве, так и основы для развития ремесел, наук и искусств в России.
В данной работе рассмотрены общие характеристики культуры петровского Петербурга.
Введение 3
1. Общая характеристика культуры петровского Петербурга 4
2. Идеология Русского Ренессанса 11
3. Русская женщина эпохи Возрождения 13
4. Архитектура Петербурга первой половины XVIII века 15
Заключение 20
Дополнительный материал 21
Библиографический список 24
Дворец Меншикова на Васильевском острове.
Одно из первых монументальных каменных зданий города. Построено в 1710 - 1727 гг. по проекту Дж.-М. Фонтана. В строительстве принимали участие архитекторы И.-Г. Шедель, И.-Ф. Браунштейн, Г.-И. Маттарнови. Резиденция любимца и сподвижника Петра I - А.Д. Меншикова. Окончательно достроен дворец был лишь в 1759г. Трехэтажный дворец перекрытый высокой крышей с переломом, обогащенный двумя угловыми ризалитами выглядел очень монументально. В первый год после постройки здание одиноко стояло на пустынном берегу Большой Невы. Перед ним была устроена временная деревянная пристань. Фонтана, будучи большим знатоком классических форм, применил здесь поэтажный ордер.
При
этой системе плоскости стен оказались
"разлинованы" горизонтальными
междуэтажными поясами и
Собор Святых Петра и Павла.
Сооружен по проекту Д. Трезини (1712-1733). Доминантой его является многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высоким золоченым шпилем с флюгером в виде фигуры летящего ангела (общая высота колокольни - 122,5 м). "Уже при беглом взгляде на общий силуэт Петропавловского собора бросается в глаза ничтожество самого храма по сравнению с гигантской колокольни. Точно зодчий задался мыслью создать не просто храм, а колокольню-храм, мыслью, быть может, навеянной ему самим царем... Петру, несомненно, улыбалась мысль иметь в новой "резиденции" своего рода "Ивана Великого", головокружительный высоты сооружение, верхушка которого терялась бы в небе....
Колокольня
сочинена прямо превосходно: отлично
задумана вся ее масса и очень
смело применены на ее переднем фасаде
массивные волюты (т.е. завитки), остроумно
подчеркнувшие слитность
Кинины Палаты.
Сооружение палат началось в 1714г. для одного из петровских чиновников - А.В. Кикина. Авторство приписывается Шлютеру. Одноэтажные крылья здания в 1720-х гг. были надстроены. Позднее, в XVIII-XIX вв. палаты неоднократно перестраивались и утратили свой первоначальный облик. Во время Великой Отечественной войны здание было частично разрушено. В процессе его восстановления оказалось возможным вернуть ему характер сооружения Петровской эпохи - с плоскими лопатками и пилястрами, фигурными фронтонами на боковых и центральном ризалитах, наружной лестницей, которая ведет в бельэтаж.
Петровские ворота Петропавловской крепости.
Парадный
въезд в крепость со стороны главной
Троицкой площади в честь побед
России в Северной войне. Исполнены
Д. Трезини (1707 - 1708 гг. в дереве, 1717 - 1718гг.
- перестроены в камне).Ворота носят характер
триумфальной арки с одним проездом. Поверхность
фасадной стены обработана рустами. Над
аркой проезда со стороны города расположен
барельеф "Низвержение Симона-волхва
апостолом Петром" (1708) и изображение
бога Саваофа в аттике (1708) работы К. Оснера.
По сторонам проезда в нишах - скульптуры,
приписываемые Н. Пино: богиня войны Беллона
слева и богиня мудрости Минерва справа
(1720-е гг).
Здание Кунсткамеры.
Построено в 1718-1734 гг. архитекторами Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербелем, Г.-К.Киавери и М.Г.Земцовым, которые последовательно сменяли друг друга. Здание предназначалось для размещения библиотеки и естественнонаучной коллекции. Состоит из двух трехэтажных корпусов, соединенных в центре сложной по объему многоярусной башней с купольным завершением. В 1755-1757 гг. здание восстановлено после пожара 1747г. С.И.Чевакинским. Верхний ярус башни был воссоздан лишь в 1947-1948 гг. Р.И. Капланом - Ингелем. Во внешнем облике Кунсткамеры простой деловой характер петровского зодчества (вертикальные членения с помощью плоских лопаток и филенок, скромные наличники окон) сочетается с воздействием форм барочной архитектуры (сложные по конфигурации выступы основания башни и ее завершения).
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.
Создана по проекту Д. Трезини в 1717-1725 гг. Расположена в северо-западной части монастыря. Трехэтажное, прямоугольное в плане здание, завершенное высокой фигурной кровлей и увенчанное восьмигранным барабаном с куполом и маленькой позолоченной главкой. Красно - белые стены здания, их этажное членение, крыша своеобразной формы - все это характерно для многих творений Трезини. Если Благовещенскую церковь мысленно лишить главы, перед нами предстанет гражданская постройка без каких бы то ни было признаков культового здания.
Здание Двенадцати коллегий.
Здание построено в 1722-1742 гг. по проекту Д.Трезини (первый этаж) и Т. Швертфегера (верхние этажи). Главным фасадом оно обращено к Петропавловской крепости, а боковым - к Неве. Единое здание разделено на двенадцать ячеек - корпусов, коллегий, каждое с самостоятельной кровлей и ризалитом, соединенных единым коридором и галереей первого этажа. Пилястры композитного ордера, объединяющие два первых этажа, придают цельный характер всему зданию. Это одно из самых больших зданий Петербурга первой половины XVIII века: его протяженность около 400 метров.
Дворец Меншикова (Ораниенбаум).
Построен
в 1710-1713 гг. В строительстве принимали
участие архитекторы Дж.-М.Фонтана,
И.-Г.Шедель, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино. "Общая
композиция его на редкость пленительна,
и местность используется очень остроумно
и умело, чего не удалось достигнуть при
расположении других дворцов в окрестности
Петербурга. Он стоит на горе, уступы которой
использованы для очаровательной системы
террас, нарядно спускающихся к партеру
перед морем и прихотливо играющих извилистыми
линиями своих перил. От центрального
двухэтажного корпуса идут к морю полукруглые
галереи, заканчивающиеся большими павильонами."
(И.Грабарь. Петербургская архитектура
в XVIII и XIX веках. С.103).
Террасы и лестницы с
Большой дворец (Петергоф).
"Большие палаты"
(название встречающееся в
Монплезир (Петергоф).
Построен в 1714-1723 гг, архитекторами А.Шлютером, И.-Ф.Браунштейном, Ж.-Б.Леблоном, Н.Микетти. Своеобразие и неповторимость облика здания определяются прежде всего близостью к морю. Одноэтажное кирпичное здание с центральным повышенным объемом, перекрытым крышей с переломом, к которому с двух сторон примыкают галереи, заканчивающиеся боковыми "увеселительными павильонами" - люстгаузами. Все направлено на подчеркивание связи с природой, с парком, с морем: небольшая высота здания, его большие двери и окна почти до земли. Перед дворцом - обращенная в сторону моря широкая терраса с балюстрадой.
Большой дворец (Стрельна).
Выполнен по проекту итальянского архитектора Н.Микетти. Проект был осуществлен в 1719 - 1726 гг., с 1721г. строительство возглавил и довел до конца М.Земцов. В 1750-х гг, перестроен после пожара Ф.-Б.Растрелли в стиле барокко. После пожара 1803 г. дворец восстанавливали с изменениями А.Н.Воронихин и Л.Руска. Грандиозное четырехэтажное протяженное здание стоит на высокой природной террасе. Боковые ризалиты южного фасада образуют парадный двор. Северный парковый фасад имеет цокольный этаж, выдвинутый вперед и опущенный по склону холма.
В цоколе прорезаны арочные
ниши с гротами. Крыша
Марли (Петергоф).
Построен И.-Ф. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти, Н. Пино в 1720-1730 гг. Небольшое прямоугольное в плане здание в два этажа с уступчатой высокой крышей. Простенки западного и восточного фасадов покрыты горизонтальным рустом. Центральная ось отмечена лучковым фронтоном, балконом на уровне второго этажа, высокой застекленной дверью-окном в нижнем этаже.
Эрмитаж (Петергоф).
Построен
И.-Ф. Браунштейном и Ж.-Б. Леблоном в 1721-1725
гг. Небольшое компактное двухэтажное
здание, стоящее на четырехугольном каменном
основании, окружено рвом, через который
перекинут мостик. Центральная часть фасада
павильона выделена лучковым фронтоном
и расширенным окном-дверью второго этажа,
выходящим на балкон. Стены покрыты горизонтальной
рустовкой, поверх которой тянутся пилястры,
объединяющие оба этажа. Весь второй этаж
павильона занят залом-столовой. Стол
был снабжен подъемным механизмом. Стены
украшены картинами западноевропейских
мастеров, повешенными сплошной шпалерной
развеской.
Заключение.
Воздействие европейской культуры на Россию громадно, но не в силу ее отсталости, а именно ее открытости миру, ее "всемирной отзывчивости", черты не столько чисто русской, как думал Достоевский, а ренессансной эпохи и ренессансной личности, что впервые мы наблюдаем у древних греков, у мыслителей и художников эпохи Возрождения в Европе, в России у Пушкина, но эту открытость и восприимчивость проявил уже Петр I. Ренессансный импульс в России возник не в среде гуманистов и художников в соответствии с требованиями переломной эпохи от средневековья к новому времени, а в гениальной личности молодого царя с могучей волей к жизнестроительству и творчеству во всех областях ремесел, наук и искусств. Именно поэтому искусство и науки становятся "общегосударственным делом", чего не было в Европе в эпоху Возрождения. Идея государственного предназначения художественного творчества (как и научного) и его воспитательной миссии, выработанная Петром I и заложенная в основу его преобразований, еще задолго до просветителей, определила совершенно новый характер Ренессанса в России.
Ренессанс
в России - это не повторение европейского
с его культом индивидуализма,
что явилось одною из причин его
разложения, а совершенно новое явление,
с отрицанием индивидуализма и культа
наживы, основных ценностей буржуазного
Запада, как это понимали великие русские
писатели и мыслители.
Дополнительные
материалы.
Портрет Петра Первого (около 1725 г.)
Художник:
Андрей Матвеев.
«Летний сад при Петре Великом» (1902г.)
Художник:
Александр Николаевич Бенуа.
«Зима. Каток.» (1915 г.)
Художник:
Константин Андреевич Сомов.
Афродита (Венера Таврическая)
Приобретена
Петром I в Риме в 1718 г.